Памятка по валютному контролю

Банковская поддержка может играть ключевую роль при сотрудничестве с зарубежными партнерами и выходе на международный рынок, гарантируя безопасность и надежность совершаемых сделок.

Банк «Восточный» осуществляет функции агента валютного контроля и предлагает следующие услуги:

  • Консультации по вопросам валютного законодательства РФ, порядку проведения и оформления валютных операций, формам расчетов;
  • Услуги по оперативному оформлению документов валютного контроля (при условии предоставления полного комплекта обосновывающих документов);
  • Переводы в иностранных валютах — в долларах США, евро, швейцарских франках, китайских юанях, японских иенах и белорусских рублях.

Уважаемые клиенты! Информируем Вас об изменениях в валютном законодательстве Российской Федерации.

С 14 мая вступили в силу поправки в Закон о валютном регулировании и валютном контроле №173-ФЗ от 10.12.2003г, а также в КоАП РФ.

Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны точные сроки исполнения сторонами обязательств по договорам.

Обращаем ваше внимание, что наличия просто срока действия договора недостаточно. Срок действия договора может включать, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Банк имеет право отказать в проведении операции при нарушении валютного законодательства:

  • клиент не предоставил Банку документы, необходимые для проведения операции/ по запросу;
  • клиент предоставил недостоверные документы;
  • клиент нарушает положения Федерального закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках между резидентами, об использовании счетов в зарубежных банках;
  • в Банк поданы документы, которые не отвечают требованиям закона.

Об отказе в операции Банк письменно сообщает не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения (указывает в причине возврата документа, представленного в Банк, в том числе, посредством ДБО).

С 14 мая 2018 года вводится ответственность за нарушение валютного законодательства для должностных лиц организаций (ранее — только для самих организаций, а также для ИП):

  • за проведение незаконных валютных операций;
  • невыполнение требования о репатриации денег за переданные нерезиденту товары, работы, услуги;
  • невозврат предоплаты, если резидент не получил товары, работы, услуги.

Штраф за каждое нарушение — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Если в период действия наказания будет совершен аналогичный проступок, суд дисквалифицирует должностное лицо на срок от полугода до трех лет.

В связи с этим, просим Вас сознательно отнестись к требованиям валютного законодательства и учесть их уже на этапе договоренности о сделке с Вашими контрагентами.

Обращаем Ваше внимание, что Контракты (договоры/кредитные договоры), дополнительные соглашения, счета и инвойсы, предоставляемые клиентом в электронном виде, должны быть представлены в виде единого файла (по одному документу) с разрешением не ниже 300 dpi в режиме сканирования "черно-белый" или "градации серого" в формате PDF или TIFF (многостраничный).

Памятка по валютному контролю для КЛИЕНТОВ-РЕЗИДЕНТОВ,

Основные законодательные акты и нормативные документы Банка России, устанавливающие порядок осуществления валютных операций:

    Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.2001 года «О валютном регулировании и валютном контроле»; Инструкция Банка России от 01.01.2001 года «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»; Положение Банка России от 01.01.2001 года «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»; Инструкция Банка России от 01.01.2001 года «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

Операции Клиента, по которым банк осуществляет валютный контроль:

    купля-продажа или иные операции, связанные с переходом права собственности на иностранную валюту и внешние ценные бумаги, если операции осуществляются между двумя резидентами; купля-продажа или иные операции, связанные с переходом права собственности на иностранную валюту, валюту Российской Федерации, внешние или внутренние ценные бумаги, если операции осуществляются между резидентом и нерезидентом; перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних или внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.

Основные виды документов валютного контроля: (без оформления паспорта сделки)

    Документ, являющийся основанием для проведения валютной операции (обосновывающий документ) – внешнеторговый договор об импорте (экспорте) товаров; внешнеторговый договор об оказании услуг (выполнении работ, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности); кредитный договор (договор займа); договор купли-продажи объектов недвижимости; договор купли-продажи ценных бумаг; выписка из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации и т. д. Подтверждающий документ – декларация на товары; документ, подтверждающий вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации в Республику Беларусь (в Республику Казахстан) или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Беларусь (из Республики Казахстан); акт о выполнении работ (оказании услуг, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности); документ, подтверждающий исполнение обязательств по внешнеторговому или кредитному договору способом, отличным от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, и т. д.

Требования к оформлению обосновывающего и подтверждающего документов:

    документы должны быть действительными на день представления в банк; по запросу банка документы, составленные на иностранном языке, представляются одновременно, с надлежащим образом заверенным, переводом на русский язык; документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации; если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него; документы (выписка из документа) представляются в подлиннике или в форме, надлежащим образом заверенной копии; документы (выписка из документа) и перевод документов на русский язык могут быть представлены в банк посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между банком и Клиентом.

Справка о валютных операциях – форма учета по валютным операциям, установленная Банком России и содержащая сведения об операции, осуществленной резидентом в иностранной валюте.

Порядок и сроки представления Клиентом в банк документов валютного контроля:

    при списании средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации – заранее или одновременно с расчетным документом; при зачислении средств в иностранной валюте – не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем поступления иностранной валюты на транзитный счет; при зачислении средств в валюте Российской Федерации – по запросу банка и в сроки, установленные банком.

Подтверждающий документ: по запросу банка и в сроки, установленные банком.

Справка о валютных операциях (представляется одновременно с обосновывающим документом):

    при списании средств в иностранной валюте – одновременно с расчетным документом; при зачислении средств в иностранной валюте – не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем поступления иностранной валюты на транзитный счет.
Читайте также:  Кто хозяин квартиры по адресу

Оформление расчетного документа на перевод средств в валюте Российской Федерации:

    Расчетный документ перед текстовой частью в поле «Назначение платежа» должен содержать код вида валютной операции, заключенный в фигурные скобки и начинающийся с разделительных символов «VO»; отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Например:

ü Не представляя или несвоевременно представляя в банк документы валютного контроля, Клиент нарушает валютное законодательство Российской Федерации.

Внешнеторговые и кредитные операции, по которым требуется оформлять

Паспорт сделки (ПС)

1. Внешнеторговый договор об экспорте (импорте) товаров, отвечающий следующим условиям:

2. Внешнеторговый договор об оказании услуг (выполнении работ, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности), отвечающий следующим условиям:

    договор заключен между резидентом и нерезидентом; место оказания услуг – любая страна, в том числе территория Российской Федерации; общая сумма договора превышает в эквивалентедолларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения договора, или, в случае изменения суммы договора, на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору, предусматривающих такие изменения.

3. Кредитный договор (договор займа), отвечающий следующим условиям:

    договор заключен между резидентом и нерезидентом; общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения договора, или, в случае изменения суммы договора, на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору, предусматривающих такие изменения.

Порядок и сроки представления Клиентом в банк документов валютного контроля:

1) Паспорт сделки и внешнеторговый (кредитный) договор, заключенный между резидентом и нерезидентом, представляются в банк одновременно:

— не позднее осуществления первой валютной операции по договору,

— не позднее иного исполнения обязательств по договору (например: не позднее даты оформления акта об оказании услуг; не позднее даты оформления документа, подтверждающего ввоз товаров в Российскую Федерацию или вывоз товаров из Российской Федерации и др.).

2) Переводной Паспорт сделки не позднее 40 календарных дней, исчисляемых начиная со дня закрытия Паспорта сделки в банке, из которого осуществляется перевод Паспорта сделки.

Ø Переводной Паспорт сделки представляется в банк одновременно с внешнеторговым (кредитным) договором, заключенным между резидентом и нерезидентом, и Ведомостью банковского контроля, оформленной в банке, из которого осуществляется перевод Паспорта сделки.

3) Переоформленный Паспорт сделки представляется после внесения изменения/дополнения во внешнеторговый или кредитный договор или после изменения иной информации в ранее оформленном Паспорте сделки, но не позднее:

— дня осуществления следующей валютной операции по договору

— очередного срока представления в банк документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 01.01.2001 или Положения Банка России от 01.01.2001 .

Ø Переоформленный Паспорт сделки представляется в банк одновременно с документами, подтверждающими вносимые изменения и дополнения во внешнеторговый или кредитный договор (изменения иной информации в ранее оформленном Паспорте сделки).

4) Подтверждающий документ и Справка о подтверждающих документах по внешнеторговому Паспорту сделки (представляются в банк одновременно):

· товар в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежит декларированию таможенным органам путем подачи декларации на товары –

в течение 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного

выпуска) товаров таможенным органом (графа «C» декларации на товары);

Ø особый случай: выпуск ввезенных в Российскую Федерацию товаров производится таможенным органом до подачи декларации на товары – в течение 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации (графа «А» декларации на товары).

· товар в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела не подлежит декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (например: ввоз товаров в Российскую Федерацию из Республики Беларусь или из Республики Казахстан, вывоз товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь или в Республику Казахстан) – не позднее 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации.

· внешнеторговые услуги, работы, информация и результаты интеллектуальной деятельности – не позднее 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности).

· иной способ исполнения обязательств, отличный от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (например: уступка долга/права требования по договору, передача векселя, встречная поставка товара и др.) – не позднее 15 календарных дней, исчисляемых после даты оформления документов, подтверждающих исполнение обязательств по внешнеторговому договору иным способом.

· изменение данных о стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации (ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации), работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, включенной в ранее представленную банку Справку о подтверждающих документах – не позднее 15 календарных дней, исчисляемых после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.

5) Подтверждающий документ по кредитному Паспорту сделки:

· иной способ исполнения обязательств, отличный от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (например: предоставление отступного взамен исполнения обязательств по договору, уступка кредитором права требования по договору третьему лицу, передача кредитору ценных бумаг в счет погашения долга, прощение долга кредитором и др.) – не позднее 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в течение которого обязательства по кредитному договору были исполнены иным способом.

Ø при списании иностранной валюты – расчетный документ и Справка о валютных операциях — представляются до операции списания средств с текущего валютного счета;

Ø при зачислении иностранной валюты – Справка о валютных операциях и распоряжение об осуществлении обязательной продажи валюты — представляются не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем зачисления средств на транзитный счет;

Ø при зачислении иностранной валюты на счет (при списании иностранной валюты со счета), открытый(ого) в банке за пределами территории Российской Федерации – Справка о расчетах через счета за рубежом с приложением выписки иностранного банка об осуществлении операций по счету представляется — не позднее 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были проведены операции через счета, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации.

· валюта платежа валюта Российской Федерации:

Ø при списании валюты Российской Федерации – расчетный документ — перед текстовой частью в поле «Назначение платежа» должен содержать код вида валютной операции и номер Паспорта сделки, заключенные в фигурные скобки и начинающиеся с разделительных символов «VO», «PS»; отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются.

Ø при зачислении валюты Российской Федерации – Справка о поступлении валюты Российской Федерации — представляется не позднее 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были зачислены средства на расчетный счет.

Ø при зачислении валюты Российской Федерации на счет (при списании валюты Российской Федерации со счета), открытый(ого) в банке за пределами территории Российской Федерации – Справка о расчетах через счета за рубежом с приложением выписки иностранного банка об осуществлении операций по счету — представляется не позднее 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были проведены операции через счета, открытые в банке за пределами территории Российской Федерации.

ü Не представляя или несвоевременно представляя в банк документы валютного контроля, Клиент нарушает валютное законодательство Российской Федерации.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

Читайте также:  Отказаться от ростелекома онлайн

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

Содержание статьи:

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г., принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ. В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса, если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже) Процесс передачи контракта банку Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее Справка о валютных операциях При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена. Справка о подтверждающих документах Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям Порядок перевода контракта в иной банк Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию Неправильная документация или ее отсутствие.
Читайте также:  Нотариальные тарифы на 2018 год

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет, после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде. Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах. Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы. Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет НДС при экспорте товаров — читайте статью.

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Одно мнение о “ Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы ”

Мне с валютным контролем помогал СДМ. Банк подготовил все документы в системе «интернет-клиент» Сделали расчеты в рублях с нерезидентами

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector