Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Отказ в признании безработным

Здравствуйте! Мой муж инвалид 2 гр., с прошлого года состоял на учете в ЦЗН, с перерывом на обучение, после обучения муж был на больничном. После больничного муж опять встал на учет в ЦЗН, но ему отказали оплачивать (я так понимаю, его отказали признать безработным)?

В закон о занятости внесли изменения с 01.01.2019, а поэтому применение этого закона с 01.01.2019 требует разъяснений.

Такие разъяснения в своем Письме дает Минтруд РФ:

Минтруда России от 24.12.2018 N 16-1/10/П-9611
:

В случае если гражданин, признанный в установленном порядке безработным без представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) (далее — справка о среднем заработке), предоставит ее впоследствии, должен ли ему производиться перерасчет размера пособия по безработице, и изменится ли период выплаты пособия по безработице? Если да, то с момента предоставления указанной справки или со дня обращения? Ограничен ли период предоставления справки о среднем заработке 3 месяцами, в течение которых он получает минимальное пособие по безработице?

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения, согласно которой принятие решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, осуществляется при наличии паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих квалификацию, справки о среднем заработке, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании.

При отсутствии одного или нескольких документов, перечисленных в статье 3 Закона о занятости населения, орган службы занятости не вправе рассмотреть вопрос о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным.

Согласно указанной статье при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Для того, чтобы сделать вывод о невозможности предоставления гражданину подходящей работы, органы службы занятости в течение 10 дней со дня представления гражданином необходимых документов осуществляют подбор вариантов подходящей для него работы на основании статьи 4 Закона о занятости населения и исходя из сведений, содержащихся в документах, представляемых гражданином при обращении за содействием в поиске подходящей работы. При отсутствии одного или нескольких необходимых документов определение подходящей для конкретного гражданина работы может быть ошибочным, а вывод о ее отсутствии и, как следствие, признание гражданина безработным неправомерным.

Таким образом, в отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не предъявивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, вопрос о признании безработными органом службы занятости не рассматривается, за исключением граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

При этом следует учитывать, что Закон о занятости населения не содержит положений, предусматривающих обязанность граждан по предоставлению всех документов, перечисленных в указанной статье, и отсутствие указанных документов, за исключением паспорта, не может служить основанием для отказа гражданину в предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Органы службы занятости оказывают содействие в поиске подходящей работы всем обратившимся гражданам, независимо от признания их безработными и места жительства.

Вывод:

1. Ваш муж обратился в службу занятости, когда изменения в законе вступили в силу;

2. Он не предоставит справку за 3 месяца. А с учетом разъяснений в Письме Минтруда, в отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не предъявивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, вопрос о признании безработными органом службы занятости не рассматривается, за исключением граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

3. Служба занятости это не только организация, которая выплачивает пособие по безработице, а та, которая содействует трудоустройству гражданина, а гражданин обязан быть готовым приступить к работе.

4. И ваш муж может выяснить свой статус в службе занятости, его признали безработным, если поставили на учет, как лицу, которому предоставляют услугу содействия в поиске подходящей работы.

И еще один момент, с 01.01.2019 изменился не только размер пособия по безработицу, но и сроки его выплаты.

И опять на некоторые вопросы ответ найдете в Письме Минтруда РФ, который указала выше.

Вопрос:

В случае если гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости, по собственному желанию снимается с регистрационного учета в 2018 году и вновь обращается в центр занятости населения в январе 2019 года, необходимо ли руководствоваться пунктом 5.1 статьи 31 Закона о занятости населения в редакции Федерального закона N 350-ФЗ, а именно не назначать пособие по безработице до истечения 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в качестве безработного?

Ответ:

Полагаем, что данная норма будет действовать в отношении граждан, которые в 2019 году будут сняты с регистрационного учета в случаях, указанных в пункте 5.1 статьи 31 Закона о занятости населения (в редакции Федерального закона N 350-ФЗ).

Данная норма применяется в отношении граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве безработных, начиная с 1 января 2019 года, и впоследствии снятых с регистрационного учета по основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 статьи 31.

Что это за пункт 5.1 статьи 31:

Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

Возможно, служба занятости неправильно применила в отношение к вашему мужу это положение п.5.1 ст.31, но это он должен выяснять в службе занятости.

Рекомендую, обратиться вашему мужу в службу занятости, но сделать это в письменном виде, чтобы служба занятости дала официальный письменный ответ.

В заявление ваш муж пусть запросит, чтобы ему дали разъяснение по его статусу в службе занятости, и по причинам невыплаты пособия по безработице.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.

И в Письме Минтруда РФ, есть еще вот такой вопрос и ответ на него:

Вопрос:

На какой период органы службы занятости вправе назначать материальную помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты с учетом изменения периодов выплаты пособия по безработице, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости?

Читайте также:  Какой оклад у тьютора в школе

Ответ:

Проектом правил, разработанных Минтрудом России, в соответствии с которыми органы службы занятости будут осуществлять социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, предусматривается ежемесячное оказание материальной помощи в размере минимальной величины пособия по безработице с учетом районного коэффициента в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания установленного периода выплаты пособия по безработице.

При этом решение об оказании материальной помощи безработным гражданам принимается (оформляется) по истечении месяца поиска работы при условии отсутствия в этом месяце нарушений со стороны гражданина законодательства о занятости населения.

То есть, если права на пособие по безработице больше нет, то через месяц после постановке на учет, и если гражданин не нарушал правил, то возможно принятие решения по материальной помощи гражданину.

Viktoriya Kochetkova, эксперт

9 апреля, 14:49,
7 месяцев назад
Рейтинг: 5

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Так-так-так — юридическая помощь онлайн © 2019 .
© Фонд Так-так-так .
Для писем: info@taktaktak.ru

Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований

В статье рассмотрим категории граждан, которые могут быть признаны безработными. Практический каждый человек в нашей стране занят личной или общественной деятельностью, которая может приносить ему материальные блага, удовольствие. Такое действие принято называть занятостью.

Потеря занятости

Есть категории граждан, которые теряя ее, становятся безработными, но этот статус, несмотря на отсутствие постоянной работы, могут дать не каждому. Постараемся разобраться, какие люди могут быть признаны безработными, а кому могут отказать в этом?

Определение понятия

В России действует закон «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно ему, безработным может быть признан гражданин трудоспособный, у которого нет постоянного заработка, он зарегистрирован в службе занятости для поиска новой деятельности. Такое решение данная организация должна вынести по истечению 11 дней со дня обращения гражданина с необходимыми документами. Причем на статус не влияет причина ухода с прошлого места работы, дата увольнения, а также время обращения. Итак, какие люди могут быть признаны безработными?

Кто считается безработным?

Лица могут быть признаны таковыми в случае, если:

  • Являются трудоспособными в соответствии возрастом и состоянием здоровья, старше 16 лет и не получают пенсионные выплаты.
  • Граждане, признанные в установленном порядке безработными, не имеют постоянного финансового дохода.
  • Стоят на бирже труда по месту жительства в поисках необходимой работы. Если гражданин беженец или вынужденный переселенец, то он регистрируется по месту пребывания.
  • Находятся в поиске работы и готовы к ней приступить.

Какие права есть у признанного в установленном порядке безработным?

Государство, согласно законодательной базе, гарантирует:

  • выплачивать пособие по безработице, в том числе и при временной нетрудоспособности;
  • выплачивать стипендии в момент профессиональной переподготовки, во время повышения квалификации или переподготовки по специальности органов службы занятости, и во время нетрудоспособности;
  • обеспечивает возможностью участвовать в финансируемых общественных работах;
  • возмещать затраты, связанные с добровольным переездом в другой регион для трудоустройства по направлению Центра занятости.

Во время нахождения на бирже труда трудовой стаж не прерывается и засчитывается оплата страховых взносов, которые имеют значение для начисления трудовой пенсии.

Согласно правовому статусу безработного, гражданин может получить профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку совершенно бесплатно.

Кому не присвоят статус безработного?

Особенность нашего законодательства в том, что безработными не могут быть признаны граждане, которые попадают в определенные категории. Кому же в Центре занятости откажут?

  • Лицам, которые не достигли 16 лет. Если гражданин раньше обратиться в структуру для постановки на учет, он получит отказ, т. к. трудоустройство в раннем возрасте не считается необходимостью. Но при достижении 16 лет лицо уже заканчивает школьное учреждение и вполне может найти работу с низкой квалификацией.
  • Людям пенсионного возраста. В 2019 году вступают поправки в пенсионное законодательство, и возраст граждан для выхода на пенсию увеличился, теперь это 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. С этого момента обязательное трудоустройство не является необходимым. В этом случае гражданам могут предложить определенный перечень государственных социальных пособий и льгот. К той категории также относится назначение пенсионных выплат за выслугу лет.

Еще какие граждане не могут быть признаны безработными?

  • Если человек отказался от предложенных вакансий на протяжении 10 дней больше 2 раз. Когда лицо зарегистрировали в службе занятости для поиска необходимой работы, ему подбирают вакансии, согласно его образованию и квалификации. Дальше ему предлагают варианты трудоустройства, причем в списке могут быть и временные вакансии. Если гражданин отказывается от предложенных вариантов больше двух раз, то с него снимают статус безработного.

  • Если на биржу труда обратился человек без образования и опыта работы, то ему подбирают варианты трудоустройства или профессиональную переподготовку. В случае двух отказов его также перестают считать безработным. Лицу, обратившемуся за работой, не могут предложить одну и ту же должность, переподготовку или повышение квалификации по одинаковым специальностям или должностям. Лучше не отказываться даже от временного места работы.
  • Если он не является без уважительной причины в течение десяти дней со дня регистрации, а также пропускает установленный срок для присуждения статуса безработного, то он лишается этой возможности. Поскольку постановка на учет обязывает постоянно посещать специалистов Центра занятости населения.
  • Если человеку по решению суда вынесен приговор, согласно которому он должен выполнять исправительные работы, при этом он может быть как лишен свободы, так и свободен.
  • В случае представления документов, в которых содержалась заведомо ложная информация об отсутствии работы и получении денежных средств, а также другие сомнительные сведения для признания гражданина безработным.
  • Когда гражданин выполняет работы по трудовому договору, в том числе, за материальные выплаты за полный рабочий день или 0,5 ставки, а также имеет другую спонсируемую работу (сезонная или временная). Общественные работы не являются поводом для присуждения статуса безработного.
  • Наличие предпринимательской деятельности не позволит посчитать гражданина безработным.
  • В случае привлечения лица к работе в подсобном промысле и к реализации продукции по договору.

  • Выполняет работу по договору оказания услуг, где предметом является выполнение определенного вида работ (в том числе и заключенное соглашение с индивидуальным предпринимателем, различные авторские договоры, а также если он если является членом производственного кооператива).
  • В ситуации, когда гражданина избрали, назначили или утвердили на оплачиваемую должность.
  • Людям, которые проходят воинскую службу, альтернативную гражданскую службу, а также состоят на службе в ОВД, противопожарных структурах, УФСИН.
  • Гражданину, который проходит очное обучение в различных учреждениях общеобразовательных, профессиональных, включая обучение специальности федеральной государственной службы занятости населения.
  • Временно отсутствующему гражданину на рабочем месте, по причине нетрудоспособности; отпуска; переподготовки или повышения квалификации; приостановки производства, вызванной забастовкой; призыва на военные сборы; привлечения к мероприятию, связанного с подготовкой к военной службе; исполнения других государственных обязанностей или иные уважительные причины.
  • Гражданину, который является учредителем организации. К этой категории не относятся: общественные и религиозные организации или объединения, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц, а также ассоциации и союзы, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Как обжаловать решение Центра занятости?

Итак, мы выяснили, что безработными могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет. Если вам отказали в присвоение статуса, вы имеете полное право обжаловать неправомерное решение или действие сотрудников органов, которые призваны бороться с безработицей.

Способы обжалования

Для этого есть два способа обжалования: обращение в вышестоящую структуру или в судебные органы. Вы сами можете определить, в какую инстанцию подавать заявление. Любой отказ в приеме обращения считается незаконным.

  • Если вы выбрали судебную защиту, то надо учесть, что с момента, как наступило нарушение ваших прав, не должно пройти 3 месяцев. Если перед этим вы обращались с письменной жалобой в вышестоящую структуру, то срок не должен превышать 1 месяца. Для участия в судебных тяжбах требуется терпение и время, а чаще всего и деньги на оплату работы квалифицированного юриста.
  • Поэтому альтернативой может стать обращение в прокуратуру, которая проведет проверку, и, в случае необходимости, сама инициируют судебный процесс либо обяжет службу занятости исправить допущенную ошибку. Оформить обращение можно как на личном приеме, так и направить его письменно.
Читайте также:  Командующий 11 армией ввс и пво

Заключение

Мы рассмотрели, какие граждане могут быть признаны безработными. В нашей стране остро стоит эта проблема. В этой области стараются применять разные меры для урегулирования вопроса. Важно как можно скорее снизить процент безработных людей, которым так необходим стабильный заработок.

Безработным гражданам в России предоставляется ряд социальных гарантий – от оказания психологической поддержки до содействия в поиске работы и выплаты пособия по безработице. Однако для получения такой помощи в полном объеме необходимо официальное оформление лица в качестве безработного, которое возможно только при соблюдении определенных условий. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным, но не имеющим работы и заработка, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущим работу и готовым к ней приступить (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; далее – закон о занятости населения). Во-вторых, гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, для принятия решения о признании его безработным должен представить органам службы занятости по месту жительства паспорт и трудовую книжку или заменяющие их документы, а также документы, удостоверяющие его квалификацию, и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 закона о занятости населения). Лица, впервые ищущие работу и не имеющие квалификации, представляют паспорт и документ об образовании.

КРАТКО

Требования заявителя : Признать неконституционной норму, закрепляющую обязательность представления гражданами, в том числе бывшими индивидуальными предпринимателями и лицами, не работавшими на протяжении долгого времени, справки о среднем заработке по последнему месту работы для признания их безработным.

Суд решил: Само по себе установление определенного перечня документов, необходимых для признания лица безработным, не нарушает прав граждан. При этом органы службы занятости не вправе отказать лицам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или неработавшим длительное время, в признании безработными только по причине непредставления ими сведений о заработке по последнему месту работы.

Непредставление какого-либо из документов, в частности справки о заработке с последнего места работы, нередко становится основанием для отказа в признании гражданина безработным (определение Московского городского суда от 14 мая 2015 г. № 4г-5122/15, решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 февраля 2012 г. по делу № 2-555/2012). Рассмотрев дело об одном из таких отказов, КС РФ установил, в каких случаях органы службы занятости не вправе отказать в регистрации гражданина в качестве безработного даже при отсутствии справки о среднем заработке (Постановление КС РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М. В. Чайковского"; далее – Постановление).

Поводом для проверки конституционности п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения стало обращение в КС РФ Чайковского М. В. (далее – заявитель). 21 октября 2013 года заявитель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую осуществлял с января 2006 года. 5 ноября 2013 года он обратился в центр занятости населения по месту своего жительства, чтобы последний признал его безработным и оказал содействие в поиске работы. Вместе с заявлением он предъявил копию свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП, уведомление о снятии с учета в качестве ИП, диплом и трудовую книжку. Центр занятости указал, что регистрация гражданина в качестве безработного невозможна без представления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (учитывается только работа по трудовому договору). Но письменного отказа в признании безработным заявителю выдано не было.

Заявитель (истец) обратился в суд с иском о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации его в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 24 марта 2014 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией (определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. по делу № 33-3511), в удовлетворении иска ему было отказано.

Суды подчеркнули, что требование о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации истца в качестве безработного не может быть рассмотрено, поскольку документально оформленного отказа нет. При этом они так же, как и орган занятости, посчитали, что для признания гражданина безработным необходимо предъявление всех указанных в п. 2 ст. 3 закона о занятости населения документов, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Довод истца о том, что данную справку невозможно получить в связи с ликвидацией последнего места работы – а им согласно трудовой книжке заявителя является Воронежская городская общественная организация "Общество по охране и защите интеллектуальной собственности" (в 2001-2002 годах он замещал в ней должность исполнительного директора) – суды не приняли. Как отметил Воронежский областной суд (апелляционная инстанция), сведения о среднем заработке можно получить, помимо работодателя, у архивной организации, если она располагает этими данными (п. 20 информации Минтруда России от 5 марта 2013 г.). Информации об обращении в такую организацию истец не предоставил, поэтому говорить о невозможности представления справки о заработке в силу объективных причин нельзя. Соответственно, не может быть удовлетворено и требование истца о взыскании пособия по безработице.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции заявителю было отказано (определение Воронежского областного суда от 26 сентября 2014 года, определение ВС РФ от 2 декабря 2014 года).

КС РФ напомнил, что конституционное право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) обеспечивается путем осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, нейтрализации нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальной поддержки тех, кто официально признан безработными. В целях реализации указанных мер законом о занятости населения гражданам гарантированы следующие права:

  • на бесплатное содействие в подборе подходящей работы, трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 12 закона о занятости населения);
  • на бесплатную консультацию, бесплатное получение в органах службы занятости информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, для выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (п. 1 ст. 9 закона о занятости населения);
  • на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 24 закона о занятости населения). Это право имеют те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Указанные права предоставляются всем гражданам РФ вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве безработных или нет, подчеркнул Суд. Тем же, кто официально получает статус безработного, социальная поддержка оказывается в большем объеме. Речь идет о пособии по безработице, праве на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства (с оказанием соответствующей финансовой поддержки), по профессиональной ориентации и психологической поддержке, праве на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, ст. 22.1, ст. 23, п. 1 ст. 28 закона о занятости населения).

КС РФ отметил, что само по себе законодательно установленное требование о представлении определенных документов для признания безработным гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поэтому не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, ни как умаление государственных гарантий реализации этого права. Однако при формировании перечня необходимых документов законодатель должен учитывать, что их истребование должно помогать органам службы занятости оказывать надлежащую поддержку безработным и не создавать при этом необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы (абз. 2 п. 3 Постановления).

Читайте также:  Как узнать где проживает человек

Так, паспорт или заменяющий его документ необходим для идентификации личности лица, обратившегося в органы занятости, трудовая книжка, содержащая информацию о трудовом стаже, содержании и условиях трудовой деятельности, – для определения основания и давности прекращения этой деятельности и подбора гражданину подходящей работы. По общему правилу подходящей считается работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, а также транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 закона о занятости населения). Более подробные требования к подбору подходящей работы установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Согласно этим требованиям при подборе работы необходимо учитывать профессию (специальность) гражданина, должность, вид деятельности, уровень образования и квалификации, опыт и навыки работы, размер среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортную доступность рабочего места, а также требования работодателя к кандидатуре работника (они содержатся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях).

О необходимости учета размера среднего заработка при подборе гражданину новой работы говорится и в самом законе о занятости населения – в нем установлено, что предлагаемая работа, если заработок по ней будет ниже среднего заработка по последнему месту работы, не может считаться подходящей, за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе (п. 4 ст. 4 закона о занятости населения). Именно поэтому органы службы занятости и требуют справку о среднем заработке. Кроме того, данная справка нужна для определения размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 22 закона о занятости населения), а также стипендии, которая выплачивается во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Размер данных выплат представляет собой определенную долю (в процентах) от среднего заработка безработного, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом для некоторых категорий граждан, в том числе тех, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тех, кто хочет снова начать работать после длительного (более одного года) перерыва, установлены другие критерии подходящей работы и иной размер пособий по безработице и стипендий. Для таких лиц подходящей считается почти любая работа. Главные требования – она должна оплачиваться и соответствовать нормам трудового законодательства (п. 3 ст. 4 закона о занятости населения). Пособие же по безработице выплачивается указанным гражданам в минимальном размере (п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 закона о занятости населения). КС РФ уже неоднократно указывал ранее, что эта дифференциация основана на объективных критериях (таких, как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в работе), учитывает различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся ИП, и не может расцениваться как нарушение принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы (Определение КС РФ от 21 декабря 2006 г. № 559-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 г. № 1002-О, Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).

Размер стипендии, выплачиваемой безработным гражданам во время прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, для неработавших длительное время лиц равняется минимальной величине пособия по безработице (абз. 3 п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Указания на то, как определяется размер такой стипендии для бывших ИП, признанных безработными, в законе нет. КС РФ считает, что в этом случае применяется порядок расчета величины стипендии для тех, кто ищет работу после большого перерыва, но только если до начала предпринимательской деятельности такие граждане работали по трудовому договору. Если же нет, то они приравниваются к лицам, впервые ищущим работу, размер стипендии которых также равняется минимальному размеру пособия по безработице (абз. 5 п. 4 Постановления). Получается, что в любом случае безработным гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, будет выплачиваться минимальная стипендия.

Таким образом, размер заработка по предыдущему месту работы не влияет ни оценку допустимости предлагаемой бывшим ИП и лицам, ищущим работу после длительного перерыва, оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни на величину выплачиваемого им пособия по безработице, ни на размер стипендии, подчеркнул КС РФ. При этом законодательно установленный закрытый перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными (п. 3 ст. 3 закона о занятости населения), не включает в себя лиц, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости сведения о размере среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы. Поэтому гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые отвечают критериям признания безработными (п. 1 ст. 3 закона о занятости населения), не может быть отказано в оформлении этого статуса только на основании непредставления справки о заработке, решил Суд (абз. 2 п. 5 Постановления).

Стоит отметить, что непредставление сведений о заработке по последнему месту работы не предусмотрено в качестве основания для отказа в признании безработным и Правилами регистрации безработных граждан, притом что закрепленный в них перечень случаев, в которых принимаются решения о таком отказе, закрытый (п. 9 указанных правил). Именно с такой мотивировкой некоторые суды признавали отказ органов службы занятости в признании граждан безработными из-за отсутствия у них справки о заработке незаконным (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июля 2015 г. по делу № 33-6642/2015).

Кроме того, КС РФ постановил, что органы службы занятости не вправе уклоняться от принятия решения по вопросу признания безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, которое хочет снова начать работать после большого перерыва, по причине непредставления им справки о среднем заработке по последнему месту работы (абз. 1 п. 5 Постановления). Подобное уклонение приводит к неопределенности правового положения таких лиц в отношениях с органами службы занятости и создает препятствия для реализации их права на защиту от безработицы, как это и произошло в случае с заявителем.

Сергей Маврин, заместитель председателя КС РФ:

"Органы службы занятости не вправе отказать гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность, а также лицам, не работавшим более года, в признании их безработными лишь из-за отсутствия у них справки о размере среднего заработка с последнего места работы. При этом не имеет значения, по какой причине гражданин не может представить такую справку – будь то ликвидация организации, где он ранее работал, и невозможность получения соответствующих сведений в архиве, отсутствие предшествующей трудовой деятельности или какие-то иные обстоятельства. Истребование от бывших индивидуальных предпринимателей и длительное время неработавших граждан справки об их среднем заработке лишено практического смысла, поскольку размер их среднего заработка не имеет значения ни при решении вопроса об оценке предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни при начислении пособия по безработице или стипендии на период обучения по направлению органов службы занятости".

Данное толкование п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения является общеобязательным. Именно оно, и никакое другое, должно использоваться в правоприменительной практике.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector