Отключение стояка холодной воды

Необходимость прекратить подачу горячей и холодной воды в квартиру возникает в том случае, когда требуется отремонтировать смесители, установить (заменить) унитаз, подключить дополнительное водонагревающее оборудование, но работу выполнить невозможно: краны, что стоят при входе трубы в квартиру, текут. Чтобы не залить соседей граждане обращаются к компаниям, эксплуатирующим стояк, с просьбой перекрыть его. Однако компании выставляют условие: услуга по отключению является платной; оплата осуществляется по часовой таксе. Размер таксы часто зависит от района города.

Оплата по прайс-листу?

ДЭЗ, управляющая организация, обязывает заказчика представить квитанцию Сбербанка об оплате, на основании которой сантехники готовы отключить квартиру от системы водоснабжения. Размер платы способен достигать 200 рублей в час. Если объем ремонта велик, общая сумма оплаты за поворот вентиля, отключающего стояк, может превысить 2-3 тысячи рублей.

На многочисленные просьбы владельцев помещений объяснить, по какой причине взимаются деньги на поворот маховика вентиля, и чем обоснована стоимость работ, представители жилищных компаний предъявляют прайс-лист, в котором указаны базовые тарифы, рассчитанные экономистом предприятия. По свидетельству тех, кто сумел ознакомиться с документом, причиной получения денег является необходимость ЖЭКа (ДЭЗа; УК) компенсировать затраты сантехникам, которые и без того присутствуют здесь по найму.

О составлении акта выполненных работ, на основании которого потребитель должен совершить оплату, речь обычно не идет. Ответственные работники некоторых компаний предлагают решить вопрос с сантехниками, непосредственно обслуживающими стояк. Цена вопроса может снизиться при этом до 1 тысячи.

Почему же нужно платить

Юридические компании, консультирующие жителей многоэтажек, утверждают, что сумма оплаты определяется стоимостью сброса воды. Однако неясными остаются два момента: почему такса почасовая и куда выполняется сброс? В канализацию?

Чтобы получить ответ на вопрос «Сколько стоит отключить стояк, по которому осуществляется подача холодной воды?», нужно сначала выяснить:

  • какая жидкость транспортируется по трубам, которые требуется отключить;
  • кому принадлежит эта магистраль;
  • какая организация, ее обслуживает;
  • за счет каких средств;
  • на каком юридическом основании граждане обращаются в управляющую компанию с просьбой об отключении стояка с горячей или холодной водой.

Ответственность сторон за ремонт и обслуживание домовых систем

В многоэтажном доме существуют две системы труб. Один стояк используется для подъема питьевой воды, второй – для перекачки жидкости, обогревающей квартиры. Стоимость горячего и холодного водоснабжения во временном периоде определяется по счетчикам, один из которых установлен в квартире. При этом ремонт запорной арматуры или сантехнических приборов не требует никакого сброса вод из магистрали: все количество воды, поступившей внутрь здания, зафиксировано общедомовым прибором учета, а жидкость, вылитая в квартирах, отмечена индивидуальными счетчиками.

В обычном многоквартирном доме ответственность за содержание имущества дома лежит на двух группах субъектов:

  • владельцах помещений – гражданах;
  • представителях муниципальных органов, которые обслуживают дом, придомовую территорию и инженерные системы общего пользования.

Общие юридические принципы, регулирующие отношения между сторонами, изложены в Постановлении Правительства от 13. 08. 06 № 491. Согласно этому документу, все водоснабжающие системы, состоящие из элементов, расположенных до запирающего вентиля в квартиру, являются общим имуществом. При этом сети водоснабжения, включающие стояки, признаны неотъемлемой частью общей системы подачи воды в многоквартирные дома.

Условия проведения ремонта всех вертикальных и горизонтальных труб, порядок выполнения и стоимость установлены договором между водоканалом и предприятиями, обслуживающими многоквартирные дома. Эти вопросы не должны волновать жильцов, которые оплачивают услуги по поставке воды: все необходимые затраты включены в тариф. Ответственность за обслуживание сетей разделена: в Москве основанием для разграничения обязанностей и сфер ответственности является Регламент N 05-14-427/2, утвержденный ДЖКХ Правительства Москвы 31. 10. 2012 года.

В третьем разделе этого документа, определяющем порядок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, указано, что отказ запорной арматуры систем инженерного оборудования (в т. ч. в жилых помещениях), в результате которого нарушается работа систем водоснабжения – это аварийная ситуация – такая же, как и повреждение самих труб.

Кто должен платить в 2017-2018 году

Таким образом, ремонт оборудования, которое установлено после запирающего вентиля, должен оплачивать владелец квартиры (помещения), а работы по устранению протечек, в том числе на кране, закрывающем стояк, выполняет за свой счет ДЭЗ.

Исходя из приведенной информации, вытекает ответ на вопрос «Сколько стоит перекрыть стояк?» Это аварийная ситуация – нисколько.

Может возникнуть другой вопрос: кто будет покупать вентиль, чтобы обеспечить надежную работу системы? Стоимость запчастей в смету ДЭЗа на аварийное восстановление не заложена, поэтому логичным будет, если владелец квартиры самостоятельно выберет наилучшую арматуру, которая способна проработать 20 лет. Средства жильцом в этом случае будут потрачены с пользой – на приобретение собственного оборудования.

Компромисс возможен: условия предусмотрены городским правительством

Коммунальщики способны не согласиться с этим утверждением собственника помещения и заявить, что отключение выполняется по требованию контрагента. Могут и добавить, что вентиль заржавел из-за действий контрагента, поэтому все работы должны быть им оплачены.

С этим юридическим нюансом сложно спорить: вентиль, который был установлен полвека тому назад, действительно заржавел по вине пользователя. Если бы его своевременно открывали-закрывали, прибор мог бы работать! Ну что ж, придется платить, но по тарифу, утвержденному правительством Москвы.

Такса указана в «Сборнике предельной стоимости отдельных видов работ, выполняемых за счет средств граждан в жилищном фонде города Москвы» N 883-ПП. Этот сборник утвержден Постановлением Правительства столицы 21. 12. 04 г.

В прилагаемой таблице один из разделов гласит: «Устранение засоров, произошедших по вине проживающих». И далее – пунктом 1.26: «Сумма платежа», которая должна составлять 107 рублей 10 копеек. Это – предельный размер того, сколько житель многоэтажного дома должен заплатить работникам ДЭЗа не за час, а всего: за весь стояк.

Плата за сброс воды из отопительных систем

Однако ни жители многоэтажек, ни юристы не должны путать системы: если речь идет об отопительных коммуникациях дома, стояки которых нужно отключать при замене радиаторов, необходимо действительно оценивать количество сливаемой воды: ее точная емкость в системе отопления служит базой для расчета гигакалорий, потребленных гражданами вместе с теплом.

Читайте также:  Мед справка 086 у какие врачи

Допустимо ли взимать плату за отключение стояков?

Все, кому доводилось ремонтировать или полностью менять внутриквартирную систему водоснабжения, устанавливать приборы учёта, знают, что для этого нужно отключать подачу воды и что делается это не бесплатно. Многие собственники жилья считают, что управляющие компании потому и не дают жильцам возможности действовать самостоятельно, чтобы получить хоть и небольшой, но дополнительный доход. Так ли это на самом деле? И какие нормы закона дают УК основания действовать именно так?

У соседей тоже есть права

Напоминаем, что стояки относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Об этом говорит часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пункт 5 Правил содержания общего имущества в МКД, утверждённых постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года: "В состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений о стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды,первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Жилищный кодекс (часть 1 статьи 161) гласит, что решение вопросов пользования общим имуществом, в том числе стояками водоснабжения, обеспечивается при управлении МКД. Это означает, что право регулировать все вопросы, касающиеся пользованием общим имуществом, предоставляется управляющей организации, а не отдельному собственнику, которому необходимо использовать общее имущество по своему усмотрению,например, отключить стояк водоснабжения. Он ведь обеспечивает возможность и другим жильцам получать воду. А при его отключении соседи лишатся водоснабжения, что нарушает их права.

Поэтому, несмотря на то, что собственник каждого помещения владеет долей в общем имуществе, распоряжение этим общим имуществом ограничено (часть 2 статьи 36 ЖК РФ). К таким ограничениям можно отнести обязанность соблюдения прав и законных интересов всех собственников. К этому обязывает статья 161 Жилищного кодекса и пункт 10 Правил 491: "Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающим постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме".

Читайте договор

"Но ведь мы же платим управляющей компании за содержание и текущий ремонт общего имущества, — возражают некоторые граждане, которые не считают, что должны оплачивать УК отключение стояков, — Значит, платим и за отключение". Поэтому, чтобы оценить правомерность действий УК, надо выяснить, входит ли оно в состав услуг и и работ по содержанию помещений.

Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в мгогоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются правительством РФ, он утверждён постановлением № 290 от 3 апреля 2013 года. И услуги по отключению стояков водоснабжения для проведения каких-либо работ в отдельном помещении по инициативе собственника в нём нет. Правда, этот состав может не ограничиваться Минимальным перечнем.

Собственники заключают с УК договор об управлении домом, и если они того захотят, то могут включить туда услугу по отключению стояков для надобностей кого-либо из жильцов. Теоретически это возможно, поскольку законодательством не запрещено. Но тогда оплачивать эту услугу придётся всем жителям МКД, и маловероятно, что на общем собрании они примут подобное решение. В таком случае нет никаких оснований для отнесения работ по отключению стояков к содержанию жилья.

Что касается ТСЖ, то там управление многоквартирным домом входит в обязанности правления. Общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления товарищества. К его компетенции относится утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также смет доходов и расходов товарищества на год. И услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если включена в смету ТСЖ. А это опять же представляется маловероятным по тем же причинам, что и в случае управления домом УК.

Исходя из всего сказанного выше, следует вывод: если отключение стояков водоснабжения по требованию отдельных собственников не входит в перечень услуг и работ по содержанию жилья, она может предоставляться исключительно по отдельному договору за отдельную плату.

Цены задирать нельзя

Мы уже выяснили, что именно УК или ТСЖ управляют многоквартирным домом и несут ответственность за эксплуатацию общедомовых систем, за их постоянную готовность к поставке коммунальных ресурсов, за превышение допустимых пределов предоставления коммунальных услуг, и они же контролируют доступ к общему имуществу. Поэтому отключение стояков водоснабжения обязательно должно входить в состав дополнительных услуг, предлагаемых управляющей организацией или ТСЖ жильцам дома за отдельную плату.

Однако пункт 1 части 10 статьи 10 Федерального закона № 135 от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" запрещает "установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара", в том числе и услуги по отключению стояков водоснабжения. При этом её стоимость должна компенсировать затраты как на отключение и включение стояков (заработная плата персонала, использование инструментов и материалов, техники и т.п.), так и на воду, слитую из стояков при отключении. Она ведь уже прошла через общедомовой прибор учёта и будет учтена в объёме коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества МКД.

Таким образом, услуги по отключению стояков водоснабжения с целью проведения каких-либо работ с индивидуальным имуществом собственника квартиры или нежилого помещения может оказывать только управляющая компания или ТСЖ — и никто другой. Они не входят в перечень работ по содержанию жилья, если иное не предусмотрено договором. Поэтому оплачивать их должен сам собственник, по инициативе которого они предоставляются. И стоимость таких услуг определяется той организацией, которая обслуживает общее имущество дома, — это либо управляющая компания, либо ТСЖ.

Часто при проведении каких-либо ремонтов внутриквартирной системы водоснабжения (в том числе, например, при установке приборов учета) у собственников квартир возникает необходимость отключения подачи воды в стояки водоснабжения. При этом не только перестает предоставляться услуга водоснабжения другим потребителям, чьи помещения подключены к этим стоякам, но и зачастую необходимо сливать воду из стояков. В настоящей статье проведен анализ вопроса, как урегулировано отключение стояков водоснабжения, в том числе: допустимо ли взимать за отключение стояков дополнительную плату, какие нормативные правовые акты какие требования устанавливают к порядку предоставления такой услуги.

Читайте также:  Как разменять деньги в магазине

Кто имеет право отключать стояки?

Для анализа порядка отключения стояков водоснабжения сначала необходимо напомнить, что указанные стояки относятся к общему имуществу (далее — ОИ) многоквартирного дома (далее — МКД).

Часть 1 статьи 36 ЖК РФ устанавливает:
«1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения».

Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила 491) «В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков , ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях».

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами».

То есть надлежащее содержание общего имущества (в том числе — стояков водоснабжения), а также решение вопросов пользования указанным имуществом (в том числе — стояками водоснабжения) обеспечивается при управлении МКД. Напомним, жилищное законодательство (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) предусматривает три способа управления домом: 1) Управление управляющей организацией (далее — УО); 2) Управление ТСЖ/ЖСК; 3) Непосредственное управление. Таким образом, законодательство дает право регулирования вопросов пользования ОИ именно лицу, управляющему МКД, а не отдельному собственнику конкретного помещения, которому необходимо использовать общее имущество по своему усмотрению — в том числе, например, отключить стояк водоснабжения, обеспечивающей возможность потребления коммунальной услуги потребителям в нескольких помещениях.

Несмотря на то, что собственник каждого помещения владеет долей в общем имуществе, распоряжение этим общим имуществом ограничено — это прямо установлено частью 2 статьи 36 ЖК РФ («Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме»). К таким ограничениям можно отнести обязанность соблюдения прав и законных интересов всех собственников помещений, а также третьих лиц. При этом одним из прав собственников является право потребления коммунальных услуг.

Пункт 10 Правил 491 устанавливает:
«10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
.
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
».

Приведенное положение дублирует пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, при этом указанная норма (пункт 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ) дополнительно к приведенному требованию устанавливает необходимость соблюдения прав и интересов других лиц:
«1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации».

И пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, и пункт 10 Правил 491 ссылаются на Правила предоставления коммунальных услуг (такие Правила утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354, далее — Правила 354), которые предусматривают возможность перерывов в предоставлении коммунальных услуг, и эти перерывы ограничены.

Из совокупности приведенных норм следует, что для надлежащего содержания общего имущества, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений МКД и иных лиц, для выполнения требований Правил 354 об ограничении перерывов предоставления коммунальных услуг, отключение стояков водоснабжения должно производить именно лицо, управляющее многоквартирным домом, а не отдельный собственник конкретного помещения МКД по своему усмотрению.

Входит ли отключение стояков в содержание?

Для разрешения вопроса, подлежит ли отключение стоков по просьбе/требованию отдельного собственника помещения отдельной оплате, необходимо проанализировать, входит ли такое отключение в состав услуг и (или) работ по содержанию жилых помещений.

Часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 03.04.2013 № 290, которым утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Минимальный перечень). Необходимо отметить, что указанный Минимальный перечень работ не включает в себя услуги по отключению стояков водоснабжения для целей проведения каких-либо работ в отдельном помещении по инициативе собственника такого помещения.

Однако, состав работ и услуг по содержанию может не ограничиваться Минимальным перечнем.

При управлении домом управляющей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ с такой управляющей организацией заключается договор управления. Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает:
«2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

Читайте также:  Наказание за зарплату ниже мрот

Важно понимать, что отношения с управляющей организацией — договорные, и условия взаимодействия между сторонами договора (одной такой стороной является УО, второй — либо собственники помещений, либо ТСЖ, либо ЖСК) определяются специальным договором, который называется договор управления МКД.

Пункты 1 и 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ устанавливают:
«3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация».

Таким образом, в случае управления домом УО, услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если это предусмотрено договором управления. При этом представляется маловероятным, чтобы общее собрание собственников приняло решение об утверждении условий договора управления, предусматривающих оплату всеми собственниками помещений услуг по отключению стояков водоснабжения, предоставляемых по инициативе и в интересах отдельных собственников помещений, осуществляющих некий ремонт системы водоснабжения, являющейся индивидуальной собственностью и не входящей в состав общего имущества дома. По крайней мере, автору статьи на практике никогда не встречались такие договоры управления.

Если же домом управляет УО и отключение стояков водоснабжения не учтено в договоре управления в качестве составляющей содержания жилья, то никаких оснований для отнесения работ (услуг) по отключению стояков к содержанию жилого помещения не имеется.

При создании в доме ТСЖ подлежит исполнению ряд норм жилищного законодательства, в том числе: статья 148 ЖК РФ («В обязанности правления товарищества собственников жилья входят: … 4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; … 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; …»), части 1–2 статьи 145ЖК РФ («1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. 2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: … 8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; 8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); . »).

Исходя из представленных норм услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если это предусмотрено сметой ТСЖ, что представляется маловероятным по тем же причинам, что и в случае управления домом УО.

Исходя из сказанного, отключение стоков водоснабжения по просьбе/требованию отдельных собственников конкретных помещений не может рассматривается как составляющая услуг и работ по содержанию жилья, а является отдельной услугой. Следовательно, эта услуга может предоставляться исключительно по отдельному договору за отдельную плату.

Принципы оказания услуги по отключению стояков

Предусмотрение услуги по отключению стояков водоснабжения в составе дополнительных услуг, предлагаемых управляющей организацией или ТСЖ жильцам дома за отдельную плату, представляется не просто допустимым, но и необходимым. Ведь именно УО/ТСЖ управляет многоквартирным домом и несет ответственность за эксплуатацию общедомовых систем, за их постоянную готовность к предоставлению коммунальных услуг (поставке коммунальных ресурсов), а также за превышение допустимых пределов предоставления коммунальных услуг. При этом УО/ТСЖ очевидно занимает доминирующее положение в части предоставления жильцам дома услуг, связанных с общим имуществом МКД — ведь именно УО/ТСЖ контролирует доступ к общему имуществу.

С учетом сказанного представляется необходимым исполнение УО/ТСЖ:
1. Правил оказания бытовых услуг населению (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025);
2. Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона 135-ФЗ:
«1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара
».

Определение монопольно высокой цены товара установлено в части 1 статьи 6 Закона 135-ФЗ.

Таким образом, УО/ТСЖ не имеет право устанавливать монопольно высокую стоимость услуги по отключению стояков водоснабжения, но при этом стоимость такой услуги, разумеется, должна компенсировать как затраты на отключение и включение стояков (заработная плата персонала, использование инструментов и материалов, техники и т.п.), так и стоимость воды, слитой из стояков при отключении — ведь вода, которой наполнены стояки, уже прошла через общедомовый прибор учета, и ее объем будет учтен в объеме коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества МКД. Порядок предоставления и оплаты услуги по отключению стояков регулируется Правилами оказания бытовых услуг населению (ПП РФ от 15.08.1997 № 1025).

Выводы

Услуги по отключению стояков водоснабжения с целью проведения каких-либо работ с индивидуальным имуществом собственника помещения производятся УО/ТСЖ за пределами услуг и работ по содержанию жилых помещений и подлежат отдельной оплате тем собственником, по инициативе и в целях которого такие услуги предоставляются. Стоимость таких услуг определяется той организацией (УО/ТСЖ), которая обслуживает общее имущество дома, и должна отвечать требованиям Закона 135-ФЗ.

Приведенную в настоящей статье позицию подтверждает ряд судебных актов, в том числе:
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2013 по делу № 11-1916013;
2. Решение Советского районного суда г. Красноярска от 12.07.2011 по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Предприятие Жилремсервис» о признании незаконными действий по взиманию платы с граждан за выполнение работы по отключению стояков горячего и холодного водоснабжения;
3. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 № 06АП-3487/2013 по делу № А73-4100/2013.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector