Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Ответственность сторон по 223 фз

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ» :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Заключается договор в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В положении о закупке, которое применяет заказчик, указано, что вносимые в договор изменения не должны ухудшать поло­жение контрагента.

Договор предусматривает два этапа выполнения работ. В проекте договора, размещенном на официальном сайте, пред­усматривалась выплата аванса исполнителю в «размере 50% от суммы договора». На этапе подписания договора заказчик меня­ет размер аванса на «50% от стоимости первого этапа работ».

Может ли при заключении договора быть изменено условие о размере аванса? Является ли основанием для привлечения сторон к ответственности внесение в проект договора таких изменений?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей пози­ции: само по себе внесение изменений в договор, заключа­емый в соответствии с Законом № 223-ФЗ, при заключении или исполнении такого договора, в том числе в части, каса­ющейся размера аванса, закону не противоречит и не может рассматриваться как основание для привлечения сторон дого­вора к какой-либо ответственности.

Читайте также:  Как посмотреть запрет на выезд

В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказ­чики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами РФ, а также принятыми в соот­ветствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующи­ми правила закупки (положение о закупке).

В отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не огра­ничивает право сторон изменять условия договора при его заключении и исполнении и не связывает возможность таких изменений с их существенностью. Что касается ГК РФ, то, согласно п. 1 ст. 450 этого кодекса, изменение договора воз­можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Это соответствует вытекающему из гражданского законодательства принципу свободы договора, который предполагает наличие у участни­ков гражданских правоотношений права определять условия договора по своему усмотрению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Поскольку для договоров, которые заключаются в соот­ветствии с Законом № 223-ФЗ, иные правила не установлены, стороны могут своим соглашением изменить любые условия такого договора, если только характер таких изменений не свидетельствует об осуществлении новой закупки.

Представляется, что такое изменение условий договора (про­екта договора) не должно противоречить положению о закуп­ке, разработанному и утвержденному заказчиком. Однако это положение является внутренним документом заказчика, регла­ментирующим его закупочную деятельность (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), и не создает каких-либо обязанностей для контр­агента заказчика. Как мы уже отметили, Закон № 223-ФЗ не ограничивает возможность внести в договор изменения, при­чем не ставит такое право в зависимость от содержания положе­ния о закупке. Статья 7.32.3 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, не предусматривает какие-либо санкции для заказчика или контрагента в связи с изменением условий договора, заключен­ного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, вне зависимости от содержания изменяемых условий, существенности изменений, запретов или ограничений на внесение изменений в договор, содержащихся в положении о закупке, и иных обстоятельств.

Поэтому, с нашей точки зрения, внесение в договор при его заключении указанных в вопросе изменений само по себе не может рассматриваться как нарушение (см. также постановле­ние Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 № Ф03-4277/14 по делу № А80-486/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № 09АП-15495/15). Вместе с тем, как показывает судебная практика, нельзя исключить, что при определенных обсто­ятельствах такое изменение может повлечь возникновение спора (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2015 № Ф08-4257/15 по делу № А53-16874/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 № 18АП-9744/15). Однако в рамках этой кон­сультации мы не можем однозначно оценить правовые послед­ствия внесения в договор указанных в вопросе изменений.

Со следующего года вступит в силу закон о Федеральной контрактной системе, который, однако, не затронет и не отменит положения закона, регулирующего закупки отдельными видами юридических лиц. В то же время нормы последнего также требуют существенной доработки, в частности по вопросу порядка и оснований привлечения к ответственности заказчиков и защиты прав участников закупок. Нынешнее законодательство не дает участникам эффективных механизмов защиты, несмот­ря на то что их число довольно обширно.

В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в области публичных закупок 18 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках). Закон носит в высокой степени рамочный характер и позволяет заказчикам организовывать закупочный процесс с учетом особенностей деятельности компании. Представляется, что причина такой либеральности скрыта в намерении законодателя поэтапно устанавливать контроль над сферой закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Именно поэтому, на наш взгляд, нормы, предусматривающие негативные последствия для недобросовестных заказчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона о закупках, представлены в нем весьма скромно.

В соответствии со ст. 7 Закона № 223-ФЗ ответственность за нарушение требований закона наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть установленные в Законе о закупках цели регулирования подлежат защите с помощью мер дисциплинарной, гражданской и административной ответственности. Кроме того, нормы ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ закрепляют возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования действия (бездействия) заказчика в антимонопольный орган. Часть 9 ст. 3 предусматривает также обжалование действий (бездействия) заказчика в судебном порядке. Перейдем к рассмотрению особенностей каждой из перечисленных возможностей.

Достичь цели надлежащего исполнения закона с помощью дисциплинарной ответственности сложно

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к должностным лицам юридического лица, допустившим нарушение внутренних документов заказчика (ст. 192 ТК РФ). В связи с тем что этот вид ответственности находится в сфере трудовых отношений, он имеет только косвенное отношение к реализации целей Закона о закупках, и тому есть несколько обоснований.

Во-первых, наказанию в таком случае подвергается не само юридическое лицо, а его работник, что стимулирует к выполнению должностных обязанностей сотрудника, но не мотивирует самого заказчика к надлежащему исполнению требований законодательства.

Во-вторых, дисциплинарная ответственность стимулирует сотрудника к соблюдению локальных документов компании, но не Закона о закупках, притом что внутренние документы заказчика могут и не соответствовать законодательству РФ.

В-третьих, заказчик самостоя­тельно решает вопрос о привлечении своего работника к ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть высок риск того, что допущенные нарушения могут остаться безнаказанными.

Таким образом, меры дисцип­линарного воздействия являются дополнительными для надлежащего исполнения Закона о закупках.

В частности, удачным видится использование дисциплинарной ответственности при организации корпоративного контроля закупок, как, например, сделано в госкорпорации «Росатом». Участники закупки могут обжаловать действия заказчика одновременно с подачей заявления в государственные органы, в Центральный арбитражный комитет госкорпорации «Рос­атом» или арбитражные комитеты дивизионов атомной отрасли. В случае признания ЦАК нарушения заказчиком внутренних стандартов, сотрудники, допустившие нарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности 1 .

Такой корпоративный контроль, по данным госкорпорации «Росатом», является для поставщиков более предпочтительным инструментом обеспечения выполнения требований Закона № 223-ФЗ, нежели обжалование в государственные органы, видимо, в силу оперативности рассмотрения спора, а также возможности привлечения на стадии рассмотрения жалобы экспертов 2 .

Способы защиты гражданских прав участников закупки имеют свои нюансы

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с главами 25, 59 Гражданского кодекса РФ. Этот вид ответственности защищает гражданско-правовые отношения, возникающие в результате применения Закона № 223-ФЗ.

Например, участник закупки вправе предъявить требование о взыскании убытков (реальный ущерб) в размере платы, которую он внес за дос­туп к положению о закупке заказчика или плану его закупки, в нарушение требований п. 14 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Убытки у участников закупки могут возникнуть и в виде упущенной выгоды, в частности, когда по результатам проведенного с нарушением положений Закона № 223-ФЗ отбора был выбран иной поставщик. Участник закупки в таком случае должен доказать, что в результате преднамеренных действий заказчика победитель был определен неверно и в случае правильно проведенной процеду­ры отбора контракт надлежало бы заключить с заявителем. Размер убытков, соответственно, будет равен сумме заключенного с нарушением контракта. С учетом того что вся документация о закупке подлежит размещению в Интернете в открытом доступе и у потенциального поставщика есть возможность ее проанализировать, представив суду соответствующие доказательства, формирование положительной судебной практики по требованиям о взыскании упущенной выгоды весьма вероятно.

Читайте также:  Как узнать просрочен ли паспорт

Но, скорее всего, этот способ защиты права будет применяться участниками закупки не час­то, поскольку доказать размер убытков довольно сложно.

Как указывает ВАС РФ в Определении от 18.07.2012 № ВАС-8413/12 по делу № А21-3913/2011 о взыскании убытков, возникших у истца при проведении отбора по Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), сам по себе факт заключения контракта не свидетельствует о надлежащем исполнении обществом своих обязательств по нему и о получении прибыли в той сумме, которая предъявлена к взысканию в виде упущенной выгоды.

Шансы доказать факт возникновения убытков у участника закупки еще больше снижаются при условии организации закупки третьим лицом (организатором закупки), поскольку становится невозможным доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением заказчика и возникновением у истца убытков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2012 по делу № А21-3913/2011). Слабость данного способа защиты права подтверждается отсутствием до настоящего времени судебной практики по взысканию убытков с заказчиков, действующих по Закону № 223-ФЗ.

Еще одним способом защиты гражданских прав участников закупки может быть признание недействительной полностью или частично сделки, заключенной с нарушением требований закона (ст. 166 ГК РФ).

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Специальных норм в Законе № 223-ФЗ об оспаривании сделок не предусмот­рено, следовательно, сделки (договоры), заключенные по результатам совершенных с его нарушением процедур закупок, ничтожны. Заинтересованные лица вправе потребовать применения последствий признания такой сделки недействительной. Заинтересованными, соответственно, являются лица, чьи имущественные права и интересы затрагиваются данными нарушениями, а именно: участник закупки 3 , прокурор в рамках полномочий, предоставленных ст. 52 АПК РФ об оспаривании сделок, совершенных юридичес­кими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, а также антимонопольные органы со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Интересно отметить, что после вступления в силу изменений в Гражданский кодекс РФ сделки с нарушением требований закона, по общему правилу, будут признаваться не ничтожными, а оспоримыми (ст. 168 ГК РФ в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ). При этом оспоримые сделки могут быть признаны недействительными только стороной сделки (ст. 166 ГК РФ). Таким образом, круг лиц, которые смогут обжаловать такую сделку, сузится.

Однако сделкой по действующему законодательству является не только договор, заключенный по результатам отбора. Торги по своей правовой природе также являются сделкой (п. 44 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Признание их недействительными должно осуществляться с учетом положений ч. 1 ст. 449 ГК РФ, где указано, что «по иску заинтересованного лица, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными». Следовательно, в тех случаях, когда закупка по Закону № 223-ФЗ была проведена в форме торгов, недействительными в первую очередь должны признаваться торги, а уже затем — оцениваться действительность договора, заключенного по результатам таких торгов.

В законодательстве РФ отсутствуют критерии отнесения того или иного способа закупки к торгам (за исключением п. 7 ст. 447 ГК РФ, согласно которому торги проводятся в форме аукциона и конкурса), в связи с чем антимонопольный орган зачастую даже не пытается разграничить неторговые процеду­ры и конкурсы и аукционы, квалифицируя их как торги. Вероятнее всего, суд будет аналогично оценивать способы закупки, установленные заказчиком в Положении (запрос предложений, двухэтапные конкурентные переговоры и пр.), поскольку в проекте изменений в ст. 447 ГК РФ указано, что торги могут проводиться не только в форме конкурса и аукциона, но и в иных формах. Участникам закупки следует это учитывать при выборе способа защиты своих прав.

Правда, к тому моменту, когда торги будут признаны судом недействительными, заключенный по их результатам договор может быть уже исполнен (товар поставлен, услуги оказаны, работы выполнены), в связи с чем приведение сторон в первоначальное положение (реституция) не достигнет цели восстановления субъективных прав истца, что будет являться основанием для отказа в иске (постановления Президиума ВАС РФ от 20.01.2004 № 10623/03, ФАС Поволжского округа от 15.05.2012 по делу № А65-1915/2011). Поэтому приведенный способ защиты применим исключительно для договоров, имеющих длящийся характер, по которым работы (услуги) выполняются периодически.

Порядок обжалования действий заказчиков будет определять ФАС России

В связи с тем что гражданские права участника закупки находятся в таком уязвимом положении, в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки (на основании п. 2 ст. 11 ГК РФ) предоставлена дополнительная защита их гражданских прав в административном порядке путем обжалования в антимонопольный орган некоторых действий (бездействия) заказчика. В указанной норме прямо перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда такое обжалование возможно:

  • неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 94-ФЗ.

Жалобы на иные действия (бездействие) заказчиков, если следовать норме закона буквально, не рассматриваются антимонопольным органом (решение Тюменского УФАС России от 08.08.2012 по делу № Т12/23). Однако материалы жалобы передаются для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 17 Закона № 135-ФЗ и оценки действий заказчиков как ограничивающих конкуренцию (решение Вологодского УФАС № 5-21/06-12 от 26.04.2012 (http://vologda.fas.gov.ru/solution/6465)).

Минэкономразвития подготовлен законопроект по изменению Закона о закупках, согласно которому указанные основания для подачи жалобы в антимонопольный орган предлагается сделать открытыми, отдельно в качестве основания указывается проведение закупки в нарушение утвержденного у заказчика положения.

Читайте также:  Ооо мл стайл как вернуть товар

Порядок обжалования регулируется самим антимонопольным органом (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Он в настоящее время еще не утвержден, и согласно разъяснениям ФАС РФ, жалобы, поданные в порядке ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, до установления специального порядка рассматриваются в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ (письма ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011 «О применении Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“», от 24.08.2012 № ПС/27706 «О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“»).

Интересной особенностью данного порядка является то, что в случае, если в ходе рассмот­рения жалобы антимонопольным органом были установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, антимонопольный орган принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

На практике это означает, что при рассмотрении жалобы заказчика, поданной по основаниям, определенным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, антимонопольный орган вправе оценить на предмет соответствия законодательству РФ иные действия (бездействие) заказчика, чем те, на которые жалуется участник закупки (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу № А58-4770/2012).

Указанный порядок рассмот­рения жалоб применяется в настоящее время для всех неторговых процедур в силу их квалификации антимонопольным органом как торги. Между тем есть единичные решения, в которых указано, что рассмотрение жалобы при осуществлении закупки иным, кроме торгов, способом к компетенции антимонопольного органа не относится (решения Архангельского УФАС от 04.05.2012 по делу № 06т-12, Саратовского УФАС России от 27.08.2012 № 1-12/фр-ж).

Очевидно, такая тенденция свидетельствует о том, что проектируемый ФАС РФ порядок рассмотрения жалоб по Закону № 223-ФЗ, включая жалобы по неторговым процедурам, существенным образом не будет отличаться от порядка, преду­смотренного ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Административные санкции за нарушение норм Закона № 223-ФЗ будут жестче, чем за нарушение Закона № 94-ФЗ

Помимо обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольном органе, участникам закупки также предоставлена возможность обжалования в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ. В таком порядке можно обжаловать, например, протокол, составленный по результатам закупочной процедуры, акт проверки прокуратуры, предписание антимонопольной службы.

Достижение целей Закона о закупках, преследующих защиту общественных интересов, обеспечивается также путем применения к нарушителям мер административной ответственности.

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) отсутствуют специальные составы за нарушение Закона о закупках. Тем не менее можно говорить о применении к недобросовестным заказчикам ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция), например, в случаях, когда конкурсная документация была доступна только отдельным участникам торгов, которым таким образом были созданы преимущественные условия участия.

Кроме того, заказчик может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение в срок предписаний федеральной антимонопольной службы и за непредставление сведений в антимонопольный орган (ст. 19.5 КоАП РФ). Заказчики, которые в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ обязаны руководствоваться положениями Закона № 94-ФЗ, но не делают этого, могут быть, по нашему мнению, также привлечены к ответственности по ст. 7.29—7.32 КоАП РФ в рамках несоблюдения требований указанного закона.

ФАС России подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части ответственности за ненадлежащее исполнение Закона № 223-ФЗ.

Сейчас проект проходит межведомственное обсуждение.

Изменения по данному проекту предусматривают включение в КоАП РФ ответственности за: нарушение сроков размещения на официальном сайте информации, положения о закупке и внесенных в него изменений, утверждение заказчиком документации о закупке, не соответствующей требованиям Закона о закупках, предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам не предусмотренных документацией о закупке требований, принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка должна осуществляться путем проведения закупки в элект­ронной форме. Самое строгое наказание для юридических лиц устанавливается в виде штрафа в размере до 500 000 руб., для должностных лиц — штрафа в размере до 50 000 руб.

Интересно, что размер санкций превышает размер санкций за аналогичные нарушения Закона № 94-ФЗ.

В частности, по ст. 7.29 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг влечет ответственность для должностного лица в размере 30 000 руб., в то время как в проекте закона об изменениях КоАП РФ ответственность за некорректный выбор формы закупки указана в виде штрафа в размере 50 000 руб. для должностных лиц и 300 000 руб. — для юридических лиц.

Причина данного увеличения штрафов непонятна, равно как и их размер. Законодателем не учтено, что наряду с субъектами естественных монополий под действие закона подпадают, например, муниципальные унитарные предприятия, оборот которых может быть не готов к штрафам такого размера.

Не получится ли так, что штраф превратится из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (постановления КС РФ от 17.03.2009 № 5-П, от 16.07.2004 № 14-П, от 30.07.2001 № 13-П)?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сис­тема действующих норм, направленных на обеспечение надлежащего исполнения Закона № 223-ФЗ, требует совершенствования: в настоящее время из всех предоставленных законодателем возможностей преимущественно применяется способ защиты права путем административного обжалования действий (бездействия) заказчиков.

Вместе с тем, по данным статистики, более половины жалоб заказчиков являются необоснованными 4 .

Это, на наш взгляд, является свидетельством того, что порядок обжалования также подлежит существенному изменению путем уточнения оснований подачи жалобы, полномочий антимонопольных органов и пр.

Кроме того, административное обжалование не обеспечивает в полной мере достижение всех установленных в ст. 1 Закона о закупке целей. Предложения по изменению законодательства в части установления административной ответственности также нельзя признать полноценными ввиду несоразмерности проектируемых санкций за нарушения Закона № 223-ФЗ, установления аналогичных мер за разные по значимости правонарушения, отсутствия мер ответственности для недобросовестных участников закупки (например, в случае направления заведомо некорректной информации), отсутствия негативных последствий для организаторов закупки и т.п.

Надеемся, что в рамках совершенствования системы государственных закупок в России законодателем будут устранены соответствующие правовые пробелы в целях надлежащего исполнения Закона № 223-ФЗ.

2 www.roszakupki.ru/upload/documents/tihomirov_konf_sistema kontroliy zakypok v atomnoi otrasli_mart2013_dly pyblikacii.pdf

3 Необходимо обратить внимание на то, что законодательством в области публичных закупок о закупке не регулируется статус участника закупки. Следовательно, идентифицировать, является ли лицо участником закупки, следует исходя из локальных документов заказчика. Участником закупки зачастую признается лицо, чья заявка принята к участию в отборе.

4 Т.Н. Трефилова. Обзор административной и арбитражной практики по нарушениям процедуры торгов и порядка заключения договоров. Реализация, 223-ФЗ: 2-й квартал 2012.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector