Первый рабочий день воспитателя

Итак, вы выбрали себе нелегкую, но такую интересную профессию — воспитатель или учитель. За плечами годы обучения, практика в школе или в детском саду, контрольные, рефераты, дипломы, изготовление материала для уроков и занятий. В руках у вас Он — диплом о законченном высшем образовании, и вы идете устраиваться на работу. Вас ждет оформление трудового договора, прохождение медицинской комиссии. Для этих целей нужно завести медицинскую санитарную книжку, в которой будут пометки о прохождении прививок и прочих процедур каждые полгода.

И, наконец, свершилось… Ваш первый рабочий день. Руководитель учебного заведения вводит Вас в педагогический коллектив и представляет «акулам педагогики». Известно, что женский коллектив — это самый сложный вид коллектива, который только может быть. Ведь где женщины — там разговоры. Где разговоры — там сплетни. А где сплетни — там ссоры и выяснение отношений. Давайте выведем первое правило нахождения в женском коллективе: старайтесь как можно меньше обсуждать людей, что Вас окружают. А если все-таки придется, то говорить о них только хорошее.

Люди, которые вас будут окружать — это педагоги с опытом работы. Поэтому не смущайтесь задавать вопросы. Это правило вообще распространяется для любого молодого специалиста. Никогда не бойтесь задавать вопросы, ведь это не говорит о вашей некомпетентности, это говорит о вашей любознательности. Лучше сделать работу правильно с первого раза, предварительно выслушав советы опытных сотрудников, чем сделать всё на свой страх и риск, а потом исправлять ошибки. Да и опытные воспитатели и учителя будут к вам хорошо относиться, если будут знать, что вы прислушиваетесь к их мнению, и они для вас являются авторитетом.
Хочу также обратить ваше внимание на понятие авторитета. Ведь именно он важен в работе с детьми. Его нужно завоевать, и начинать это нужно с первого дня пребывания в саду.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены, по , тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя.

Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета. К сожалению, нет определенных правил к завоеванию авторитета. Могу лишь дать несколько рекомендаций в этом сложном пути:

— Ваши слова не должны расходиться с делом. Если вы что-то запрещаете детям, то и сами не должны этого делать. Никогда не говорите фразы типа: «Вам нельзя этого делать, потому что вы маленькие» Это унижает детей. А педагог должен быть наравне с ними, и если и возвышаться по каким-либо параметрам, то сугубо потому, что дети так хотят, а не возвышая себя самостоятельно.

— Если вы требуете уважения к себе, то вам нужно научиться уважать и детей. Люди так устроены, что интуитивно относятся к людям так, как к ним относятся люди. Даже если в вашей практике случится конфликт, нужно уметь достойно из него выйти. Не унижая и ни в коем случае не оскорбляя детей на том основании, что они — дети, а вы — взрослый.

— Использовать при работе с детьми игру. Всегда и везде. Ведь игра — это основной вид деятельности дошкольника и младшего школьника. Игра — это их мир. И если вы сумеете проникнуть в этот мир, все пути для вас будут открыты.

— Будьте честными с детьми. Дети — это такие живые детекторы лжи — они безошибочно чувствуют, когда им лгут, и никогда не будут уважать и доверять человеку, если почувствуют, что он с ними не честен. В жизни случаются всякие ситуации, и всегда горькая правда лучше сладкой лжи.

Вот, пожалуй, все, что я хотела сказать в напутствие молодому воспитателю или учителю при вхождении его в этот прекрасный удивительный и немного странный мир — мир детства.

Элина Кругликова
Начало работы, или Начинающему воспитателю посвящается…

Помню первый свой день на работе. Не забуду его никогда. столько опыта дает именно этот первый день. Так наполняет душу. и помнится по минутам. в голове мелькают голоса и лица детей, улыбки и слезки, крик и шепот, рисунки, игры, вопросы и много всего.

Читайте также:  Отрицательный тест на наркотики

Я пришла работать в середине лета в смешанную группу детей от 3 до 5-6 лет на следующий день после защиты диплома в педагогическом. И уже потом поняла что хотя бы половину тех знаний что дали мне 6 курсов университета стоило оставить за стенами детского сада. Вспоминать и пользоваться ими приходиться только потом, а для начала попробуйте не повторять за дургими воспитателями, не копировать их стиль и фразы, а просто быть собой. Дети настолько тонко чувствуют поведение взрослого, что ошибки быть не может. Вот несколько важных моментов.

Будьте ближе к детям. Начните с себя, вспомните свое детство: как хотелось поболтать с подружкой, поиграть в догонялки, не спать в тихий час, не есть ту невкусную котлету, да мало ли еще что не сделать. И вот вспомнив то ощущения, когда вас заставляют — вы все поймете. Может стоит разрешить поболтать но после обеда, поиграть в догонялки вместе с ними но на улице в безопасном месте, объяснить зачем нужно отдыхать в тихий час и посидеть на кроватке, разрешить съесть только ту вкусную картошку, да мало ли еще что. И может тогда вы построите тот первый мостик — мостик к малышу, который и есть весь мир.

Несколько наблюдений, сделанных мною практически в первую неделю работы. Длинная юбка на воспитателе — залог непременного успеха. Восприятие ребенком формы одежды происходит моментально, у него сложились некоторые образы и понятия о добре и зле. И поверьте, "тетя" в черных брюках и мрачной кофточке воспринимается ребенком немного иначе, чем одетая в юбку в пол спокойного тона и кофту, а если еще на ней бусы длинные, красивые! У меня в "рабочем гардеробе" таких комплектов несколько, от всех моих бус сходят с ума даже мальчики старшей группы, всем детям разрешается ими играть, трогать, рассматривать, но только сидя у меня на руках (кстати это дети безумно любят, т. к. это напоминает им раннее детство).Многие вещи из гардероба созданы собственноручно, их дети особенно любят, будь то кошка с пуговичками вместо глазок или гусеница на футболке из ткани разных фактур. Дети чувствуют вещи, в которые вложена душа.

Еще один момент — разговаривая с ребенком, опуститесь до его роста. Сразу вспоминаются слова:

А Вы прилягте на траву,

Ведь это очень-очень просто,

И одинакового роста

Вы сразу станете с детьми.

Как точно сказано, сказанное с высоты взрослого не всегда попадает туда куда необходимо. На практике мною это проверено во многих ситуациях: будь то на прогулке или в группе, сравните фразы и почувствуете.

"Саша перестань бегать,"- кричит воспитательница на всю площадку. Несколько детей рядом испугались, еще несколько просто оглянулись, отвлекшись от игры.

"Сашенька, подойди ко мне пожалуйста,"- спокойным голосом подойдя максимально близко просит воспитатель. Саша подходит и ему объясняют зачем позвали и просят быть аккуратнее при игре с другими детьми. Да возможно не сразу, но вы добьетесь успеха.

Песня «Дошкольный выпускной» на мотив «Погода в доме» Дошкольный выпускной (На мотив «Погода в доме») 1 ребенок: Давным – давно, но я уже не помню, Меня малышкой в садик привели, Встречали.

Статья «Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно». Мне 32,а я до сих пор помню свой первый день в детском саду. В моей памяти отчетливо сохранилось воспоминание о зеленом пластмассовом крокодиле,.

Опыт, который возможно, облегчит первые шаги молодого педагога.

Скачать:

Вложение Размер
sovety_nachinayushchim_vospitatelyam.doc 56.5 КБ
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста 57 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Практическая работа с ее неожиданностями часто затрудняет начинающих воспитателей, вселяет неуверенности в свои силы, ведет к разочарованию. Опыт, которым я хочу поделиться, возможно, облегчит первые шаги молодого педагога.

Только любящий детей человек может быть воспитателем.

Эта любовь должна проявляться в уважении к личности ребенка, его чувствам и переживаниям. Такой педагог ласково и приветливо встретит малыша пришедшего в группу, справедливо разберется в конфликтах, терпеливо выслушает ребенка, покажет свою заинтересованность его делами, вместе с ним будет переживать случившееся.

Однако это не значит, что воспитатель не должен быть требовательным, строгим там, где это нужно. Но строгость обязательно должна сочетаться со справедливостью. Кажется простое дело – детский конфликт: разведи ребят в разные стороны и все. Нет, любящий детей педагог выяснит причину, докажет, в чем ребенок не прав, во всем обязательно разберется обстоятельно.

Любовь к детям проявляется и в большом терпении.

Ребенок, вступая в жизнь, ежедневно для себя делает открытия, овладевает знаниями, умениями, навыками. Если ребенок отстает от других детей, не торопите его. Похвалите за малейшие успехи, и малыш будет вам по своему благодарен (не умея еще выразить это) за проявленное к нему терпение, ласковое слово и поддержку.

Так с чего же начать молодому педагогу?

Советую до выхода на работу побывать в группе, познакомиться со вторым воспитателем, няней, детьми, послушать рассказ коллеги об индивидуальных особенностях каждого ребенка, посмотреть, где хранится оборудование, пособия, где проводятся прогулки, познакомиться с планом работы и документацией группы.

Такая предварительная подготовка поможет начинающему воспитателю почувствовать себя увереннее, когда он в первый раз придет в группу на работу.

Очень важно постоянно следить за своим внешним видом. Приятно детям, родителям и всем окружающим видеть воспитателя аккуратно причесанным, скромно, со вкусом одетым. Дети любуются вами, ваш внешний вид уже доставляет им радость.

Читайте также:  Как узнать в стоп листе или нет

Малыши все замечают: и красивую брошь, и платочек в кармашке, и яркий поясок, но вместе с тем и стоптанные тапочки, и лохматую прическу. А то, что не заметят малыши, обязательно заметят старшие. Дети любят и гордятся своим воспитателем, и вы должны их любовь заслужить. Первый шаг к этому – ваш внешний вид.

В идеальном порядке должен быть и стол воспитателя – ничего лишнего, только тетрадь с планом, журнал посещаемости, красивая ваза, заполненная по сезону (распускающиеся ветки, осенние цветы и т.д), материал к занятию.

По согласованию со вторым воспитателем установите и поддерживайте порядок в группе, т.е. соблюдайте место хранения педагогического материала, игр, игрушек, оборудования.

В младших группах такой порядок поддерживайте сами, в старших постепенно привлекайте к этой работе и детей. Они будут помогать с удовольствием. В работе со старшими детьми можно использовать следующий метод: например, перед прогулкой или занятиями собрать ребят и спросить: «Посмотрите, пожалуйста, что еще у нас лежит не на месте?» или: «Ребята, а мы можем уже уходить на прогулку?» Дети заметят непорядок и поспешат его устранить. Обязательно оцените их действия: «Молодец, Вова, ты увидел, что машины стоят не на своем месте и поставил куда надо» и т.д.

Единые и постоянные требования обоих воспитателей выработают у детей полезную привычку к порядку, необходимую в дальнейшей жизни.

Педагог несет полную ответственность за выполнение режима дня. Для того, чтобы день прошел четко, по намеченному графику, накануне нужно продумать весь ход работы, тщательно подготовиться к занятиям. Особенно это касается необходимого для занятия материала и оборудования (бумага, кисти, краски, клей, ножницы, книги, картины и т.д.), неподготовленность к проведению занятий является одной из причин срыва режима дня.

С самых первых дней старайтесь установить тесный контакт со своей напарницей. Хорошо вмести составить план работы. Если ваша напарница – опытный педагог, советую понаблюдать, как она проводит утренние часы, занятия, прогулку, организует кормление детей. Не обязательно наблюдать полностью весь рабочий день, можно проанализировать лишь отдельные режимные моменты. Спрашивайте, советуйтесь, не стесняйтесь. Опыт приходит не сразу.

Старайтесь предъявлять детям единые требования при соблюдении порядка в группе, при проведении занятий. Воспитатель – человек творческий, он должен иметь свои интересные приемы и методы, но главное, чтобы они не шли вразрез с методами напарницы по работе.

Когда сдаете смену, расскажите о том, как прошел рабочий день, какие встретились трудности, как вели себя отдельные дети и каково настроение всей группы. Большим помощником в работе является няня. С ней также надо полностью контактировать. Пусть дети видят ваше уважительное отношение к ней.

Выяснение всевозможных спорных вопросов между воспитателями и няней не должно происходить при детях. Старайтесь избегать ссор.

В моей долголетней практике приходилось нередко наблюдать, как начинающий воспитатель буквально мечется по группе: одного ребенка успокаивает, другому отвечает на вопрос, разнимает дерущихся и т.д. Да, на все надо прореагировать, но не суетясь. Всем своим видом надо выражать спокойствие и собранность, несмотря на огромное внутреннее напряжение. Обязательно нужно учиться владеть собой, своими эмоциями. Ваше внешнее спокойствие и собранность будут хорошо действовать на коллектив детей, дисциплинировать их, создавать нормальную обстановку в группе.

Большое значение для воспитателя имеет умение находить свое место в группе во время работы.

На занятии это место четко определяется содержанием занятия, а в остальное время — в часы игр, на прогулке, в межрежимные моменты – воспитатель всегда находится среди детей. Но он должен так уметь выбрать место, чтобы заниматься с одним ребенком или группой детей, видеть остальных и знать, кто чем занят. Такое умение дается не сразу, но стремиться к этому надо с первых шагов.

Находясь среди детей и постоянно наблюдая за их деятельностью, вы вовремя предупредите конфликт, ссору, увидите, кому и чему и чем надо помочь, например, посоветуете приготовить простейшие атрибуты (билеты, флажок и т.д.), чтобы игра стала интереснее, а возможно, и самим придется включиться в игру, особенно в младших группах. Дети должны почувствовать в вас не только строгого педагога, но и веселого, доброго участника их затей – это возможно лишь в том случае, если вы постоянно находитесь среди детей и наблюдаете за их поведением.

Начиная работать с детьми, учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону и так же будут обращаться к вам и друг к другу.

Следите за своим голосом, думайте над каждым своим словом, ибо лишние, ненужные слова очень возбуждают ребят. Обычно у многословного воспитателя дети шумливы и не сразу реагируют на обращение, указание и просьбы.

Старайтесь установить в группе спокойную, деловую обстановку. Конечно, не исключены и конфликты между детьми. И уж если они возникли, воспитатель должен разрешить его спокойно, тактично и, главное, справедливо.

Как бы хорошо не была организована группа, возможность конфликтов не исключена. Если воспитатель будет внимателен к поведению детей и наблюдателен, то возникновение конфликта можно предупредить или ликвидировать в момент зарождения.

Причинами конфликтов могут быть самые разнообразные ситуации и положения. Рассуждаю о тех, которые, на мой взгляд, наиболее характерны:

  • Болезнь ребенка, начало заболевания. Воспитатель замечает, что всегда спокойный мальчик вдруг стал капризен, конфликтует с детьми. В первую очередь выясните, здоров ли, измерьте температуру, спросите — не болит ли у него что–нибудь, поговорите с родителями ребенка о его поведении дома.
  • Неправильное семейное воспитание. Если ребенку позволяется делать дома все, что он захочет, то, конечно, в детском саду он будет конфликтовать по каждому поводу: «Отдай игрушку», «Не хочу заниматься», «НЕ буду спать», «Хочу идти первым» и т.д. С таким ребенком надо терпеливо вести постоянную педагогическую работу. Особенно много и упорно надо работать с его родителями. И только в контакте с ними можно исправить ошибки.
  • Причиной конфликтов и изменением поведения ребенка иногда бывает систематическое и даже одноразовое недосыпание: засиделись в гостях или дома были гости, смотрел передачу по телевизору и т.д. Все это влияет на нервную неокрепшую систему ребенка.
  • В младшей группе причиной конфликтов может быть отсутствие большого количества одинаковых игрушек. Малышу обязательно хочется такую же игрушку, как у другого ребенка, — это свойственно его психике. Поэтому желательно иметь больше одинаковых игрушек.
  • В старших группах игрушка тоже может быть причиной конфликтов, но здесь уже можно применять побольше методических приемов: переключать внимание на что – то другое, интересное, устанавливать очередность, объединять несколько детей вокруг одной игрушки и т.д.
  • Распределение ролей в сюжетно — ролевых играх также может быть причиной конфликта.
Читайте также:  Муж оскорбляет моих родителей

Энергичные, волевые, но неправильно воспитанные дети всегда хотят быть ведущими в играх. Если такой ребенок не получил желаемую роль – сразу же возникает конфликт. Воспитатель должен тактично доказать, что с ролью, например, капитана справится и Сережа (малоактивный, застенчивый), и приложит все усилия, чтобы действительно Сережа справился.

Распределение ролей в играх – важный момент в работе воспитателя. Причин конфликтов много, но их всегда надо выяснять и справедливо во всем разобраться.

С первых шагов в работе необходимо учиться анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом, причем делать это жестко, с пристрастием и ежедневно. Советую проводить разбор всего рабочего дня: что прошло хорошо, а что не удалось – на занятиях, прогулке, во время других режимных моментов, в плане организации коллектива и т.д.

Наряду с неудачами обязательно отмечайте и положительные приемы, методы.

В плане организации детского коллектива полезно составить характеристику каждого ребенка. Эта работа проводится совместно обоими воспитателями с привлечением родителей, которые расскажут о поведении ребенка дома, его интересах, навыках и т.д. У педагогов такая работа развивает наблюдательность, кроме того, дает большую возможность приложить свои знания психологии.

Составляя характеристику, воспитатель более глубоко познает ребенка, его характер, поведение, активность, контактность, речь, двигательные навыки, самообслуживание и т.д. Он будет знать, как и в каких случаях надо подходить к тому или иному ребенку: возбужденного занять спокойной игрой, малоактивному давать посильные различные поручения, задания; с молчаливым почаще говорить, расспрашивать и т.д.

Составление характеристики в каждой группе дает возможность наблюдать за ростом и развитием детей.

Воспитатель должен всегда работать в тесном контакте с родителями. Но есть папы и мамы, которые опаздывают приводить ребенка в детский сад во- время, мало занимаются с ними дома, не придерживаются режима в выходные дни.

Таким родителям приходится давать необходимые советы. Но прислушиваться будут только к советам воспитателя, который пользуется авторитетом, любит детей и добросовестно, честно работает.

Опытный педагог, и тем более начинающий, порой испытывает затруднения при приеме детей, особенно новых. Нужно проявлять максимум ласки, внимания, радости оттого, что ребенок пришел в детский сад. Можно заинтересовать его игрушкой, книжкой, картинкой, живым объектом (птичка, рыбка, черепаха, еж).

Некоторые воспитатели, особенно, начинающие, при встрече с родителями вечером жалуются на детей. Мелкие, необдуманные жалобы унижают педагога, нервируют детей и родителей, а пользы не приносят.

Жалоба должна быть тщательно продумана. Например, ребенок стал незаметно уносить игрушки из детского сада домой. Обязательно надо поставить в известность родителей и бороться с этим общими усилиями.

Чаще рассказывайте родителям о положительных моментах в поведении ребенка, о самых маленьких достижениях, о добрых делах и поступках, о взаимоотношениях с детьми, о помощи, оказанной ребенком товарищу и т.д.

Обратите внимание, как и в каком виде ребенок встречает своих родителей вечером. Если он аккуратно одет и при встрече начинает оживленно о чем-то хорошем, интересном рассказывать, это значит, что ему хорошо и интересно. Родители мысленно ставят оценку вашей работе и дают вам характеристику.

Если ребенок с плачем бежит к маме, да еще у него шапка не завязана, пальто неправильно застегнуто, обувь обута не на ту ногу, носовой платок потерян, вы тоже получите соответствующую оценку и характеристику. И в этом случае ничем нельзя убедить родителей, что ребенку в детском саду хорошо, что все произошло случайно. Если воспитатель может в таком виде отдавать ребенка, значит, он работает спустя рукава. Дети такого педагога не любят, а родители не уважают и сожалеют о том, что приходится доверять ему своих детей.

Радостно должны встречать родителей и старшие и младшие дошкольники, их внешний вид, настроение, улыбка – все должно говорить о том, что ребенку хорошо, что вы честно выполняете свой гражданский долг, работаете творчески и добросовестно.

Я не делаю никаких открытий, просто, опираясь на свой многолетний опыт, хочу помочь начинающим воспитателям в их шагах на благородном педагогическом поприще.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector