Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Ответ на поручение следователя

В. Нечаев, кандидат юридических наук.

Условие повышения эффективности взаимодействия органов предварительного следствия и дознания — установление и соблюдение сроков исполнения поручений следователя. Этому в немалой степени может способствовать их законодательное закрепление.

В ст. 157 УПК РФ не указан срок исполнения поручения следователя. В правоприменительной же практике существует устойчивое мнение, что он составляет 10 суток. Однако он установлен законом только для поручений, исполнение которых предполагается вне места производства предварительного следствия (ст. 152 УПК). Можно предположить, что учитывается и время на пересылку ответа следователю.

Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений (утверждена Приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334) более категорична: срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток. Вместе с тем она предлагает и механизм его корректировки: при невозможности выполнения поручения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела (п. 4.1.10).

В науке единой точки зрения по этому вопросу не сформировалось. Одни ученые высказываются за установление общего десятидневного срока исполнения поручений следователя, оставляя за последним право его продления в случае необходимости по согласованию с органом дознания.

Другие отстаивают более дифференцированный подход, в основу которого положена зависимость сроков исполнения поручения от характера предполагаемых розыскных и следственных действий и сложившейся следственной ситуации. Соответственно временные рамки варьируются здесь от одних суток при расследовании по "горячим следам" до предельного срока расследования при выполнении особо сложных розыскных заданий. С таким подходом при всей его кажущейся простоте согласиться трудно. Вряд ли на практике всегда возможно заранее установить границу между "относительно сложным","сложным" и "особо сложным" розыскным заданием, определить развитие оперативной обстановки. Кто может гарантировать, что первое не перерастет во второе или третье?

На наш взгляд, следует согласиться с неоднократно высказываемым в литературе предложением, чтобы в каждом случае следователь определял срок исполнения своего поручения самостоятельно, а в случае его невыполнения устанавливал новый с учетом мнения органа дознания . На целесообразность подобного подхода указывают и 49% опрошенных нами следователей.

См.: Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. N 2. С. 6; Хомков В.П., Капинус Н.И. Отдельные поручения следователя органу дознания // Актуальные проблемы досудебного производства по уголовным делам: Сб. науч. трудов. М.: Академия управления МВД РФ, 1999. С. 172.

Не менее важна проблема качественного исполнения поручений следователя, тем более что УПК РФ процессуальных гарантий на этот счет не содержит. Это при том, что 33% опрошенных следователей в основном недовольны своевременностью и качеством выполнения данных ими поручений.

Прежде всего нет прямых указаний о полномочиях следователя по обеспечению своевременности исполнения данных им заданий. Отсюда различие в трактовках такого рода полномочий. Одни считают, что имеющиеся законодательные формулировки лишают следователя возможности контролировать исполнение поручений. Другие полагают, что он вправе осуществлять контроль за исполнением поручений.

Более четко этот вопрос прописан на ведомственном уровне, хотя и здесь далеко до совершенства. Так, Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений закрепляет полномочия по контролю за качественным и своевременным выполнением отдельных поручений следователя лишь за начальником криминальной милиции, начальником милиции общественной безопасности в пределах их компетенции (п. 3.3.3).

Более широкие полномочия следственному аппарату дает Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп, которое возлагает осуществление контроля за своевременным и полным выполнением поручений и указаний следователей СОГ (бригады) на руководителя СОГ (бригады), начальника следственного подразделения и территориального органа дознания. Надзор за законностью исполнения поручений обеспечивается прокурором (п. 5.2).

Думается, что следует согласиться с позицией авторов, которые указывают на необходимость закрепления в УПК РФ санкций за неисполнение поручений и постановлений следователя, что сказалось бы на качестве исполнения обоснованных решений следователей. В целом соответствующую статью в УПК можно было бы представить примерно в следующей редакции.

8.Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

д) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение — это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий . Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения .

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

— указание, от кого исходит поручение;

— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

Читайте также:  Можно ли делать массаж на дому

— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

— указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч. 1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками . В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ. Важно помнить, что следователь по закону — это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение. Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штатах которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, — обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) указание, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон — исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах — непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами.

К формам взаимодействия такого рода относятся:

•совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях;

•составление согласованных планов следственных и опера­тивно-разыскных мероприятий;

• обмен получаемой информацией о совершаемых преступле­ниях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя.

Содержание, структура и сроки исполнения

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каково содержа­ние понятия «поручение следователя». На законодательном уровне разъяснение содержания данного понятия отсутствует, в связи, с чем отдельные ученые-процессуалисты вкладывают разное смысло­вое значение в его содержание.

Некоторые авторы предлагают понимать под поручением следо­вателя предложение органу дознания осуществить следственное или разыскное действие. Представляется, что данное определение не совсем точно отражает суть «поручения».

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требо­вании, которое подлежит обязательному исполнению.

В этой связи более предпочтительной представляется позиция А.М. Ларина, который определил поручение как требование следова­теля о производстве разыскных и следственных действий. Таким об­разом, следует признать, что употребление в законе термина «пору­чение» фактически тождественно понятию «требование» следователя. Поручение следователя является обязательным к исполнению (ст. 38 УПК). Данный документ должен содержать следующее.

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется.

Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел на основании п. 17ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания является начальник
ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному
сотруднику подразделения.

Относительно других правоохранительных органов, обладающих статусом органа дознания (ч.1 ст. 40 УПК), следует заметить, что поручения следует адресовать начальникам оперативных подразде­лений тех ведомств, которые перечислены в ст. 13 ФЗ «Об ОРД».

Читайте также:  Как правильно пишется декларация

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства рас­следуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить
обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства со­вершенного преступления), т.е. дать исходную информацию для исполнителя.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, т.е. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь изла­гает суть поручения, т.е. указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, также указывается цель и срок исполнения поручения.

Надо заметить, что в уголовно-процессуальном законе не опре­делен срок исполнения поручений следователя. В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения со­ставляет 10 суток. Однако этот срок установлен законом примени­тельно к исполнению поручений следователя, данному им в поряд­ке ст. 152 УПК, т.е. когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом го­роде, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применитель­но к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразно­сти установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действи­тельно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано од­новременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с ис­полнением такого следственного действия может привести к беспо­лезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, тре­бует длительной работы органа дознания, для которой десятиднев­ный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в за­коне такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом кон­кретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приме­ты и перечень похищенного, приметы преступника, которые долж­ны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключение необходимо отметить, что в ходе совместной дея­тельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача, как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывает на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие следователя с органом дознания регламентировано и совместном межведомственном приказе №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013, которым утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, которая определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятии по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

В данном документе указана и правовая основа представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье). Кроме Инструкции указаны следующие источники:

— Конституция Российской Федераций;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций;

— Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";

— иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Поручения следователя. Содержание, структура и сроки исполнения.

Согласно ст. 118 УПК следователь имеет право производить следственные действия в других следственных районах и вправе поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, ко­торые обязаны это поручение выполнить в десятидневный срок.

В пределах города или района, хотя и разделенного на несколь­ко следственных участков, следователь обязан лично производить все следственные действия.

Отдельное поручение — это письменная просьба следователя
о производстве определенного следственного действия, направленная за пределы обслуживаемого им города или района другому ор­гану предварительного следствия. Целью отдельных поручений является выполнение необходимых следственных действий тем органом следствия, которым они могут быть проведены быстро и с меньшей затратой сил и средств.

Следователь вправе направить отдельное поручение как следователю, так и органу дознания.

Необходимо различать отдельные поручения от поручения, которое следователь дает по делу органу дознания, взаимодействуя с ним на той территории, где они совместно работают (ч. 3 ст. 114УПК).

Уголовно-процессуальный закон не определяет, производ­ство каких именно следственных действий может поручаться в порядке ст. 118УПК. Из этого следует, что УПК допускает возмож­ность производства по отдельному поручению любого следственно­ го действия. Исключением из этого общего правила должны являться действия, которые следователь обязан выполнить сам (например: предъявление обвинения, допрос обвиняемого).

В отдельном поручении должны быть указаны:

— наименование органа, которым оно дается, и органа, которому поручается выпол­нение следственного действия;

— наименование и краткое содержа­ние обстоятельств дела, по которому дается поручение;

— содержа­ние следственного действия или действий, которые должны быть выполнены, и все иные обстоятельства, которые должен знать следователь или орган дознания при выполнении этих следственных действий;

— указание о производстве дополнитель­ных следственных или розыскных действий, необходимость в ко­торых может возникнуть в результате выполнения действий, ука­занных в отдельном поручении.

Читайте также:  Капремонт не пускать в квартиру

К отдельному поручению должны быть приложены необходи­мые документы, дающие право на производство указанных в нем следственных действий (постановление о производстве выемки, копия протокола осмотра, протокола допроса и т.д.).

Отдельное поручение должно быть выполнено в десятидневный срок. Следователь или орган дознания, выполняя отдельное поручение, вправе произвести и иные следственные и розыскные действия, если в этом возникает необходимость, и эти действия тесносвязаны с указанными в отдельном поручении.

Сроки предварительного расследования и порядок их продления

В соответствии со ст. 120 УПК предварительное расследование по уголовным делам должно быть законче­но в течение двух месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения дела до направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицин­ского характера либо до прекращения или приостановления про­изводства по делу. Этот срок может быть продлен районным, го­родским прокурором, военным прокурором в случае невозможности закончить расследование — до трех месяцев (в настоящий момент Генеральным прокурором ДНР).

По особо сложным делам срок предварительного расследования, установлен­ный ч. 1 ст. 120 УПК, может быть продлен городским прокурором, военным прокурором округа и приравненным к ним прокурором или их заместителями на основании мотивирован­ного постановления следователя — до шести месяцев (в настоящий момент Генеральным прокурором ДНР).

Дальнейшее продление срока предварительного следствия возможно лишь в исключительных случаях Генеральным прокурором или его заместителями.

При возвращении судом дела для производства дополнитель­ного следствия, а также возобновлении прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуще­ствляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с мо­мента принятия дела к производству. Дальнейшее продление ука­занного срока производится на общих основаниях.

Эти правила не распространя­ются на дела, по которым не установлено лицо, совершившее пре­ступление. Течение срока следствия по таким делам начинается со дня установления лица, совершившего преступление.

Своевременное и быстрое проведение следствия является од­ним из важнейших условий успешного раскрытия преступления, правильного разрешения дела и обеспечения законных прав и ин­тересов участников процесса. В связи с этим УПК предусматривает четкие и конкретные сроки предварительного следствия.

Срок предварительного следствия исчисляется со дня возбуждения
уголовного дела, а не со дня принятия его следователем к своему
производству, и до момента фактического направления дела прокурору в порядке ст. 225 УПК или до вынесения постановления о его прекращении или приостановлении.

Срок дополнительного следствия при возвращении дела судом на доследование должен исчисляться с момента принятия следова­телем дела к своему производству.

В отличие от срока содержания под стражей, во время след­ствия по делу, который в целом не может превышать 18 месяцев (ст. 156УПК), закон не устанавливает предельного (конечного) срока для производства предварительного следствия.

По общему правилу предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено в течение двух месяцев.

Исключительными случаями, о которых говорится в ч. 3 ст. 120УПК, могут быть:

— большой объем работы, который необходимо осуществить по делу;

— необходимость производства следственных действий в нескольких районах;

— отсутствие в месте производства большинства свидетелей;

— болезнь обвиняемого или потерпевшего;

— производство особо сложных и длительных экспер­тиз и т.п.

Ходатайство о продлении срока предварительного следствия перед
соответствующим прокурором оформляется в виде постановления следователя, в котором, кроме реквизитов, указанных в ст. 130 УПК, излагаются причины, по которым необходимо продлить срок следствия:

— какие основные следственные действия произведены, и какие необходимо еще провести для окончания следствия;

— какой срок необходим для их исполнения;

— ходатайство о продлении сро­ка следствия перед соответствующим прокурором с указанием сро­ка продления.

Постановление, согласованное с прокурором, осуществляющим надзор за следствием, направляется прокурору, имеющему право на продление срока предварительного расследования, с таким расчетом, что­бы оно могло быть рассмотрено и разрешено до истечения установ­ленного законом или ранее продленного прокурором срока след­ствия.

Срок для производства дополнительного расследования, а также возобновление прекращенного дела устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

На уголовные дела, по которым не установлено лицо, совер­шившее преступление, положения ст. 120 УПКне распространя­ются, поскольку течение срока следствия по таким делам начинается не с момента возбуждения дела, а со дня установления лица, совершившего преступление.

Выводы по теме:

1. Основные положения предварительного расследования — это определенные законом на основе принципов уголовного процесса правила, которые отражают характерные черты и особенности предварительного расследования как стадии уголовного процесса, и своими требованиями обязывают органы дознания и предварительного расследования на проведение полного, всестороннего и объективного следствия, выполнение основных задач уголовного судопроизводства.

2. К основным положениям предварительного расследования относятся:

2. Начало предварительного расследования.

3. Полномочия следователя.

4. Полномочия начальника следственного отдела.

5. Место производства предварительного расследования.

6. Отдельные поручения следователя.

7. Сроки предварительного расследования.

3. Основными задачами предварительного расследования являются:

— охрана прав и законных интересов граждан, общества;

— быстрое и полное раскрытие преступлений;

— установления объективной истины по уголовному делу;

— привлечения виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности;

— недопущения привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц;

— реабилитация лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и обеспечения возмещения причиненного им ущерба;

— обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением;

— выявление и устранение причин преступлений и условий, способствовавших их совершению.

Конспект лекции

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 285 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector