Перевод зоны земельного участка

Содержание

Содержание

Территориальные зоны — элементы ПЗЗ поселения

Отнесение земельных участков к конкретным территориальным зонам — результат градостроительного планирования территорий городских и сельских поселений.

Главные цели такого планирования ( статья 9 ГК РФ):

  1. определение в документах территориального планирования назначения территорий:
    • исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов
    • обеспечение устойчивого развития территорий
    • развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
    • учёт интересов:
      • граждан
      • объединений граждан
      • Российской Федерации
      • субъектов РФ
      • муниципальных образований

      Градостроительная картина поселения отображается графически:

      • в генеральном плане
      • в карте функционального зонирования

      Каждый цвет в этих чертежах соответствует конкретной территории поселения:

      • выделяются территориальные зоны
      • зоны объединяют земельные участки со сходными характеристиками

      К признакам любой территориальной зоны относятся (пункты 2-4 статьи 85 ЗК РФ):

      • учёт особенностей зоны:
      • расположение
      • развитие
    • установленные границы
    • сочетание различных ВРИ ЗУ
    • установленные градостроительные регламенты, определяющие правовой режим:
      • земельных участков
      • всего, что:
        • находится над и под поверхностью ЗУ
        • используется при застройке и эксплуатации:
          1. зданий
          2. строений
          3. сооружений
          4. предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства на смежных ЗУ
          5. Градостроительный регламент — порядок, вводимый правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) поселения. Он устанавливается в соответствии с ГК РФ. Он обязателен для исполнения:

            • собственниками ЗУ
            • землепользователями
            • землевладельцами
            • арендаторами ЗУ

            вне зависимости от форм собственности и иных прав на землю.

            В случае, когда ВРИ ЗУ не входят в перечень видов разрешённого использования территориальной зоны,

            • земельный участок
            • объекты недвижимости, прочно связанные с ЗУ

            не соответствуют градостроительному регламенту. Возможности развития территории надела ограничены.

            Территориальные зоны вводятся для установления градостроительных регламентов. Градрегламенты определяют правовой режим ЗУ зоны. В этом состоит:

            • градостроительное значение территориальных зон
            • роль зон в формировании генерального плана поселения

            Негативные последствия

            Обязательность соблюдения регламентов градостроительства может стать причиной ограничений прав владельцев и пользователей ЗУ:

            1. по застройке наделов
            2. по эксплуатации возведённых капитальных объектов

            Как бы ни были совершенны:

            1. генеральный план
            2. карта функционального зонирования территории

            разработанные компетентными профессионалами совместно:

            • с муниципальными и региональными властями
            • с природоохранными, лесными и водными службами
            • с комитетами и министерствами
            • с органами контроля за надлежащим состоянием памятников истории и культуры
            • с иными организациями

            они не могут быть абсолютно идеальными. Их схемы и чертежи не вечны. Они меняются вместе с ПЗЗ.

            Ситуации, когда возникают негативные последствия

            • Ошибки при формировании территориальных зон:
            1. границы 2 или нескольких зон проходят через 1 участок
            2. участок оказывается сразу в нескольких территориальных зонах

            Это нарушение требований ГК РФ (пункт 4 статьи 40 ).

            Для устранения ошибки участок будет включён в зону градостроительного преобразования. Она в дальнейшем делится:

            1. на ЗУ
            2. на территориальные зоны

            ВРИ ЗУ в зоне устанавливаются в соответствии:

            • с функциональным назначением участков
            • с проектами проектами планировки территорий

            Регламент зоны градостроительного преобразования определяется по видам фактического использования:

            • ЗУ
            • объектов капитального строительства

            Предельные параметры развития капитальных объектов должны соответствовать фактическим показателям существующих объектов:

            Другие последствия включения ЗУ в территориальную зону:

            1. невозможность эффективного использования в территориальной зоне:
              • ЗУ
              • недвижимого имущества
              • причинение вреда правообладателям участков
              • снижение стоимости ЗУ и объектов капитального строительства
              • невозможность реализации прав и законных интересов граждан и их объединений
              • ПЗЗ и градостроительные регламенты препятствуют:
                • функционированию ОКС регионального или местного значения
                • размещению объектов капитального строительства регионального или местного значения

                Превращаются ли ПЗЗ и установленные в соответствии с ними градостроительные регламенты территориальных зон в непреодолимое препятствие при использовании земельных участков? Для целого ряда случаев так не происходит.

                Сами ПЗЗ определяют пути преодоления проблемных ситуаций:

                • при объективно обоснованной невозможности эффективного использования участка
                • при доказательстве обстоятельств, что попунктно перечислены выше

                подготовленных правообладателями земельных наделов.

                Изменение территориальной зоны земельного участка

                При изучении вопроса об изменении территориальной зоны нужно знать, что ПЗЗ:

                • это документ градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГК РФ)
                • утверждаются нормативными правовыми актами:
                • органов местного самоуправления
                • органов государственной власти субъектов РФ
                • органов власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
              • устанавливают:
                • территориальные зоны
                • градостроительные регламенты
                • порядок применения ПЗЗ
                • порядок внесения изменений в ПЗЗ
                • порядок включает:
                  • карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон
                  • градостроительные регламенты
                  • Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления.

                    ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации.

                    • для рассмотрения вопроса овнесени изменений
                    • для внесения изменений

                    могут служить определённые обстоятельства.

                    Перечень обстоятельств

                    При внесения изменений в генеральный план поселения или в схему территориального планирования муниципального района возникло несоответствие ПЗЗ:

                    1. генеральному плану
                    2. схеме территориального планирования

                    А) При получении предписания об устранении:

                    использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в ПЗЗ поселения, городского округа, межселенной территории.

                    Предписание направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Оно обязательно для исполнения в сроки, установленные законодательством.

                    Б) При поступлении предложений:

                    1. об изменении границ территориальных зон
                    2. об изменении градостроительных регламентов

                    Кто готовит предложения об изменении территориальной зоны

                    Подготовить предложения о внесении изменений в ПЗЗ может любой желающий. Их авторами могут быть:

                    • федеральные органы исполнительной власти
                    • органы исполнительной власти субъектов РФ:
                    • когда ПЗЗ могут воспрепятствовать функционированию и размещению ОКС регионального значения
                  • органы местного самоуправления муниципального района:
                    • когда ПЗЗ препятствують функционированию и размещению объектов капитального строительства местного значения
                    • органы местного самоуправления
                      • когда необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории:
                      • когда ПЗЗ не обеспечивают возможность размещения на территориях поселения объектов, предусмотренных документами территориального планирования:
                        1. объектов федерального значения
                        2. объектов регионального значения
                        3. объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов)
                        4. Требование (а не предложение) о внесении изменений в ПЗЗ для обеспечения размещения объектов готовятся:

                          • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
                          • уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ
                          • уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района

                          Физические и юридические лица могут также подавать свои предложения (заявления) о внесении изменений в ПЗЗ в части изменения территориальной зоны земельного участка:

                          • в инициативном порядке
                          • в случаях, когда в результате применения ПЗЗ участки и капитальные объекты не используются эффективно
                          • причиняется вред их правообладателям
                          • снижается стоимость ЗУ и объектов капитального строительства
                          • не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений

                          Заявление об изменении территориальной зоны

                          Заявление об изменении территориальной ЗУ должно содержать детальное обоснование необходимости внесения изменений в ПЗЗ.

                          Если в качестве причины обращения указывается невозможность эффективного использования участка или недвижимого имущества, то нужны факты, подтверждающие это утверждение.

                          Серьёзное внимание уделяется заявлениям, где в качестве причины обращения:

                          1. доказывается нанесение вреда правообладателю участка
                          2. показывается уменьшение стоимости надела или капитальных объектов

                          Объективность доказательств может послужить залогом благоприятного исхода в рассмотрении заявлений об изменении территориальной зоны.

                          Читайте также:  Какие дачи нужно регистрировать

                          Примерная формв заявления — здесь.

                          Решение об изменении территориальной зоны

                          Изменение территориальной зоны — задача, решаемая в несколько этапов как в случае подачи заявления на стадии разработки ПЗЗ, так и в случае действия уже принятых ПЗЗ.

                          Итоговое решение зависит от многих факторов:

                          • от результатов рассмотрения поступившего заявления в специальной комиссии
                          • от результатов публичных слушаний:
                          • владельцы смежных участков и иные заинтересованные лица высказывают свои мнения
                          • замечания фиксируются в протоколах этих слушаний.

                          Исключение:

                          изменение территориальной зоны ЗУ вызвана ошибками, допущенными при её формировании

                          Подача заявления об изменении территориальной зоны на стадии разработки ПЗЗ

                          • предложения и заявления направляются в Комиссию по проекту правил землепользования и застройки
                          • в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменений в ПЗЗ комиссия готовит предварительное заключение, в котором содержатся:
                          • или рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗ
                          • или рекомендации об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения
                        5. предварительное заключение комиссии вместе с проектом изменений в ПЗЗ направляются главе местной администрации
                        6. организуются публичные слушания
                        7. о проведении слушаний делается публикация в СМИ:
                          • о дате и месте проведения
                          • с информацией из проекта изменений в ПЗЗ
                          • в ряде случаев проведение публичных слушаний не требуется
                          • по результатам слушаний комиссия готовит итоговый вариант проекта изменений в ПЗЗ с приложением к нему протокола публичных слушаний
                          • подготовленные документы отправляются главе администрации:
                            • в течение 10 дней он должен принять решение:
                              1. о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправления
                              2. об отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления
                              3. Подача заявления об изменении территориальной зоны при действующих ПЗЗ

                                • Предложение о внесении изменений в ПЗЗ направляется в Комиссию по землепользованию и застройке (в соответствии с положениями статьи 32 Градостроительного кодекса РФ)
                                • В течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменений в ПЗЗ комиссия готовит предварительное заключение, в котором содержатся:
                                • или рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗ
                                • или рекомендации об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения
                              4. Предварительное заключение комиссии вместе с проектом изменений в ПЗЗ направляются главе местной администрации:
                                • в течение 30 дней он должен принять решение:
                                  1. или о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправления
                                  2. или об отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления
                                  3. О главном в заявлении

                                    Каким бы относительно несложным представлялся алгоритм решения вопроса об изменении территориальной зоны земельного надела, не стоит рассчитывать на лёгкость её выполнения.

                                    Нужно повториться о важности доказательной базы. Она должна:

                                    1. убедительно и объективно подтвердить невозможность эффективной эксплуатации ЗУ
                                    2. содержать причины, создавшие невозможность эксплуатации ЗУ при уже выполненном включении ЗУ в территориальную зону

                                    Для одних участков потребуется подготовка отчёта лицензированной компании. В нём должны содержаться официальные данные о низкой кадастровой стоимости:

                                    • или наделов
                                    • или расположенных на участках объектов недвижимости

                                    Для других ЗУ потребуются доказательство того, что включение их в границы утвержденной территориальной зоны:

                                    • противоречит статьям Градостроительного кодекса РФ
                                    • не учитывает существующее землепользование:
                                    • например, застройку объектами капитального строительства
                                  4. не соответствует генплану поселения в части назначения территории
                                  5. Для третьих наделов, считавшихся сельхозугодьями в зоне с/х земель, может потребоваться доказательство:

                                    • низкого бонитета
                                    • низкой кадастровой стоимости в сравнении с той, что сложилась в муниципалитете

                                    Примеров доказательств можно приводить много. Каждый из них соответствует конкретной ситуации. Они не идентичны для всех наделов, для которых, по мнению правообладателей, требуется изменение территориальной зоны.

                                    Необходимо выделить самые существенные основания, ведь внесение изменений в ПЗЗ — не обязанность, а право администрации. Основания тщательно изучаются, полученная информация проверяется, а частые отказы становятся не редкостью.

                                    Правообладатели участков имеют право решить проблемы в судебном порядке. Примером этому может послужить суд, в котором собственник оспорил отказ администрации в изменении территориальной зоны. Он обосновал свои требования следующими причинами:

                                    • на участке есть жилой дом
                                    • генеральный план поселения не несоответствует правилам землепользования и застройки

                                    Полезная информация

                                    1. С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
                                    2. Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
                                    3. Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
                                    4. С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь.
                                    5. О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
                                    6. С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
                                    7. Представление о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно получить здесь.
                                    8. Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь.
                                    9. С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
                                    10. С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь

                                    Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости.

                                    Владелец (землепользователь) не вправе изменять категорию самостоятельно – строго регламентированный порядок перевода и регистрации позволяет избежать злоупотреблений при эксплуатации участка.

                                    Граждане чаще всего сталкиваются с необходимостью перевести участок из одной категории в другую, когда речь идет о небольших земельных наделах, полученных много лет назад в пользование от муниципалитета или садоводческого некоммерческого товарищества (далее в тексте – СНТ). Даже оформление в собственность или приватизация такой земли не дает владельцу официального права построить и зарегистрировать на этой территории жилой дом или иной объект, не отвечающий целевым требованиям. Чтобы поставить строение на государственный учет, необходимо получить разрешение на перевод земель из одной категории в другую.

                                    Категории земель в России

                                    Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:

                                    1. Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
                                    2. Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
                                    3. Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
                                    4. Водный фонд.
                                    5. Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
                                    6. Лесной фонд (читайте: как бесплатно получить лес от государства).
                                    7. Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.

                                    Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

                                    Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

                                    1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
                                    • консервация территории;
                                    • создание особо ценных зон;
                                    • расширение ЗНП;
                                    • запланированное возведение промышленных сооружений;
                                    • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
                                    • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
                                    • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
                                    • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
                                    • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
                                    1. ЗНП. Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст. 8 ФЗ 172).
                                    2. Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст. 9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.
                                    3. Земли с особым статусом (охраняемые, ценные). Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст. 10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.
                                    4. Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст. 11, 12 ФЗ 172).
                                    Читайте также:  Компьютер это бытовая техника

                                    Следует уточнить, что ограничения на перевод конкретной территории в другую категорию могут налагаться специальными нормативными актами. Узнать наверняка, может ли осуществляться процедура перевода для конкретного участка, можно, заранее направив запрос в земельно-имущественный отдел муниципалитета, в ведомстве которого находится эта земля.

                                    Процесс изменения категории земель: пошаговая инструкция

                                    Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):

                                    Шаг 1. Подготовка пакета документов

                                    Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:

                                    1. Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
                                    2. Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
                                    3. Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
                                    4. Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
                                    5. Заключение экологической экспертизы.

                                    Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами.

                                    Помимо перечисленного, от заявителя могут запросить дополнительные документы в соответствии с федеральными (муниципальными) нормативными актами и постановлениями Правительства РФ (п. 2 ст. 2 ФЗ 172).

                                    Шаг 2. Обратиться с заявлением (ходатайством)

                                    В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления.

                                    Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления. При составлении нужно указать:

                                    • кадастровый номер заявленного участка;
                                    • права заявителя на землю;
                                    • действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
                                    • обосновать причину перевода в данную категорию.

                                    Шаг 3. Принятие решения с составлением соответствующего акта

                                    Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения.

                                    При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию. Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.

                                    Шаг 4. Регистрация изменения категории

                                    Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

                                    Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

                                    После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

                                    Отказ в изменении категории земель

                                    Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

                                    Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:

                                    • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
                                    • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
                                    • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

                                    Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если кадастровая стоимость заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.

                                    Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

                                    1. Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
                                    2. Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
                                    • ксерокопию выданного акта;
                                    • копию ходатайства и сопровождающих документов;
                                    • документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
                                    • квитанцию об оплате госпошлины;
                                    • иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
                                    1. Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
                                    2. Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
                                    3. Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.

                                    Процесс обжалования на примере из судебной практики

                                    Собственник дачного надела гражданин П. подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2019 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое.

                                    01 июля 2017 года гражданин П. направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г. п. Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

                                    Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г. п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка.

                                    Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к выводу, что акт об отказе, выданный в ответ на ходатайство гражданина П., является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ 172 расширение территории городского поселения, закрепленное градостроительным планированием – законная причина для перевода дачных ЗСХН в заявленную категорию ЗНП

                                    На основании этого суд вынес решение о признании недействительным акта администрации Стародворского района, а также признал за гражданином П. право на включение принадлежащей ему земли в г. п. Веселое Стародворского района и право на перевод заявленного надела из категории ЗСХН в ЗНП.

                                    Постро­ить свой соб­ствен­ный дом мож­но отнюдь не на вся­кой зем­ле, а на спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ной для этих целей.

                                    По сво­е­му виду исполь­зо­ва­ния зем­ли поде­ле­ны на семь кате­го­рий: про­мыш­лен­но­го, обо­рон­но­го, сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния, лес­но­го, вод­но­го фон­да, зем­ли насе­лен­ных пунк­тов, осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий.

                                    Для стро­и­тель­ства инди­ви­ду­аль­но­го жило­го дома (ИЖД) и садо­во­го жило­го доми­ка могут исполь­зо­вать­ся зем­ли двух раз­ных кате­го­рий:

                                    • воз­ве­де­ние ИЖД воз­мож­но исклю­чи­тель­но на зем­лях насе­лен­ных пунк­тов (ЗНП);
                                    • стро­и­тель­ство садо­вых домов, хозяй­ствен­ных стро­е­ний раз­ре­ше­но, поми­мо ЗНП, так­же на зем­лях сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го зна­че­ния.

                                    Зем­ли ЗНП исполь­зу­ют­ся не толь­ко для стро­и­тель­ство домов для насе­ле­ния. На них воз­во­дят­ся так­же про­мыш­лен­ные, дело­вые, обо­рон­ные, инже­нер­ные, рекре­а­ци­он­ные и иные объ­ек­ты (рекре­а­ци­он­ный — зна­чит свя­зан­ный со здо­ро­вьем, отды­хом, заня­ти­я­ми туриз­мом и спор­том). Раз­бе­рем­ся в пра­во­вом ста­ту­се земель для посе­ле­ний, а так­же с тем, чем чре­ват для соб­ствен­ни­ков и поль­зо­ва­те­лей участ­ка пере­вод зем­ли из одной кате­го­рии в дру­гую.

                                    Читайте также:  Как проходят муниципальные торги

                                    Земли населенных пунктов: понятие, границы, состав

                                    Что такое населенный пункт и поселение

                                    Под насе­лен­ным пунк­том (НП) пони­ма­ет­ся посе­ле­ние людей в гра­ни­цах одно­го, обо­зна­чен­но­го на кар­тах, гене­раль­ных, пла­ни­ро­воч­ных, кадаст­ро­вых и иных пла­нах, земель­но­го участ­ка.

                                    Насе­лен­ным пунк­том явля­ет­ся город, ПГТ (посе­лок город­ско­го типа), село, ста­ни­ца, хутор и т.д. Парал­лель­но с “насе­лен­ным пунк­том” при­ме­ня­ет­ся и тер­мин “посе­ле­ние”: он ана­ло­ги­чен пер­во­му, но более широк, так как посе­ле­ни­ем может быть сово­куп­ность несколь­ких насе­лен­ных пунк­тов.

                                    Для справки: немного о территориальном устройстве РФ

                                    • Несколь­ко НП могут обра­зо­вать раз­но­вид­ность муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния (МО) — город­ской округ, осо­бен­но­стью кото­ро­го явля­ет­ся сосре­до­то­че­ние неболь­ших НП вокруг круп­но­го горо­да.
                                    • Окру­га, рес­пуб­ли­ки, края, обла­сти, горо­да фед. зна­че­ния обра­зу­ют субъ­ект РФ — самую круп­ную тер­ри­то­ри­аль­ную еди­ни­цу.
                                    • В свою оче­редь круп­ные горо­да и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния могут делить­ся на более мел­кие еди­ни­цы — рай­о­ны.
                                    • В состав муни­ци­паль­ных рай­о­нов вхо­дят горо­да, села и меж­се­лен­ная тер­ри­то­рия.
                                    • Горо­да феде­раль­но­го зна­че­ния (их все­го три) име­ют свои МО (муни­ци­паль­ный, город­ской округа/город и посел­ки — Москва, Санкт-Петер­бург; МО и город — Сева­сто­поль).

                                    Что такое земли населенных пунктов

                                    Зем­ли насе­лен­ных пунк­тов (ЗНП) — это тер­ри­то­рия, пред­на­зна­чен­ная для стро­и­тель­ства объ­ек­тов в чер­те одно­го или несколь­ких НП и раз­ви­тия их инфра­струк­ту­ры (ст. 83 ЗК РФ). Поэто­му-то и стро­ят­ся в ЗНП, не толь­ко жилые, а и про­чие объ­ек­ты, без кото­рых жизнь насе­ле­ния была бы затруд­ни­тель­на.

                                    Гра­ни­цы насе­лен­ных пунк­тов и посе­ле­ний сло­жи­лись исто­ри­че­ски, но они непре­рыв­но меня­ют­ся, так как одни НП рас­тут и рас­ши­ря­ют свои пре­де­лы, дру­гие наобо­рот умень­ша­ют­ся и исче­за­ют вовсе.

                                    Основ­ной прин­цип опре­де­ле­ния гра­ниц НП — они не долж­ны пере­се­кать дру­гие гра­ни­цы НП и МО (муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний), а так­же пре­де­лы земель­ных участ­ков физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц. Недо­пу­сти­мо и нало­же­ние гра­ниц одно­го насе­лен­но­го пунк­та на дру­гой и на земель­ные участ­ки.

                                    Правовой порядок изменения границ населенного пункта

                                    Земель­ный кодекс в ст. 84 опре­де­ля­ет пра­ви­ла изме­не­ния гра­ниц НП:

                                    Гра­ни­ца насе­лен­но­го пунк­та счи­та­ет­ся изме­нен­ной, если утвер­жде­ны либо изме­не­ны:

                                    • гра­ни­цы посе­ле­ния или окру­га в пре­де­лах МО на гене­раль­ном плане;
                                    • гра­ни­цы сель­ско­го НП, рас­по­ло­жен­но­го меж­ду посе­ле­ния на тер­ри­то­ри­аль­ном плане рай­о­на МО;
                                    • гра­ни­цы горо­дов фед. зна­че­ния (Моск­вы, С‑Петербурга, Сева­сто­по­ля) — по реше­нию Сове­та Феде­ра­ции Фед. собра­ния РФ.

                                    Изме­не­ние гра­ниц может при­ве­сти к вклю­че­нию земель­ных участ­ков, кото­рые ранее нахо­ди­лись в зем­лях сель­хоз­на­зна­че­ния и иных кате­го­рий, в ЗНП. Это не пре­кра­ща­ет пра­ва соб­ствен­ни­ков, вла­дель­цев, поль­зо­ва­те­лей и арен­да­то­ров ЗУ. Так­же не изме­ня­ют­ся пра­ва выше­ука­зан­ных субъ­ек­тов при выхож­де­нии земель­но­го участ­ка из гра­ниц насе­лен­но­го пунк­та.

                                    Как делятся на зоны земли населенных пунктов

                                    Застрой­ка насе­лен­ных пунк­тов ведет­ся не сти­хий­но: раз­ные объ­ек­ты зани­ма­ют свою тер­ри­то­ри­аль­ную нишу. Назна­че­ние каж­до­го объ­ек­та регла­мен­ти­ру­ет­ся регла­мен­том гра­до­стро­и­тель­но­го кодек­са в пре­де­лах сво­ей зоны. Все­го, соглас­но ст. 85 ЗК РФ, выде­ля­ет­ся девять видов зон НП:

                                    • жилая, пред­на­зна­чен­ная для стро­и­тель­ства:
                                    • жилых зда­ний (инди­ви­ду­аль­ных жилых домов, сме­шан­ных мало­этаж­ных или сред­не­этаж­ных жилых постро­ек, МКД);
                                    • объ­ек­тов соци­аль­но-быто­вой инфра­струк­ту­ры, куль­ту­ры, здра­во­охра­не­ния и пр.
                                  6. обще­ствен­но-дело­вая — для стр-ва:
                                    • адми­ни­стра­тив­ных зда­ний (госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний, судов);
                                    • обра­зо­ва­тель­ных заве­де­ний (школ, садов, вузов, учи­лищ);
                                    • соци­аль­ных объ­ек­тов (боль­ниц, интер­на­тов, домов пре­ста­ре­лых);
                                    • про­чих объ­ек­тов, пред­на­зна­чен­ных для обще­ствен­ной поль­зы;
                                    • про­из­вод­ствен­ная — на ней раз­ре­ше­но стро­ить пред­при­я­тия, в т.ч. и ЖКХ, а так­же склад­ские поме­ще­ния;
                                    • инже­нер­но-транс­порт­ная — для воз­ве­де­ния объ­ек­тов транс­порт­ной, инже­нер­ной инфра­струк­ту­ры (воз­душ­ный, вод­ный, желез­но­до­рож­ный транс­порт, маги­страль­ные тру­бо­про­во­ды, объ­ек­ты свя­зи, инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ции и т.д.);
                                    • сель­ско­хо­зяй­ствен­ная — паш­ни, мно­го­лет­ние насаж­де­ния, зда­ния и соору­же­ния для сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства;
                                    • рекре­а­ци­он­ная (зона отды­ха) — здесь раз­ре­ше­но:
                                      • раз­би­вать пар­ки, сады, скве­ры;
                                      • созда­вать озе­ра, водо­хра­ни­ли­ща, объ­ек­ты бере­го­вой зоны;
                                      • стро­ить здрав­ни­цы, сана­то­рии, тур­ба­зы и дру­гие объ­ек­ты для отды­ха и укреп­ле­ния здо­ро­вья насе­ле­ния;
                                      • зона для воен­ных объ­ек­тов (воин­ских частей, поли­го­нов, скла­дов и пр.);
                                      • осо­бо охра­ня­е­мые зоны (осо­бо охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии — ООПТ, тер­ри­то­рии исто­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го насле­дия и пр.);
                                      • иные тер­ри­то­ри­аль­ные зоны.
                                      • Правила зонирования земель населенных пунктов

                                        В пре­де­лах каж­дой тер­ри­то­ри­аль­ной зоны дей­ству­ет свои гра­до­стро­и­тель­ные тре­бо­ва­ния:

                                        • земель­ные участ­ки и объ­ек­ты исполь­зу­ют­ся в соот­вет­ствии с раз­ре­шен­ны­ми вида­ми исполь­зо­ва­ния;
                                        • раз­ме­ры и дру­гие пара­мет­ры уста­нав­ли­ва­ют­ся регла­мен­том гра­до­стро­е­ния;
                                        • строительство/реконструкция объ­ек­тов так­же про­во­дит­ся по гра­до­стро­и­тель­ным нор­мам;
                                        • учи­ты­ва­ет­ся гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние участ­ка, его исто­рия, куль­тур­ная или исто­ри­че­ская цен­ность;
                                        • при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние не толь­ко объ­ек­ты, нахо­дя­щи­е­ся на поверх­но­сти зем­ли в гра­ни­цах участ­ка, но и все, что рас­по­ло­же­но под и над поверх­но­стью (напри­мер, под­зем­ные тун­не­ли, арте­зи­ан­ские сква­жи­ны, над­зем­ные и под­зем­ные соору­же­ния);
                                        • раз­ре­ша­ет­ся соче­та­ние несколь­ких зон и соот­вет­ствен­но несколь­ких видов исполь­зо­ва­ния ЗУ, напри­мер, для воз­ве­де­ния жилых домов, пред­при­я­тий, рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов и пр.

                                        Труд­но прав­да пред­ста­вить, как рядом будут мир­но сосу­ще­ство­вать сана­то­рий и завод по про­из­вод­ству шин. Поэто­му в тер­ри­то­ри­аль­ных ком­би­ни­ро­ван­ных зонах долж­ны уста­нав­ли­вать­ся свои пра­ви­ла, исклю­ча­ю­щие про­ти­во­ре­чия меж­ду вида­ми исполь­зо­ва­ния объ­ек­тов.

                                        При несо­блю­де­нии тре­бо­ва­ний ЗК РФ, ГрК РФ, дру­гих зако­нов и нор­ма­тив­ных пра­вил объ­ект при­зна­ет­ся не соот­вет­ству­ю­щим гра­до­стро­и­тель­но­му регла­мен­ту. В этом слу­чае ука­зы­ва­ют срок устра­не­ния несо­от­вет­ствий, либо остав­ля­ют все как есть (п.5 ст. 85 ЗК допус­ка­ет такую воз­мож­ность):

                                        Воз­мож­но бес­сроч­ное исполь­зо­ва­ния ЗУ и объ­ек­тов, не соот­вет­ству­ю­щих регла­мен­ту, если это не угро­жа­ет жиз­ни и здо­ро­вью людей, эко­ло­гии, памят­ни­кам исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия. В про­тив­ном слу­чае исполь­зо­ва­ние дан­ных объ­ек­тов запре­ща­ет­ся.

                                        При­ва­ти­за­ция ЗУ обще­го поль­зо­ва­ния (дорог, про­ез­дов, скве­ров, пля­жей, набе­реж­ных) в зем­лях насе­лен­ных пунк­тов запре­ще­на.

                                        Чем отличаются земли сельхозназначения от сельскохозяйственных зон

                                        Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные зоны и одна из кате­го­рий земель — зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния — это созвуч­ные, но раз­ные поня­тия: с/х зоны нахо­дят­ся в пре­де­лах посе­ле­ний, с/х зем­ли — за пре­де­ла­ми насе­лен­ных пунк­тов.

                                        Зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния реже меня­ют свой ста­тус, и могут вхо­дить в фонд раз­ви­тия сель­ско­го хозяй­ства. Льгот­ные усло­вия (неболь­шой налог, выде­ле­ние в сроч­ное без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние) поощ­ря­ет с/х дея­тель­ность граж­дан и юри­ди­че­ских лиц в веде­нии лич­ных под­соб­ных и фер­мер­ских хозяйств.

                                        Сель­ско­хо­зяй­ствен­ная зона скла­ды­ва­ет­ся исто­ри­че­ски и явля­ет­ся чаще все­го резуль­та­том роста насе­лен­но­го пунк­та: поля, зеле­ные насаж­де­ния суще­ство­ва­ли дав­но, а гра­ни­цы город­ских застро­ек с тече­ни­ем вре­ме­ни вплот­ную к ним при­бли­зи­лись и даже пере­шаг­ну­ли их. Но доста­точ­но вла­стям раз­ре­шить выруб­ку дере­вьев, стро­и­тель­ство домов на ста­ром забро­шен­ном поле — и зона авто­ма­ти­че­ски меня­ет свое назна­че­ние.

                                        Перевод земли из категории ЗНП в другую и обратный перевод

                                        При­чи­ной пере­во­да зем­ли и ЗУ из ЗНП в дру­гие кате­го­рии и обрат­но­го пере­во­да (из дру­гих кате­го­рий в ЗНП) могут быть:

                                        • изме­не­ние гра­ниц насе­лен­но­го пунк­та;
                                        • вклю­че­ние ЗУ в состав земель посе­ле­ний;
                                        • исклю­че­ние участ­ка из соста­ва ЗНП.

                                        Кадаст­ро­вые номе­ра земель­ных участ­ков направ­ля­ют­ся:

                                        • в феде­раль­ные испол­ни­тель­ные орга­ны, пол­но­мо­чия кото­рых — вести кадаст­ро­вый учет и про­во­дить реги­стра­цию земель­ных участ­ков в ЕГРН;
                                        • тер­ри­то­ри­аль­ные орга­ны ЕГРН, для вне­се­ния изме­не­ний, соглас­но ст. 5 феде­раль­но­го зако­на №173 — ФЗ.

                                        Новые све­де­ния в госу­дар­ствен­ный реестр вно­сят­ся в соот­вет­ствии с ФЗ №218 “О реги­стра­ции недви­жи­мо­сти”.

                                        Пере­вод земель­но­го участ­ка в иную кате­го­рию под­твер­жда­ет­ся вне­се­ни­ем новых све­де­ний о нем в ЕГРН.

                                        Важ­но: Соб­ствен­ни­кам, вла­дель­цам, поль­зо­ва­те­лям и арен­да­то­рам земель­ных участ­ков после изме­не­ния кате­го­рии земель, в состав кото­рых они вхо­дят, менять пра­во­уста­нав­ли­ва­ю­щие доку­мен­ты не нуж­но.

                                        Заклю­че­ние

                                        В заклю­че­нии под­ве­дем крат­кие ито­ги выше­ска­зан­но­му:

                                        • Зем­ли насе­лен­ных пунк­тов мно­го­функ­ци­о­наль­ны, так как долж­ны обес­пе­чи­вать воз­мож­ность про­жи­ва­ния людей в горо­дах и селах: нали­чие жило­го поме­ще­ния, быто­вые усло­вия, рабо­ту, охра­ну здо­ро­вья, обще­ствен­ные и соци­аль­ные кон­так­ты, куль­тур­ный досуг, отдых, без­опас­ность и дру­гие фак­то­ры. Это при­во­дит к деле­нию земель посе­ле­ний на раз­лич­ные зоны, со сво­им видом раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния земель­ных участ­ков, стро­и­тель­ства и исполь­зо­ва­ния объ­ек­тов на них, что нуж­но учи­ты­вать при выбо­ре участ­ка под ИЖС.
                                        • Но такое деле­ние гиб­кое: оно может соче­тать ком­би­на­цию несколь­ких зон и меня­ет­ся со вре­ме­нем.
                                        • Изме­не­ние гра­ниц посе­ле­ний может при­ве­сти к пере­во­ду земель­но­го участ­ка из одной кате­го­рии в дру­гую, но при этом пра­во­вой ста­тус пра­во­об­ла­да­те­лей земель­но­го участ­ка оста­ет­ся неиз­мен­ным.

                                        «>

                                        Ссылка на основную публикацию
                                        Займ на карту
                                        close slider

                                        Adblock detector