Пенсия в таджикистане возраст

от 25 июня 1993 года №796

О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 01.02.1996 г. №223, 22.05.1998 г. №622, 13.11.1998 г. №696, 14.05.1999 г. №748, 03.09.1999 г. №832, 11.12.1999 г. №911, 02.12.2002 г. №76, 02.12.2002 г. №84, 25.07.2005 г. №104, 30.07.2007 г. №333, 06.10.2008 г. №442, 05.10.2009 г. №554, 26.12.2011 г. №789, 16.04.2012 г. №823)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан гарантирует всем гражданам, проживающим в Республике Таджикистан, право на материальное обеспечение в старости и в других случаях путем предоставления трудовых и социальных пенсий, предусмотренных настоящим Законом.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого гражданина республики, исключая уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением или уменьшением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Право граждан на пенсионное обеспечение

Граждане Республики Таджикистан имеют право на пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом.

Проживающие в Республике Таджикистан граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 2. Виды пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

— по возрасту (по старости) (в дальнейшем именуются — пенсии по возрасту);

— по случаю потери кормильца;

б) социальные пенсии.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных Законом:

а) работающие на основании трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах (в дальнейшем именуютсяпредприятия и организации, если оговорено иное) — при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в уполномоченный орган;

б) занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном дехканском (фермерском) хозяйстве, а также индивидуальной предпринимательской деятельностью на основании патента или свидетельства — при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, — при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

г) другие лица подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан;

е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;

ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, либо в связи с выполнением долга гражданина Республики Таджикистан по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан и правопорядка;

з) лица, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшем 80-летнего возраста;

и) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеры из числа этих лиц — в случае потери кормильца.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и служащих военизированных формирований, не подлежащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан государственному социальному страхованию, и членов их семей, устанавливаются Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Им также предоставляется право на получение пенсии в порядке, установленном настоящим Законом. В этом случае выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих", прекращается.

(Текст статьи 4 изложен в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-1. Лица, имеющие право на досрочную пенсию

Право на досрочную пенсию за один год до наступления пенсионного возраста имеют граждане, которые по независящим от них причинам оказались безработными и имеют право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, мужчины — при стаже не менее 25 лет, женщины при стаже не менее 20 лет.

Государственным служащим, освобождённым от государственной должности при ликвидации, реорганизации и реструктуризации государственного органа, сокращении численности или штатных единиц государственных служащих, при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, из них не менее 10 лет стажа государственной службы, предоставляется право выхода на пенсию на два года раньше установленного законодательством Республики Таджикистан срока.

Пенсия, установленная досрочно для безработных, в случае поступления указанных пенсионеров на работу, не выплачивается. После достижения такими лицами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих основаниях, выплата им пенсии производится в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

(В статью 4-1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-2. Пенсионное обеспечение государственных служащих
Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии осуществляется в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов

Выплата пенсий осуществляется из уполномоченного органа.

Пенсии не подлежат обложению налогами.

Денежные средства уполномоченного органа включается в доходы и расходы государственного бюджета отдельным разделом бюджетной классификации используются по целевому назначению, изъятию не подлежат.

Статья 9. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится органами социального обеспечения социальной защиты населения.

Управление уполномоченным органом и государственная экспертиза условий труда по вредности и тяжести осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан. Единообразное применение настоящего Закона определяется Верховным Советом Республики Таджикистан.

Статья 10. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан

К ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан помимо вопросов, предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Раздел II. Трудовые пенсии. Пенсии по возрасту

Статья 11. Условия назначения пенсий

Право на пенсию по возрасту имеют:

с 1 июля 2001 года:

— мужчины — по достижении 61 года и при стаже работы не менее 25 лет;

— женщины — по достижении 56 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2002 года:

— мужчины — по достижении 62 года и при стаже работы не менее 25 лет;

— женщины — по достижении 57 лет при стаже работы не менее 20 лет;

Читайте также:  Как начислять дивиденды ооо усн

с 1 июля 2003 года:

— мужчины — по достижении 63 лет при стаже работы не менее 25-лет;

— женщины — по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 12. Льготные пенсии, связанные с особыми условиями труда

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

— мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

— женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

— мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах;

— женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного в статье 11 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах, — мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие в качестве тракториста-машиниста, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие в качестве доярок (операторов машинного доения), свинарей-операторов в колхозах, совхозах, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, и на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

Мужчины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет. При этом до достижения мужчинами пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств колхозов и совхозов;

ж) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, — по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

з) водители пассажирского и грузового транспорта по перечню, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан:

— мужчины — по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 25 лет, из них 15 лет непосредственно на указанных работах;

— женщины — по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет непосредственно на указанных работах.

При этом до достижения ими пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств предприятий.

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Пенсия – это награда за трудовую жизнь каждого человека. Во многих странах назвать пенсионные выплаты наградой очень сложно из-за мизерности суммы.
Пенсия в Таджикистане принадлежит именно к такой «награде»: если распределить выплату на каждый день, получается приблизительно 6 сомони. На эти деньги можно купить пару хот-догов или 3 лепешки (уровень жизни в Таджикистане). Трудно сказать, что такая система является справедливой.

Более того: каждый работодатель, будь это частная компания, организация, индивидуальный предприниматель, все они проводят отчисления в фонд соцзащиты за своих сотрудников и при этом выплачивают суммы, гораздо больше, чем те в дальнейшем получают.

Куда же уходит остаток социальных отчислений? Их тратят на пособия и пенсии для граждан, бывших сотрудников бюджетного сектора. Это представители таких профессий, как учителя, врачи, спортсмены, коммунальные рабочие, деятели культуры.

В это число входит и огромное количество госчиновников – депутатов, силовиков, милиция, прокурорские работники, льготники и т. д. Их работодателем являются государственные структуры, которые не выплачивают взносы в социальный фонд.

Такой подход к пенсионным накоплениям выгоден только монополии государства. Данная ситуация сегодня очень волнует народ, поэтому власти решили внести изменения в пенсионный закон.

Что ожидает пенсионеров

Чтобы урегулировать пенсионные выплаты, задействовано 6 законов, которые имеют непосредственное отношение к этому вопросу. Главный из них тот, что касается обязательного пенсионного страхования. В подписанном в 1993 году документе говорилось о том, что работодатели в обязательном порядке вынуждены оформлять страхование своих сотрудников для пополнения отчислениями государственного резерва, а само государство собирает средства, накапливает их и далее распределяет на социальные выплаты:

  1. Пенсии гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.
  2. Пенсии по инвалидности.
  3. Пенсии при потере кормильца.

В законе о государственных и страховых пенсиях (Порядок назначения и выплаты страховых и государственных пенсий в Таджикистане.) даются разъяснения относительно каждого вида выплат. Для получения страховой пенсии каждому отдельному гражданину рассчитывают сумму индивидуально. При этом учитывается его стаж (с применением коэффициента), индивидуальные пенсионные накопления и другие показатели.

К сожалению, ни в одном документе не указан точный механизм начисления пенсии. Соответственно, пенсионерам приходится безоговорочно соглашаться с той суммой, которую им предъявили к получению, так как не имеется никаких критериев проверки.

Страховые пенсии могут получать не только лица, достигшие пенсионного возраста, но и лица с инвалидностью, потерявшие кормильца несовершеннолетние граждане (если у кормильца был нужный страховой стаж). При отсутствии нужного стажа, потерявшие родителя дети могут претендовать только на социальную пенсию. Это минимальные выплаты, которые получают также те, кто по достижении пенсионного возраста не имеет нужного стажа и лишен возможности получения страховой пенсии.

Страховая или трудовая пенсия

Отвечая на вопросы корреспондента газеты Asia-Plus Назокат Одиназова, которая является первым заместителем директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве, сказала, что для того чтобы узнать размер страховой пенсии, нужно умножить сумму пенсионного капитала на коэффициент его страхового стажа. Полученную цифру необходимо разделить на количество месячных выплат.

Первый заместитель директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве Таджикистана Назокат Одиназова

В законе указано точное количество месяцев: 180. Для определения коэффициента страхового стажа делят количество общего трудового стажа (в месяцах) на показатель норматива.

Для женщин нормативный показатель составляет 240 месяцев, а для мужчин на 60 месяцев больше.

В среднем жители Таджикистана живут около 76 лет. Это правительственная оценка, а согласно международным оценкам таджики живут минимум на 2–3 года меньше.

Читайте также:  Обрнадзор что проверяет в доу

Для получения пенсии каждый мужчина должен отработать самое малое 20 лет. Если весь период с его зарплаты будут отчисляться социальные выплаты, коэффициент пенсии составит только 0,8. Это происходит потому, что за 20 лет человек отработает только 240 месяцев из необходимых 300, поэтому будет получать меньше пенсию, чем его же сверстники, но отработавшие весь положенный срок.

Кстати, если мужчина отработает меньше 20 лет, права на получения трудовой пенсии при достижении возраста 63 года он не имеет. Для женщин обязательный минимальный трудовой стаж – 15 лет. Если отработано будет меньше, женщины также могут претендовать только на социальную пенсию.

Период дожития – это термин, упоминается в пенсионном законе Таджикистана. Речь идет о количестве лет (в среднем) которые живут граждане после достижения пенсионного возраста.

До 01.11.2017 «период дожития» составлял 120 месяцев, но с первого января был увеличен на 50%. Это значит, что теперь законодательно утвержден новый срок, на который государство «растягивает» выплаты каждому пенсионеру.

Реалистично ли каждому пенсионеру прожить столько лет после выхода на заслуженный отдых? Какой может быть пенсия, если бы пенсионные выплаты не принадлежали государственной системе?

Согласно тому, что мужчины в Таджикистане в среднем живут около 72–74 лет, получить все предназначенные для них деньги они не смогут, (74-63=11 лет) так как их пенсия растянута на 15 лет. Продолжительность жизни женщин больше, поэтому они обычно проживают не меньше – а то и больше определенных правительством 15 лет.

Проведя простые вычисления легко определить конкретную сумму выплаты для каждого таджикского пенсионера, если бы все деньги, которые выплачивает его работодатель, шли не в государственный, а в пенсионный фонд, принадлежащий частному лицу, или на личный счет в банке.

Кроме того, что с работодателя сегодня отчисляют 25% заработка работника в Фонд соцзащиты, удерживают на счет также дополнительно и с самого работника 1% его зарплаты. Поэтому желая сэкономить средства, сегодня работодатели в РТ неохотно принимают систему, при которой отчисления переводят на карточки.

Они даже нашли выход: официально указывают в документах не полную зарплату, а ее часть, а остальное (причем чаще всего это большая часть зарплаты) выплачивают неофициально, в «конвертах».

Но выход есть: если работодатель станет отчислять средства в счет страхового пенсионного накопления, как поощрение за добросовестный труд – это было бы ему выгоднее, так как работники старались бы работать на полную силу, зная, что от этого зависит размер их пенсии в будущем. Кроме того, сами работники, скорее всего, заинтересованы в легализации заработка и так называемые серые схемы отпадут сами собой.

Согласно поданной первым заместителем руководителя Агентства пенсий и соцстрахования Назоката Одиназова информации, на сегодняшний день минимальная пенсия таджиков составляет 156, а максимальная – 746 сомони. До января 2016 года существовало ограничение на размер пенсионных выплат, из-за чего больше 746 сомони никто не получал.

В начале прошлого года данные ограничения были отменены, благодаря чему размер максимальной пенсии возрос до 15 000 сомони – именно столько получали в 2017 году 9 человек, достигших пенсионного возраста. Всего же за 2017 год было выплачено 2 миллиарда 194 миллионов сомони в качестве пенсионного обеспечения.

Эта сумма не окончательна, так как количество пенсионеров каждый год возрастает. Так, например, в 2016 году армия пенсионеров увеличилась почти на 3 процента и составляла около 643 тысячи человек. Размер средней пенсии зависит от ее типа. Так, в 2017 году средняя трудовая пенсия составляла около 280 сомони, страховая – 290, а социальная – 150 сомони.

Пенсионный возраст: когда выходить на заслуженный отдых

Во всех странах постсоветского пространства ранее был установлен единый возраст для выхода на пенсию: для женщин 55 лет, для мужчин 60. За прошедшие после распада Союза годы в разных государствах был изменен этот показатель. Так в Таджикистане женщины теперь выходят на пенсию после достижения 58-летнего возраста, а мужчины в возрасте 63 лет.

Коснулись эти изменения и военнослужащих, им тоже повысили уровень трудового стажа. Так, ранее, чтобы выйти на пенсию, военные должны были отработать 20 лет. Сегодня для получения пенсии нужно иметь стаж в 25 лет. Был поднят и предельный возраст военнослужащих.

Теперь генерал-полковник может выйти на пенсию после достижения не 60, а 63 лет, полковник – 53 лет (а было 50), имеющие другие военные звания могут получать пенсионные выплаты не в 45, а в 48 лет.

В начале текущего года начали проводиться переговоры между Министерствами труда Таджикистана и России о судьбе мигрантов, которые на протяжении многих лет трудятся на территории РФ. Речь идет о тех гражданах Таджикистана, которые легально устроились на работу в России, платят налоги, имеют социальную страховку и официально получают заработную плату. Вопрос решается о том, чтобы и пенсию им выплачивала страна, где они трудятся легально многие годы, и отработали необходимый для получения пенсионных выплат стаж.

Планируется завершить решение вопроса и подготовку окончательного проекта соглашения к следующему, 2019 году. Не только Таджикистану, но и России выгодно такое сотрудничество: ухудшение демографической ситуации уже сейчас сказывается на экономике. Работающие легально мигранты смогут восполнить недостаток рабочей силы, а отчисления с их зарплат заметно пополнят социальные фонды.
Чтобы закон представить на утверждение необходимо уладить несколько пунктов, противоречащих российскому законодательству. Один из них – размер зарплат граждан РТ: они получают меньше за ту же работу, чем представители других стран СНГ.

«Живи быстро, умри молодым» — это неофициальный слоган эпохи рок-н-ролла и панк-субкультуры вполне серьезно может быть применим для современного поколения Таджикистана. Согласен, что пессимистично, но откуда взяться оптимизму, если пенсия в современном Таджикистане равна одному обеду в день.

Средняя государственная «социальная» пенсия в Таджикистане в 2017 году составила около 6 сомони в день. Это три лепешки или пара «хот-догов». Социально-справедливой такую систему назвать трудно, так как в реальности работодатели отчисляют за сотрудников в фонд социальной защиты значительно большие средства, чем те распределяются в их пользу впоследствии. Простой расчет показывает, что монополия государства на пенсионные накопления выгодна только самим властям.

На какие пенсии рассчитывать?

Пенсионный вопрос настолько непростой, что его регулированием занимаются сразу шесть законов в названии которых перечисляются слова «пенсионное страхование», «пенсионный».

Наиболее обширный по содержанию закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 1993 года сообщает, что пенсионные отчисления в стране – это дело обязательное и управляется оно государством. Именно государство берет на себя функцию сбора пенсионных средств, накопления и дальнейшего распределения, а все работодатели обязаны страховать сотрудников и пополнять соцотчислениями государственный резерв.

Государство или точнее его уполномоченный орган будет обязан возмещать страхование в следующих случаях:

— выход на пенсию по возрасту;

— выдача пенсии по инвалидности;

— выдача пенсии по случаю потери кормильца.

Закон «О страховых и государственных пенсиях» дает дополнительные разъяснения. В частности, что в республике в последние годы существует два вида пенсий – страховая (бывшая «трудовая») и социальная. Страховая пенсия – это достаточно сложно рассчитываемая сумма с учетом предыдущего индивидуального пенсионного капитала и с применением коэффициента трудового стажа и т.п. Точный механизм расчета этой части пенсии нам найти не удалось ни в документах, ни в комментариях представителей Пенсионного агентства, что откровенно говоря странно. Большинство пенсионеров вынуждены попросту соглашаться с теми суммами, которые им предъявляют к оплате специалисты агентства и проверить их крайне непросто.

К страховым пенсиям также относятся выплаты лицам с инвалидностью и несовершеннолетним, потерявшим кормильцев, при условии, что у кормильца имелся необходимый трудовой стаж…

А социальная пенсия – это минимальная пенсия, которую гарантирует государство всем тем, у кого нет права получать страховую пенсию, но при этом человек дожил до пенсионного возраста или получил инвалидность, или те же дети, кто потерял родителя, не имевшего стажа.

Читайте также:  Кто имеет льготы на недвижимость

Грубо говоря, даже бомж или бывшая домохозяйка, нигде официально не работавшие и не платившие налогов, могут рассчитывать на пенсию от государства. Правда, составит она всего 60% от минимальной ставки пенсии, что на сегодня ранее указанные пара хот-догов в день…

Трудовая пенсия стала страховой

По словам 1-го зам.директора Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве РТ Назокат Одиназода, высказанных в интервью газете «Asia-Plus», страховая часть пенсии определяется путем умножения коэффициента страхового стажа на сумму условного пенсионного капитала застрахованного лица, обратившегося за пенсией, и деления на количество предполагаемых месяцев выплаты пенсии. Согласно закону, это 180 месяцев.

Коэффициент страхового стажа определяется посредством деления общего трудового стажа на нормативный показатель, который для мужчин составляет 300 месяцев, а для женщин — 240 месяцев.

К примеру, если человек отработал всего 20 лет и все эти годы за него велись социальные отчисления, его коэффициент составит 0,8 (240 мес/300 мес), и он будет получать на 20% меньше, чем мог бы. Кстати, 20 лет — это минимальный стаж для мужчин, при котором они имеют право получать трудовую пенсию по возрасту (при возрасте от 63 года и выше). Женщинам нужно проработать не менее 15 лет и быть старше 57 лет. Если они недоработали минимальный стаж, их будет ожидать лишь социальная пенсия.

Государство забирает большую часть?

Есть такой термин в законе, как «период дожития». Ранее он составлял 120 месяцев, а с 1 января 2017 года увеличен до 180 месяцев. Это означает, что законодатели решили, что в среднем человек живет или должен жить в Таджикистане с момента выхода на пенсию в среднем не менее 15 лет и вот на этот период государство «растягивает» его пенсию.

Насколько реалистично гражданам страны дожить до своей пенсии? Что они могли получать, если бы пенсионная система прекратила быть монополией государства?

Средняя продолжительность жизни в Таджикистане по правительственным оценкам составляет порядка 76 лет, а по международным оценкам и того меньше – 73-74 года. Таким образом, только по этому показателю мужчина не сможет полностью получить запланированную правительством пенсию, скончавшись в среднем на 3-5 лет раньше, определенного законодателями срока. Женщина, в ввиду большей средней продолжительности жизни, сможет получать пенсию ровно указанные 15 лет и потом, вероятно, тоже скончается.

Теперь попробуем путем простых арифметических вычислений понять, какую сумму мог бы получать любой пенсионер, если бы был застрахован в частном пенсионном фонде или, если бы просто ежемесячно откладывал на свой личный банковский счет средства, которые за него в пенсионную систему платит его работодатель.

На протяжении всего трудового стажа работника, в Таджикистане работодатель отчисляет в Фонд социальной защиты населения за него 25% от ставки заработной платы. Кроме того, в этот же фонд еще 1% удерживается с самой зарплаты работника.

Государство считает, 25% своими деньгами и забирает их на траты по своему усмотрению, отмечая, что эту социальную нагрузку несет не работник, а его работодатель, но в реальности эта сумма потенциально недоначисленной части заработной платы. Косвенно об этом говорит, тот факт, что работодатели в республике неохотно переходят на карточные зарплатные проекты, и предпочитают занижать официальные зарплаты работникам, выдавая им большие суммы «в конвертах».

Если бы работодатель был освобожден от принудительных социальных отчислений в госбюджет, а мог бы направить эту сумму на дополнительное поощрение работника, как его прямые страховые пенсионные накопления, тогда и они и их работники сами бы максимально стремились легализовать зарплаты, и необходимость в «серых схемах» отпала бы.

Произведем простой расчет. Допустим есть некий усредненный житель столицы. Его зовут Хушбахт, и этот счастливый молодой человек 23-х лет от роду устроился работать в один престижный офис. Средняя зарплата у него составляет около 2000 сомони в месяц и таковой она в долларовом эквиваленте будет оставаться всю его трудовую жизнь – последующие 40 лет. Ежемесячно его фирма будет выплачивать в Фонд соцзащиты 500 сомони. Еще 20 сомони в месяц в этот же фонд будет удерживаться с самого работника.

По истечению 40 лет работы суммарный страховой капитал Хушбахта составит почти 250 тыс. сомони (240 тыс. – перечислит работодатель и 9,6 тыс. – работник).

Если бы он имел возможно самостоятельно решать куда эти деньги должны быть вложены, и выбрал бы скажем частный пенсионный фонд или вклад в иностранном банке, при выходе на пенсию он мог бы рассчитывать на 2000 сомони ежемесячно в течение 10 лет. Среднестатистически именно столько и живет мужчина в Таджикистане – максимум десять лет после выхода на официальную пенсию.

Но даже, если предположить, что Хушбахт будет жить дольше и нужно чем-то питаться и потом, и поэтому нужно обеспечивать его до возраста в 80-83 года, то и в таком случае, он сможет получать за счет своих же накоплений не менее 1000-1200 сомони. Согласитесь, более-менее достойная сумма для пенсионера – 150 долл. в месяц.

Но пока действует нынешняя государственная система, Хушбахт выйдет на старость с госпенсией 300-400 сомони в месяц. Две трети накоплений, которые выплачиваются за него в бюджет, государство потратит по своему усмотрению.

Частник оплачивает бюджетников

Куда же могут уходить эти огромные суммы, которые власти получают в виде социальных отчислений от частных компаний и организаций, и от отдельных индивидуальных предпринимателей?

Несложно догадаться – данные средства идут все на те же пенсии и пособия, только от имени государства всем другим категориям граждан, проработавшим в бюджетном секторе. Это: учителя, врачи, деятели культуры, спортсмены, коммунальные уборщики и т.п. и самое главное – огромная армия госчиновников – представители администрации президента, областных и районных хукуматов, министерств и ведомств, Нацбанка, а также судьи, прокуроры, милиционеры и прочие силовики, и, конечно, депутаты.

Все ведь они тоже стареют, выходят на пенсию, но всех их объединяет одна важная деталь: их работодатель, а именно госструктуры — освобождены от уплаты 25% взносов в социальный фонд.

Государство, как крупнейший работодатель страны, избавил себя от обязанности нести созданную им тяжелую социальную ношу, и чтобы как-то исполнять обязанности по пенсиям перед своими служащими, перенес их расходы на общий социальный фонд. Таким образом именно частники кормят, как себя, так и чиновников в старости.

Если бы власть поступила честно, поставив себя на один уровень с частным сектором, и начала выплачивать 25% социальных отчислений за бюджетных сотрудников, общая ставка средних пенсий по стране увеличилась бы в 3-4 раза. Это также автоматически привело бы и к увеличению средних заработных плат в бюджетном секторе, так как только таким образом можно было добиться необходимого роста ставки пенсий. В настоящее время государство без напряга увеличивает бюджетные оклады, потому что они жестко не привязаны к каким-либо иным обязательствам перед работниками.

Вторым справедливым исходом в этом направлении мог бы быть отказ правительства от монополии на пенсионные накопления в частном секторе, чтобы избежать применения «серых схем». Чтобы из-за таких мер не было всплеска инфляции и большого давления на госбюджет, эта реформа может быть внедрена поэтапно сроком на 10-12 лет. Это вполне соответствует тем целям и задачам, которые правительство установило в Стратегии развития страны до 2030 года и в документах ООН о Целях тысячелетия, одобренных таджикскими властями.

Пока же приходиться констатировать, что «статус кво» устраивает власть, а в это время 660 тыс. пенсионеров живут на 270 сомони в месяц, оставаясь самыми бедными в СНГ…

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector