Отсутствие мест в детских садах

HayDmitriy / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным бездействие местной администрации: она отказалась предоставить двухлетнему малышу место в яслях в группе полного дня, потому что в них нет свободных мест. Из-за этого мама малыша, воспитывающая ребенка одна, не могла выйти на работу (Определение ВС РФ от 12 февраля 2019 г. № 33-КГ18-13).

Городской и региональный суды встали на сторону администрации, – дескать, она показала себя молодцом:

  • включила малыша (в тот момент еще новорожденного) в очередь в садик "на полный день";
  • записала ребенка в группу кратковременного (трехчасового) пребывания;
  • и даже похлопотала в соседнем муниципальном образовании, чтобы ребенку предложили место в садике там – на полный рабочий день, правда, в 50 км от дома;
  • ну а предоставить место в группе полного дня "у себя" администрация не имела возможности из-за отсутствия таковых и очереди, в которой состоят и льготники, и те, кто записался в садик еще раньше;
  • следовательно, администрация совершила все необходимые действия по обеспечению прав ребенка на получение дошкольного образования, а вовсе не бездействовала, тем более незаконно.

Однако, по мнению ВС РФ, указанная позиция является ошибочной.

  • общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантирована Конституцией РФ (ст. 7 и ст. 43);
  • аналогичные гарантии установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании), в том числе право "на садик" с двухмесячного возраста и обязанность принимать в муниципальный садик (ч. 1, ч. 3 ст. 67 Закона об образовании), на обучение по основным общеобразовательным программам, всех граждан, которые имеют на это право и живут на прикрепленной территории;
  • правда, закон разрешает не принимать ребенка в садик по причине отсутствия в нем свободных мест (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). В таком случае родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другой садик обращаются в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;
  • при этом организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных садиках относятся к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). ОМСУ должны создавать и реорганизовывать муниципальные садики, обеспечивать содержание их зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Кроме того, ОМСУ должны сохранять в достаточном количестве имеющиеся детсады и при необходимости расширять их сеть, а если на это нет денег – пусть просят финансовой помощи у регионов и Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П);
  • наконец, ст. 3 Конвенции о правах ребенка предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры;
  • следовательно, муниципальное образование обязано обеспечивать прием в садик/школу всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, причем для исполнения этой обязанности орган МСУ должен предвидеть соответствующую потребность в местах в ДОУ, своевременно принимать меры к увеличению числа /вместимости существующих детсадов и их финансированию;
  • в рассматриваемом случае административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка. А следовательно, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в садике. Предложенные же местной администрацией меры (зачисление в группу трехчасового пребывания и место в садике за 50 км от дома) не свидетельствуют об исполнении требований законодательства, а говорят лишь о нарушении конституционного права ребенка на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Читайте также:  Какие должности есть на складе

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Читайте также:  Как происходит оплата на авито

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Право на получение всех уровней образования за счет государства прописано в Конституции. Для реализации этого положения основного закона государство обязано предоставить каждому ребенку место сначала в дошкольном, а затем в среднем образовательном учреждении по достижении им определенного возраста. При невозможности это сделать закон обязывает местные власти выплачивать компенсацию за место в детском саду. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Что говорит закон

Каждый гражданин РФ, которому исполнилось 1,5 года, должен получить место в детском саду. Однако на практике это не всегда выполнимо, проблема нехватки мест в дошкольных заведениях до сих пор остается довольно острой во многих регионах. Между тем финансовая поддержка родителей с момента достижения ребенком такого возраста прекращается. Для того чтобы не снижать жизненный уровень семьи из-за неспособности государства обеспечить исполнение своих обязательств, предусмотрен иной механизм.

Компенсация родителям, чьему ребенку места не досталось, предусматривалась новой редакцией закона «Об образовании». Данный нормативный акт предлагалось дополнить статьей, содержащей пять основных моментов:

  1. все родители, не получившие места в детском саду для своего ребенка старше 1,5 лет, должны получать за это денежную компенсацию;
  2. оформление и получение выплаты не может стать основанием для отказа в предоставлении места в дошкольном учреждении и снятии с очереди;
  3. право на компенсацию сохраняется до устройства ребенка в муниципальный или государственный сад;
  4. финансирование таких мер берет на себя государственный бюджет;
  5. порядок обращения граждан за получением компенсации и ее выплаты определяется в субъектах законодательством соответствующего уровня.

Поправка так и не была принята, закон и в 2018 г. действует в прежней редакции. Однако часть предложенных положений все же реализуется. В ряде регионов действительно можно получить денежные средства, если мест в детсадах в настоящий момент нет.

Кому полагается такая компенсация?

На компенсацию могут рассчитывать все родители, чьим детям по какой-либо причине своевременно не дали места в дошкольном учреждении. Законопроект называл такое основание достаточным для назначения выплат. В пояснительной записке к документу сказано, что это должно частично компенсировать затраты родителей.

Читайте также:  Мос ру перевод в другую школу

Не имеет значения, работают ли оба родителя или один из них находится в декретном отпуске до трех лет ребенка. Рассчитывать на компенсацию вправе и родители-студенты. Одинокие мамы, не имеющие возможности выйти на работу, равно как и полные семьи с двумя работающими родителями в равной степени имеют право на получение возмещения своих расходов, связанных с непредоставлением места в садике.

Какие регионы выплачивают средства?

Поскольку закон об образовании так и не был дополнен статьей, обязывающей государство выплачивать компенсацию за отсутствие мест в садиках, в каждом регионе решают эту проблему по-разному. В некоторых субъектах считают оформление таких выплат нецелесообразным. Вместо этого они принимают другие меры:

  • увеличивают число мест в уже имеющихся садах;
  • строят новые дошкольные учреждения;
  • уплотняют детские группы;
  • открывают группы кратковременного пребывания.

По такому пути идут власти крупных городов, располагающие соответствующими возможностями. В Москве компенсации родителям не выплачиваются. В Санкт-Петербурге проект городского закона рассматривался, но так и не был принят. Пятый по величине российский город — Нижний Новгород — также отказался от предоставления компенсаций. Единственным исключением здесь стал Арзамас, где родителям все же компенсируются траты на услуги няни.

Ряд регионов, напротив, готов компенсировать родителям нехватку мест для дошкольников в муниципальных учреждениях.

Компенсацию в размере от 2 до 6,6 тыс. рублей родителям каждого маленького гражданина старше 1,5 лет выплачивают следующие города и субъекты федерации:

  • Архангельск;
  • Пермский край;
  • Красноярский край;
  • Киров;
  • Липецк;
  • Самара;
  • Ярославль;
  • Смоленская область;
  • ХМАО;
  • ЯНАО.

Куда обращаться и какие документы потребуются?

Вопрос о возможности получения выплаты, компенсирующей место в детском саду, необходимо предварительно уточнять в местной администрации. Если в регионе реализуется такая программа, то оформлением и назначением компенсации занимается орган социальной защиты населения. Туда и надлежит обратиться родителям ребенка, достигшего необходимого возраста, с заявлением.

К заявлению прилагается тот же пакет документов, что потребуется для получения любой другой государственной помощи. В него входят оригиналы и копии:

  • паспортов родителей (или только одного, если семья неполная);
  • свидетельство о рождении ребенка, которому не досталось места в садике;
  • справку о составе семьи из паспортного стола;
  • приказ с места работы об оформлении декретного отпуска одному из родителей;
  • реквизиты счета, на который будет в дальнейшем начисляться компенсация.

Если чиновники Соцзащиты отказывают в приеме документов и назначении компенсации по неуважительной причине, родители могут обратиться с жалобой в Министерство образования.

Размер компенсации

Законопроектом предполагалась единая для всех регионов сумма компенсации за нехватку мест в садиках, равная 5000 рублей ежемесячно. Предполагалось, что она будет индексироваться в соответствии с темпами инфляции и ежегодно расти. Регионы могли бы устанавливать дополнительные выплаты или коэффициенты, увеличивая гарантированный минимум.

Реально выплачиваемые на сегодняшний день суммы близки к указанной в проекте. Вместе с тем есть заметные региональные различия, связанные с финансовыми возможностями субъектов и установленным прожиточным минимумом. Самые большие суммы компенсации традиционно в районах со сложными условиями: ХМАО, ЯНАО и Пермском крае.

Существующие ограничения

Даже в регионах, где выплачивается компенсация, существуют определенные ограничения в ее получении. Они не связаны с материальным положением семьи, а зависят от других причин.

  • Прописка. Оформить компенсацию семья может лишь там, где она имеет постоянную официальную регистрацию. Если места прописки и реального проживания не совпадают, в выплате, скорее всего, будет отказано.
  • Возраст ребенка. В большинстве регионов финансовая поддержка оказывается родителям до тех пор, пока их чаду не исполнится трех лет. После этого выплаты будут прекращены, независимо от того, появилось место в садике или нет. Но есть регионы, где такая помощь оказывается вплоть до поступления детей в школу. Этот момент нужно уточнить заранее.
  • Отказ от места в муниципальном саду, если оно было предоставлено. Родители могут счесть расположение садика неудобным или найти иную причину. Но государство, предоставив место, свою обязанность выполнило, а значит, повода для выплаты компенсации больше нет.

До какого момента выплачиваются средства?

Компенсация начинает начисляться с момента обращения в органы соцзащиты с заявлением. Сделать это родители имеют право только после того, как ребенку исполнится 1,5 года. Но сначала им придется встать на очередь в детсад. Иначе не будет причины для просьбы о финансовой помощи.

После принятия положительного решения на банковский счет/ карту одного из родителей ежемесячно будет начисляться определенная сумма. Отчета об ее использовании не предусмотрено. Родители вправе потратить деньги на оплату услуг няни, покупку детских вещей, организацию совместного отдыха и т. д.

Регулярные выплаты будут продолжаться до того, как ребенку будет наконец предоставлено место в муниципальном или государственном дошкольном учреждении. Или пока он не достигнет предельного возраста, после которого компенсация прекращается автоматически (в каждом регионе этот показатель может варьироваться). Выход мамы из декретного отпуска на работу на предоставление средств не влияет.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector