Ответственность за нарушение госта

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.19, является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:

1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);

2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);

3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);

4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);

5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);

6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);

7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);

8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 "О применении технических регламентов".

3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:

1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;

2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;

3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;

4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);

5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.

С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:

а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);

б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);

в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);

г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);

д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);

е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).

Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19, носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов".

Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает правила:

1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);

2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;

3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;

4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).

Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

Читайте также:  Ндс сверху и ндс в сумме разница

3. Субъектами административных правонарушений являются:

1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).

4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.19, показывает, что:

1) по ч. 1, 2 назначаются одновременно и основной вид наказания — административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5), и дополнительный — конфискация предметов административного правонарушения (см. коммент. к ст. 3.7);

2) по ч. 3 назначается только административный штраф;

3) административный штраф и конфискация назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1), а административный штраф, предусмотренный в ч. 3, — органами стандартизации, метрологии и сертификации (см. коммент. к ст. 23.52), а также некоторыми другими органами (см., например, ст. 23.36).

О суде

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Часть 1 . Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Часть 2 . Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Часть 3 . Нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье

— Осуществление розничной продажи товаров населению является квалифицирующим признаком правонарушений, указанных в части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и соответственно критерием разграничения составов правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 и частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ (определение о прекращении производства по делу Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2009 по делу № А53-24273/2008; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу № А53-23332/2008; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу № А53-22263/08; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 г. № 734/09).

— Организация, у которой отсутствуют договорные отношения с населением на реализацию последнему электрической энергии, но которая осуществляет деятельность по транспортировке электрической энергии от поставщика к потребителю, несет ответственность за поставку электроэнергии, не соответствующей требованиям государственных стандартов по статье 19.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2009 по делу № А53-4209/2009; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу № А53-9638/2009; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по делу № А53-10123/09).

— Срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ составляет 2 месяца. Днем выявления совершенного административного правонарушения является дата проведения проверки (решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2008, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2008 по делу № А53-8227/2008; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.08.2008 по делу А53-5861/2008; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2008 по делу № А53-8699/2007).

— В случае освобождения заинтересованного лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ в мотивировочной части решения следует указать, что конфискация либо изъятие применяется в качестве мер пресечения административного правонарушения во избежание причинения вреда неопределенному кругу лиц, а не как дополнительный вид административной ответственности, предусмотренной санкцией части 1 статьи 19.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2008, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2008 по делу № А53-5430/08; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2008 по делу № А53-8056/08).

— В случае обращения в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, административное наказание назначается в соответствии с правилами назначения наказания, предусмотренными статьей 4.4 КоАП РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2008 по делу №А53-10164/2007).

Читайте также:  Налог на доходы с дивидендов кбк

— Непредставление юридическим лицом документов, затребованных административным органом не в рамках проведения проверки, а для решения вопроса о необходимости проведения проверки образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ в случае, если должностные лица административного органа наделены правом требовать соответствующие документы (рекомендации научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа проведенного 27.11.2009 в г. Ставрополе).

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
2. Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
3. Нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 19.19
1. Статья 19.19 КоАП РФ состоит из трех частей. Дела о совершении правонарушений, содержащих признаки составов, закрепленных ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, ст. 23.1 КоАП РФ поручила арбитражным судам.
До вступления КоАП РФ в силу административную ответственность за нарушение правил стандартизации и сертификации регулировала ст. 170 КоАП РСФСР, а такие дела рассматривались органами Госстандарта России.
2. Родовым объектом правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, является порядок управления, а видовым — общественные отношения, связанные со стандартизацией продукции, работ, услуг, а также сертификацией продукции.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". 3. Часть 1 ст. 19.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов. Правовые основы стандартизации в нашей стране установлены Законом РФ "О стандартизации", принятым 10 июня 1993 г. В целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля Закон установил, что требования стандартов являются обязательными.
Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований ГОСТов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки, утилизации, а также за выполнением работ и оказанием услуг.
Часть 1 ст. 19.19 КоАП РФ содержит общие нормы, которые не применяются, если ответственность регулируется специальными нормами (ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 КоАП РФ).
Объективная сторона состава, закрепленного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, является альтернативной. Она содержит два варианта признаков правонарушения. Во-первых, такие признаки, как:
а) деяние — нарушение, которое может быть действием или бездействием;
б) акт — государственный стандарт;
в) способы совершения противоправных деяний:
— реализация (продажа, поставка) продукции;
— использование, эксплуатация продукции;
— хранение продукции;
— транспортировка продукции;
— утилизация продукции.
Во-вторых, альтернативный вариант — уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного надзора и контроля. Здесь Закон называет такие признаки, как:
а) деяние — уклонение, неисполнение обязанности;
б) средства (предметы) — продукция, документы, информация;
в) "другое лицо" (пострадавший) — субъект государственного контроля и надзора за стандартизацией.
Следует отметить, что законом уклонение (неисполнение обязанности) не ограничено сроком. Следовательно, если обязанность исполнена до составления протокола о правонарушении (вынесения постановления по делу), в действиях обвиняемого нет состава административного правонарушения.
4. Закон не устанавливает формы вины, значит, ответственность по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ может наступить и за умышленные, и за неосторожные действия.
Субъектами рассматриваемого деяния могут быть юридические лица и должностные лица, а значит, и индивидуальные предприниматели.
Часть 1 ст. 170 КоАП РСФСР предусматривала наложение на виновных должностных лиц штрафа в размере от 5 до 100 МРОТ. А по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от 5 до 10 МРОТ с конфискацией предметов правонарушения.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". 5. Давая краткую характеристику ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, можно сказать, что она устанавливает административную ответственность за нарушение правил сертификации, установленных Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг".
Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификат соответствия — документ, выданный по действующим правилам для подтверждения соответствия данной продукции установленным требованиям. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Обязательная сертификация производится в случаях, предусмотренных законами РФ и федеральными законами. В таких случаях действие сертификации и знака соответствия распространяется на всю территорию страны.
Часть 2 ст. 19.19 КоАП РФ является общей нормой и поэтому она не применяется, если специальными нормами КоАП РФ (ст. 13.6, ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. 20.4, 20.14) установлена административная ответственность за нарушение правил сертификации отдельных видов продукции.
6. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения является альтернативой. Первый вариант противоправного деяния включает три признака объективной стороны:
1) деяние — нарушение правил;
2) предмет правонарушения — продукция;
3) следующие способы совершения деяния:
— реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;
— реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция;
— недоведение при реализации продукции до потребителя (покупателя, заказчика) установленных законом сведений о сертификации продукции.
Второй (альтернативный) вариант объективной стороны включает такие признаки, как:
— представление недостоверных результатов испытаний продукции;
— необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
Разница между двумя вариантами объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, становится более очевидной, если учесть, что в первом случае речь идет о деяниях лиц, реализующих продукцию, а во втором — о действиях лиц, которые уполномочены сертифицировать продукцию и выдавать соответствующие документы.
7. Субъектами комментируемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица. Признака — форму вины — состав не содержит.
8. Протоколы о совершении правонарушений, содержащих признаки, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел, органов государственного горного и промышленного надзора, а также органов стандартизации, метрологии и сертификации.
Глава 4. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
§ 1. Общие положения
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Требование всесторонности и полноты исследования означает, что должны быть установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и принятия по нему правильного решения. Необходимо прежде всего установить следующее: 1) имело ли место административное правонарушение; 2) виновно ли данное лицо в совершении этого правонарушения; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) причинен ли этим лицом потерпевшему имущественный ущерб; 5) имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, или основания для прекращения дела; 6) иные необходимые сведения о лице, совершившем административное правонарушение (его возраст, состояние здоровья, должностной статус, имущественное положение и т.д.); 7) другие данные, имеющие значение для дела.
Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает беспристрастное и уважительное отношение судьи как к самому лицу, в отношении которого ведется производство по делу, так и к его ходатайствам и иным заявлениям. Недопустимы априори обвинительный уклон, пренебрежение обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Объективность требует также равных и ровных отношений судьи со всеми участниками производства по делу: с потерпевшими, их законными представителями, защитниками и представителями, свидетелями и другими лицами отношения должны быть беспристрастными и уважительно-культурными.
Своевременность выяснения обстоятельств дела означает соблюдение предусмотренных ст. 28.5, 28.7, 28.8, 29.6, 30.3, 30.5 КоАП РФ процессуальных сроков, что способствует, с одной стороны, неотвратимости привлечения виновных к ответственности, а с другой стороны, предупреждению совершения правонарушений.
Указание в ст. 24.1 КоАП РФ на разрешение дела в соответствии с законом в качестве одной из задач производства по делам об административных правонарушениях имеет первостепенное значение, поскольку никто не может быть привлечен к административной ответственности иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Также важнейшей задачей производства, требующей активной организаторской деятельности соответствующих органов, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления или исполнение его не полностью снижают эффективность борьбы с административными правонарушениями, затрудняют достижение целей административно-наказательной политики.
Актуальной для производства по делу об административном правонарушении является и превентивно-предупредительная задача, призванная выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело (в том числе и судья арбитражного суда), при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, согласно ст. 29.13 КоАП РФ, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть такое представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
На лиц, осуществляющих производство по делу (в том числе рассматривающих дело судей), возлагается обязанность разъяснить участникам производства их право пользоваться языком, которым они владеют, и услугами переводчика. При участии в производстве лиц, не владеющих языком, на котором ведется разбирательство дела, судья, рассматривающий дело, обязан пригласить переводчика. То же касается сурдоперевода, которым должны быть обеспечены глухие или немые участники производства по делу об административном правонарушении. Процессуальные документы лицам, участвующим в деле, должны вручаться в переводе на язык, которым они владеют.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector