Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Падение нравственности в россии

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова.

Сегодня мир охватил экономический кризис – но задолго до этого мир уже был охвачен беспрецедентным по масштабам нравственным кризисом.

Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход? Эти и подобные вопросы с негодованием задают сегодня те, кого называют представителями здоровых слоев общества. Хотя это и непростая задача, попробуем хотя бы частично ответить на эти вопросы.

История проблемы

Сколько себя помнит человечество, столько и шла борьба с безнравственностью.

Источником же нравственности для человечества являются Божественные заповеди, переданные через пророков и посланников, коих было свыше 124 тысяч. Все пророки Всевышнего призывали к Единобожию, чистоте помыслов и деяний. За это их убивали, подвергали гонениям и мучениям. Всегда были те, кто боролись против истины, но также были и те, кто принимали ее, и таких, конечно, было большинство.

В разные эпохи и духовные ориентиры были разными. Иногда люди, руководствуясь ими, творили такие вещи, от которых современный человек ужаснулся бы. Например, египетский фараон убивал всех новорожденных мальчиков, боясь потерять свое царство. Вспомнить те же Помпеи, Содом и Гоморру, уничтоженные Всевышним за их неверие, за переход границ дозволенного.

Если заглянуть в историю и обратиться к памяти человечества, мы четко увидим, что нравственные нормы поведения, вера, честь, достоинство, верность, любовь к Родине, чувство долга и данного слова всегда были превыше всего для тех, до которых дошла хоть малая часть Законов Всевышнего. Отголоски пророческих наставлений и то, что осталось от Священных писаний, за прошедшие века трансформировалось в сознании людей в моральный кодекс, который они чтили. И за эти ценности люди умирали.

На Руси «честное слово купеческое» было нерушимым и символизирующим искренность и прямоту.

История до недавнего времени помнит женщин всегда «с покрытой головой». Сбрасывали покрывала блудницы, вакханки, простолюдинки или те, кого хотели опозорить. Чем благороднее женщина, тем более она была закрытой – одеждой и оградой – от посторонних взглядов.

В Европе и Азии в старину девушки всегда одевались скромно и прикрывали тело — такую одежду сегодня называют хиджабом и относят только к мусульманам. На Руси о женщине, снявшей публично головной убор, говорили «опростоволосилась», и это считалось крайне неприличным.

«Мона Лиза» — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи примерно в 1503 году. Это одно из самых известных произведений живописи эпохи Возрождения, которое по современным критериям считается образом скромной женщины. Нет, наверное, человека, не видевшего эту картину. Однако, изучая историю ее написания, историки пришли к выводу, что этот образ символизировал девушку легкого поведения, поскольку женщины в те времена не позволяли себе открывать грудь и волосы.

Проблема «алкоголизма и потомства» во все времена волновала продвинутые умы человечества. Еще два тысячелетия назад Плутарх вывел знаменитую формулу «Эбрии эброис гигнунт» («Пьяница рождает пьяниц»). А Платон добился принятия закона, запрещающего распивать спиртное. Мудрец хорошо знал, что от спиртного особенно страдает неокрепший еще организм и что хроническими алкоголиками становятся в первую очередь те, кто пристрастился к вину с раннего возраста. В Древнем Риме казнили тех, кто пил до тридцати лет. Это объяснялось тем, что именно в эти годы человек обзаводится семьей, детьми. А в Карфагене действовал закон, запрещающий пить вино в те дни, когда исполнялись супружеские обязанности. Так что, как видим, человечество еще на заре цивилизации боролось за здоровое поколение. Процент искренности в те времена был высок. Любовь была чистой и неподдельной.

Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), венец рода человеческого, который был ниспослан милостью для всех миров, открыл путь избавления от невежества и темноты к науке и свету, его наставления вот уже свыше 1400 лет воспитывают человечество. Благодаря ему, миллионы людей преодолели порог бедности, избавились от чувства страха, он избавил народы от анархии и насилия и привел к порядку. Все самое лучшее, что есть у человечества, унаследовано от пророков, а самым последним и самым великим из них является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Вот почему Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Своему Любимцу (смысл): «Я не послал тебя, кроме как милостью для миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107).

Начало нравственного кризиса

Чем больше люди отдалялись от Божественных заповедей, тем сильнее приходили в упадок мораль и нравы.

В объемном труде «Очерки истории цивилизации» английский писатель и историк Герберт Уэллс отмечает, что именно после признания эволюционной теории «началось настоящее разрушение морали». Почему? Эволюционисты утверждали, что человек есть лишь высшая форма животной жизни. Уэллс, сам эволюционист, в 1920 году писал: «Они решили, что человек — это такое же социальное животное, как и индийская охотничья собака. Они считали, что и в человеческой стае крупные собаки должны запугивать и подчинять».

На вопрос, c чего же началось в XX веке резкое падение нравов, аналитики и историки отмечают, что в прошлом столетии огромный вклад в падение нравственных ценностей внесли мировые войны.

Первая мировая война, знаменовала собой эпоху небывалого падения нравов. В кровавой бойне Первой и Второй мировых войн человеческая жизнь обесценилась. Экстремальные условия стерли моральные ограничения, и жизнь «на личном фронте» во многом столь же обесценилась, как и на полях сражений.

Эти войны нанесли сокрушительный удар по нравственной интуиции человека. Мир был вовлечен в чудовищное кровопролитие, миллионы людей были замучены.

А для России ситуация разворачивалась по еще более драматичному сценарию: революция, Гражданская война, в результате чего к власти пришли коммунисты, которые решили уничтожить истинную религию, веру во Всевышнего, назвав ее «опиумом для народа» и привнесли взамен «новую религию», веру «в светлое будущее». Все источники духовного и нравственного были заменены. Вместо Священных Писаний появились труды Ленина и Маркса, мечети и храмы превратились в клубы, святыми местами для паломничества стали памятники и мавзолеи.

Как известно, истинная нравственность берет начало только от истинной религии. А по замыслу коммунизм должен был укрепить устои нравственности и базироваться на вере «в светлое будущее». И поэтому, хотя в Советском Союзе нравственность была намного выше, чем на Западе, она долго не смогла удержать свои позиции и начала стремительно разрушаться, как и сама страна Советов.

Некоторое время люди еще пытались сохранять внешние приличия. Например, материалы для радио, телевидения и кинематографа проверялись на предмет нравственности — но недолго. В СССР это было поставлено на широкую ногу, и идеологическая пропаганда воспитала поколения на моральных ценностях коммунизма, но, к сожалению, все это было лишено истинной морали — религиозной. К 1960-м годам в мире начался резкий и неуклонный упадок цивилизации. Эта тенденция нашла свое отражение во многих странах.

В те годы падение нравов носило глобальный характер. В то же десятилетии наряду развивалось движение за права женщин, а социальная революция провозглашала так называемую «новую мораль».

Появились противозачаточные таблетки. Когда страх перед беременностью перестал сдерживать людей, «свободная любовь» без каких-либо обязательств со стороны партнеров» обрела большую популярность.

В то же время пресса, кино и телевидение уже не выступали за строгие моральные устои.

Уже к 1970-м годам появились видеомагнитофоны, и люди могли смотреть фильмы безнравственного содержания, которые постыдились бы смотреть в кинотеатре на виду у всех. Позже с распространением Интернета в любой стране у любого обладателя компьютера появился доступ к самой грязной, низкой порнографии.

Последствия такого падения нравов ужасают. «Двадцать лет назад,— вспоминает один охранник детской колонии,— когда к нам с улицы попадали дети, я мог поговорить с ними о добре и зле. Сегодня же они не имеют и малейшего представления, о чем я говорю».

Прежние ценности и нормы морали сменились духом легкомыслия и вседозволенности.

Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать временем дурных манер. Вместе со старым порядком ушли ценности, придававшие жизни значимость и смысл, новые же ценности было не так легко найти. Опыт старших поколений — их политические взгляды, стиль одежды, половая мораль поставили под сомнение. Поведенческую мораль постиг полный крах.

Забыв о вековых традициях приличия и чести, люди установили собственные нормы морали.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным.

Современный мир

В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи – воспроизводства и социализации детей. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количества разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка – все эти факторы носят устойчиво-регрессирующий характер.

Помимо этого всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека.

Читайте также:  Кто платит зарплату президенту

Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы.… Всего и не перечислить.

Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами — беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис.

Конечно, мир не без добрых людей. Однако можно часто услышать: «А что мне это даст? Что я с этого буду иметь?». Дух эгоизма стал принципом жизни.

Падению Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать.

Попытки очистить нравы

15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.

Соответствующие изменения, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, вносятся в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Согласно документу, субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие детям, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Согласно законопроекту, органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормальное. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

А почему бы не опираться на давно всем известные религиозные, Божественные ценности? Неужели кто-то способен изобрести что-то лучше того, что было получено всеми нами через Откровение?

В нашем обществе мы наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов в рекламе, СМИ, масскультуре, и манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы «гедонистический проект», включающий широкое предложение игр, наркотиков, включая алкоголь, это изменение ценностных установок отношения к родине, семье, традициям, к труду и т.п. Наконец, большую роль играет ухудшение качества обучения.

Пренебрежение со стороны родителей воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. Нередки случаи насилия в семье и жестокого обращения с детьми.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост наркомании и распущенности — очередной признак того, что мир погружается в омут моральной деградации.

Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится. Если еще несколько десятилетий назад в обществе осуждали и критиковали внебрачные связи, и было позором рожать детей вне брака, сегодня же гражданские браки стали нормой и ко всему подобному относятся с уважением.

Женщина стала «двигателем торговли». Редкая реклама обходится без изображения женщины.

Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу — непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.

Как же все изменилось в этом мире!

Еще совсем недавно сама мысль о том, что нетрадиционные половые отношения могут иметь место в обществе, вызывала бурю негодования. Но сегодня люди говорят: «Это частная жизнь».

В ряде стран проституция узаконена, они могут официально зарегистрироваться, платить налоги и считаются лицами, занимающимися предпринимательством.

У каждого человека есть свои критерии нравственности. Что для одного неприемлемо, для другого – норма жизни. Так понятие добра и зла для многих стало относительными понятиями.

Совершенно очевидно, что мы теперь живем в другом мире.

И как теперь нам быть, где найти ценности, придающие жизни значимость и смысл? Где их искать?

Задавая себе эти вопросы, многие находят выход из этого лабиринта и обретают гармонию жизни в Исламе, становясь человеком безупречной нравственности.

В современном мире религия Ислам является спасательным кругом в океане безнравственности, хаоса, насилия и жестокости.

Нравственное здоровье населения в Исламе защищается очень строго. Не подвергая и малейшему сомнению свободу человека, Ислам создает механизмы реализации прав всех слоев общества, где можно проявить свою гражданскую активность.

Подвигнуть общество встать "на защиту нравственности" можно только в правовом поле, в котором четко определяется, какая информация вредит нравственному здоровью, а какая нет, и где есть критерии, по которым можно будет определить, что вредно, а что нет.

Вера человека и чувство ответственности за каждый поступок перед Всевышним выступают в качестве Высшего совета по защите нравственности.

С помощью веры человек осуществляет контроль своей деятельности, и если вдруг в чем-то оступился, опять-таки вера помогает раскаяться и вернуться на правильный путь.

Все, что связано с жизнью на земле, включая вопросы защиты семьи, женщин и детей и прочее, содержится в нормах исламского права.

Конкретно прописаны обязанности по защите физического и нравственного здоровья населения, дано определение всему, что вредно для людей, ответственность за нарушение установленных норм".

Любое проявление нетерпимости, насилия, жестокости, национализма, расизма, шовинизма в соответствии с нормами Шариата запрещены в Исламе. Подобные явления последнее время стали широко заметны в обществе именно из-за недостатка духовности.

Неверие не может обойтись без печали, тоски, уныния, доходящего до отчаяния и суицидального комплекса.

По Исламу отношения между людьми должны быть правовыми и базироваться на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Желай брату своему того же, что и желаешь себе». Из этого следует, что все люди на земле являются братьями и сестрами.

Во времена правления первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах) к нему пришел Умар (да будет доволен ими Аллах), который в то время был судьей в Медине и попросил освободить его от этой должности. Халиф удивился и спросил, в чем же причина. Умар ответил: «Уже год, как я работаю судьей в Медине, и мне не пришлось разобрать ни одного дела! Зачем же нужен тогда судья?».

Это состояние общества, воспитанного на исламских ценностях. И это есть «гражданское общество», к созданию которого мы стремимся. По этому примеру можно судить, насколько сегодняшний мир далек от того. Как сказано в Коране, Всевышний послал последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) только как милость и спасение для всех миров.

Аллах в Коране говорит (смысл): «Поистине, для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и надеется на милость Аллаха и на блага Вечной жизни» (сура «Аль-Азхаб», аят 21).

Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Я ниспослан для облагораживания человеческих нравов» .

Морально-нравственные устои — это то, что выгодно отличает любое человеческое общество. С древнейших времен люди по мере возможностей старались вести жизнь благообразную, призывая к этому друг друга. Особенно сильно стремление к сохранению мира и благочестия внутри себя процветало в христианских общинах, где люди поддерживали друг друга словом и делом. Но сегодня во всем мире «правят бал» политика дехристианизации и мультикультурализма, что в итоге приводит к падению морально-нравственных устоев общества. Не обошла эта беда стороной и нашу Родину. Россия — самая большая страна в мире, мощное государство, имеющее значительный международный статус, но и очевидные проблемы с нравственным уровнем населения. Россия занимает первое место среди стран Европы и СНГ по количеству убийств, разводов и абортов. В России самая низкая продолжительность жизни среди стран с развитой и переходной экономикой, а смертность превышает рождаемость — происходит естественная убыль населения. Причины столь плачевных статистических показателей кроются в резком падении морального уровня российского общества, деградирующего с каждым днем все сильнее.

Известный исследователь Л. В. Кудрявцев отмечает: «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».

Данные ВЦИОМ свидетельствуют о пессимистичных настроениях большинства россиян на улучшение условий своей жизни в новом году, также большинство опрошенных говорят, что 2012 год не стал лучше предыдущего ни в масштабах страны, ни для каждого конкретного человека. Больше всего россиян волнуют проблемы ЖКХ и коррупции, обеспокоенность вопросами морали, культуры и нравственности показывают лишь 18% опрошенных. Аналогичную статистику приводит и Левада-центр, исследование которого также свидетельствует о низкой заинтересованности россиян этическими вопросами.

По данным июльского (2007 г.) социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр», большинство россиян все еще не видят для себя новых возможностей для существенного улучшения качества жизни. Около 43 % опрошенных испытывают трудности с приобретением продуктов питания и одежды, в том числе 12 % — едва сводят концы с концами, 22 % заявляют, что им приходится ограничивать себя в большом и малом. Общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом суициде, то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни.

При этом огромную проблему составляет вопрос безработицы и уровень жизни населения. Общий уровень безработицы в России за последние 7 лет практически не изменился. Он колеблется от 4.3 млн. чел. доходя до внушительной цифры в 7.1 млн. чел. Таким образом, ежегодно около 5.5 млн. россиян в среднем находятся без работы. Подобная статистика также способствует увеличению уровня напряженности в обществе, что обратно пропорционально росту нравственности и морали. При отсутствии работы население лишается главного источника своих доходов, а значит оно не сможет удовлетворить свои основные потребности, если не найдет другой источник доходов. Чем ниже общий уровень безработицы, тем выше уровень жизни населения.

Читайте также:  Когда снимают побои после драки

Еще одна проблема современной России — преступность. В нашей стране насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных. Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения, а от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, еще 50 тыс. — убегают из дома. Но самое ужасное заключается в том, что темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности, при этом детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек. Агрессивно настроенная молодежь демонстративно не уступает места в транспорте пожилым людям, а порой подростки способны убить за сделанное им замечание. Ужасный случай произошел в г. Кольчугино, где компания молодых людей, распивавшая водку на мемориале героям Великой Отечественной войны, убила и сожгла на «Вечном огне» человека, попытавшегося их усовестить.

Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами, широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал . смех. Налицо процесс ожесточения подрастающего поколения, стирания нравственных границ между понятиями «хорошо» и «плохо». Подобные явления воспринимаются как привычные, а не из ряда вон выходящие, как нормы современной жизни.

К. Н. Брутенц отмечает, что «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета». Таким образом, формируется терпимость к злу, переходящая впоследствии в полную подмену им добра.

Эти процессы следует охарактеризовать общим термином «моральная деградация современного российского общества». По мнению исследователя О. Т. Богомолова «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу». Удивительно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов не воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, отходя на второй план за обсуждениями личной благоустроенности жизни.

Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук. Психологи утверждают, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России — пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия». Философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для нее и переживает ее как разнуздание? — задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал: он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы».

Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок. Учитывая масштабное использование зарубежных материалов в рекламных и даже просветительских целях в СМИ и сети Интернет можно говорить и о целенаправленном влиянии западных спецслужб на российский менталитет, направленном на уничтожение титульной русской нации и ослабление государства.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Ценности, пропагандируемые в современном мире — это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального.

Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы. В России национальные проекты не являются составной частью цельной, взвешенной и легитимной в глазах общества долгосрочной социальной стратегии. Такой стратегии в России еще нет, хотя дискуссии вокруг этой проблемы в последние годы активизировались. В проектах отсутствует системность, а выделенные ресурсы и имеющиеся институциональные возможности недостаточны для достижения поставленных целей.

Духовно-нравственную организацию человека принято рассматривать на уровне высших инстанций структуры личности, ее формирует социокультурная и экономическая среда, в том числе государственная политика и воздействие СМИ. Какой же тип личности целенаправленно формируется государством, всеми его идеологическими и экономическими рычагами в современной России? В поисках объективности обратимся к взгляду человека со стороны, к интервью греческого писателя Никоса Зерваса, опубликованному в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 5 за 2006 г.) под названием «. Иногда стыдно за русских». Сначала автор излагает традиционные взгляды о российской культуре, основанной на православии, как «культуре совести». Далее говорится следующее: «Совесть позволяла русскому человеку отделить грех от правды: в собственной душе и в окружающей жизни. А что происходит сейчас? Посмотрите правде в глаза: основным культурологическим типом стал человек без совести. люди восточного типа христианской цивилизации — русские и греки — в этом очень похожи: если мы остаемся без совести, то теряем все».

Особое место в России занимает культура потребления. Журналист А. Заспа в статье «Грешный креатив» в газете «Невское время» (2007 г.) пишет: «Из нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ — идеальную машину для скупки всего, что залежалось на полках». Общество потребления — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к «оболваниванию» людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как темных, невежественных людей очень легко обмануть. При этом очень сильно заблуждаются те, кто утверждает, что такое общество деятельно и двигает вперед прогресс. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники.

Современное российское общество потребления уже не руководствуется понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей, сознание которых определяют СМИ и реклама. Одними из самых не популярных проблем нашего общества сегодня являются расслоение на богатых и бедных, рост наркомании, недоступная медицина, ухудшение состояния окружающей среды — эти вопросы российские граждане считают второстепенными.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственный», понимая под этим и социально пассивное поведение. В этих условиях первоочередной задачей должно стать развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выяснили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и является главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, ВУЗы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие свыше 1000 жителей Москвы. Как показали результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.

При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.

По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.

Что касается традиционных институтов формирования моральных норм — религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.

Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова (Институт психологии им. Г. Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.

Читайте также:  Нужен ли договор аренды для енвд

Нравственное оскудение в российском обществе всегда приводило к плачевным для нашей страны последствиям. Совершая краткий экскурс в историю, можно констатировать, что падение морали каждый раз вносило коррективы в жизнь и быт всего государства. 17 век в России ознаменовался формализмом в отношении религии, бывшей главной основой нравственного закона в русском обществе. Потребительское отношение к православной вере привело сначала к разделению религиозного социума на два противоборствующих лагеря — старообрядцев и никоновцев, а после смерти Петра Великого — к смутным для России временам дворцовых переворотов. Дальнейшее оскудение морали можно проследить на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где отчетливо были показаны «плоды» излишней приобщенности русского общества к западу: эмансипированные женщины легкого поведения, доступ к наркотикам, отказ от традиционного русского патриархального семейного уклада — обесценивание семьи. Самой жестокой ошибкой российского общества стал отказ от царской власти и попытка заменить ее сурогатом демократического правления в лице временного правительства и большевиков, что вылилось в кровавые события октябрьской революции и гражданской войны.

Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Наше общество деградирует с большим ускорением. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своем народе. И наш долг — спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу мы живем.

Определение и стремление к нравственному закону для всего общества сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над пропастью» в условиях высокой социальной напряженности. Для оздоровления российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом, потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной, экономической и политической жизни страны — только таким образом можно будет достичь желаемого результата.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

Человек человеку — друг, товарищ и брат Высокая нравственность при атеизме в СССР и падение нравственности в религиозной РФ

Мы помним, что в СССР при социализме была достаточно высокая нравственность нашего советского общества. В СССР невозможно было, чтобы бандиты могли украсть завод у трудящихся. Даже было неслыхано, чтобы милиция брала взятки. В СССР человек человеку — друг, товарищ и брат. Никаких наркоманов вообще не было! И как следствие — никакого СПИДа тоже не было! А ведь образование и государство в СССР были атеистическими!

А сегодня в РФ вместо социализма и атеизма — капитализм и религиозная пропаганда на ТВ. И несмотря на то, что у религии в руках ТВ и масса денег, тем не менее мораль нашего общества крайне низка — у нас эпидемия бандитизма, коррупции, наркомании и эгоизма. В чём же причина падения нравственности в современном российском обществе? Как решить эту проблему? Ни православие, ни какая другая религия за 23 года активнейшей миссионерской работы не только не смогли повысить нравственность, но и не смогли противостоять падению нравственности и более того — именно за время свободы для религии нравственность и упала колоссальным образом! Итак, у нас есть два исторических факта:

  • В СССР при атеизме была высокая нравственность!
  • В РФ при религиозной пропаганде налицо резкое падение нравственности!

Из анализа этих двух фактов с очевидностью следуют важные выводы:

  • Научный атеизм, марксизм-ленинизм способен создать высокую нравственность.
  • Никакая религия не способна ни повысить нравственность, ни противостоять падению нравственности в обществе.

Эти исторические факты опровергают центральное заблуждение верующих — что религия якобы нужна для морали. Религия не только не нужна для морали, но она наоборот вредна для морали.

Причины высокой нравственности при атеизме в СССР и падения нравственности в религиозной РФ

Чем была вызвана высокая мораль в СССР и п адение нравственности в современном российском обществе?

Если мы внимательно проанализируем причины хотя бы несколько пороков современного религиозного капиталистического российского общества — воровство, наркоманию, проституцию и гомосексуализм, то мы увидим, что у них одна причина — БЕЗРАБОТИЦА , а причина безработицы — капитализм.

Воровство. В СССР не было безработицы, у всех была любимая работа и жилье, причем и то и другое ДАВАЛИ сразу после получения соответствующего образования. Закончил вуз в 22 года — тебя распределили на рабочее место и выдали квартиру. И ты СРАЗУ же можешь создать семью и завести детей. Какой смысл воровать в таких условиях? Поэтому в СССР практически не было воровства. Советская мораль была основана на разуме, а не на вере. А в любой капиталистической стране — РФ, США и пр. — закончил вуз, нет ни работы ни жилья, а в США еще и надо отдавать кредит банку за платное образование. Что делать молодым? Умные и волевые вступают в компартию и пропагандируют социализм. А глупые и безвольные прогибаются под систему и идут в бандиты, в проститутки или в рабы — на самую низкооплачиваемую работу.

Наркомания. В СССР вообще не было наркомании, потому что у всех была любимая работа, бесплатное жилье и интересная жизнь. Был смысл в жизни. При капитализме теряется смысл жизни, особенно у молодежи — нет ни работы, ни жилья, невозможно создать и прокормить семью. Не всякий может создать бизнес с нуля без капитала — для этого нужны высокоразвитые интеллект и инициатива и самое главное — оказаться в нужное время в нужном месте, а это редкость. Основная масса людей ищут работу по специальности и не находят. Такой стресс не все выдерживают и самые слабые спиваются и становятся наркоманами.

Проституция вызвана двумя причинами капиталистического общества — во-первых отсутствием денег у трудящихся, особенно у выпускников и во-вторых, избытком денег у эксплуататоров — олигархов, которые выбрасывают деньги на роскошь и проституток. Проститутка в Москве сегодня зарабатывает от 2 до 10 тысяч рублей в час. Воспитатель детского сада — 4 тысячи рублей в месяц! Оплата услуг ЖКХ — тоже около 4000 руб в месяц. Что делать бедной женщине? Самые слабые идут в проститутки.

Гомосексуализм существует в РФ даже среди попов и в армии. И если причина гомосексуализма у попов — безбрачие, в армии — безволие и тупая рабская покорность, то в остальном обществе причина гомосексуализма — та же, что и у проституции — олигархи готовы платить большие деньги безработным парням за гомосексуализм. Безработная молодежь видит, в какой роскоши живут проститутки и девушки идут в проститутки. А что делать парням? Самые слабые прогибаются и становятся голубыми. Некоторые даже делают себе операцию по изменению пола для выбора карьеры трансвестита. Это особенно популярно в Таиланде. Вот оно — подлинное лицо капитализма.

И что же делает религия? Понятно, что никакими проповедями она не способна изменить падение нравственности, ибо низкая мораль вызвана безработицей и основана на капитализме. Кроме того, когда предаются огласке голубые похождения попов и их богатая жизнь, то они собой только снижают мораль в обществе и появляются анекдоты про попов.

Итак, мы увидели, что причина падения нравственности — капитализм и что религия в принципе неспособна повысить нравственность общества. Повысить мораль может только социализм.

Разумеется, мы не пытаемся оправдать воров, взяточников, бандитов, наркоманов, проституток и гомосексуалистов — на этот путь встают только люди со слабой волей и низким интеллектом. Мы призываем не мириться с пороками капиталистического общества, а подняться на классовую борьбу за возврат социализма.

Теперь мы знаем, что надо для того, чтобы вернуть высокую мораль — надо вернуть социализм, а для этого надо пропагандировать атеизм, марксим-ленинизм и правду о Сталине, при котором жуликов, воров и взяточников расстреливали без промедления и пощады.

Послесловие — что Вы лично можете сделать для построения социализма и коммунизма в России

Что надо сделать, чтобы построить социализм и затем коммунизм в России? Прежде всего, надо собрать подписи и выдвинуть автора этого сайта Устина Чащихина кандидатом в президенты России. Для этого присоединяйтесь к нам.

Также надо пропагандировать эту информацию. Распространяйте этот текст максимально:

  1. Нажмите на все кнопки соцсетей, в которых Вы есть и сделайте репосты. Не лайки, а репосты. Потому что репосты прочтут другие люди.
  2. Пошлите Вашим друзьям ссылку на эту страницу по е-майлу.
  3. Распечатайте этот текст и повесьте у себя в подъезде.

Устин Чащихин — блог автора в газете Завтра.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector