Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Освобождение от военных сборов

Содержание

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

1. В соответствии с комментируемой нормой от военных сборов освобождаются граждане женского пола.

Однако, по мнению авторов, женщина, имеющая военно-учётную специальность, вправе обратиться в территориальный орган военного управления с просьбой о привлечении ее к прохождению военных сборов. Это является целесообразным в том случае, когда особенности военно-учётной специальности, имеющей отношение к работе с техническими средствами, требуют регулярных практических занятий с тем, чтобы не происходила утрата полученных профессиональных навыков, а также в том случае, когда необходимо увеличение срока общей продолжительности военной службы, например, для осуществления перерасчёта пенсии.

2. От военных сборов также освобождаются:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время.

В соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ предусматривает, что бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки;

б) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;

е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях — на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

к) граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас (окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части);

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным ст. 24 комментируемого Федерального закона, за исключением оснований, предусмотренных подп. "г" и "д" п. 1 указанной статьи. По всей видимости, законодатель в данном случае не освободил от военных сборов граждан, имеющих двух и более детей, а также имеющих ребенка в возрасте до трех лет по причине множественности указанных случаев для населения России;

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации.

Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие территориальной удаленности от Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

о.1) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), — до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

Читайте также:  Краска для покраски подъездов

п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

3. Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин.

ГАРАНТ:

С 1 апреля 2010 года комментируемый автором федеральный закон не содержит такого права военного комиссара как освобождение гражданина от призыва на военные сборы по уважительной причине, не связанной с прямо упомянутыми в действующей редакции ст. 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Перечень таких причин нормативно не установлен, однако представляется, что таковыми могут являться следующие:

— заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.

4. Не подлежат призыву на военные сборы следующие категории граждан:

— отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

— в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 .

Важные факты о сборах, на которые могут призвать граждан, находящихся в запасе:

  1. Такие учения могут проходить не чаще, чем 1 раз в 3 года для каждого военнообязанного.
  2. Общая их продолжительность не может превышать 12 месяцев за весь период нахождения в запасе.
  3. Военнослужащие, находящиеся в запасе, в 2019 году в соответсвии с указом президента призываются на сборы на срок до 2 месяцев.
  4. Предельный возраст военнообязанного, которого могут призвать на сборы, — 50 лет (это ограничение для рядовых и сержантов запаса, для офицеров ценз может быть иным).

Работодатель воспрепятствовать призыву не может, ведь участие в этом мероприятии — государственная обязанность гражданина. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы. В результате возникают резонные вопросы: как оформить освобождение сотрудника от трудовых обязанностей, нужен ли приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Давайте рассмотрим, как это сделать правильно, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру и кадровику.

Освобождение от работы и военные сборы — оформление приказа на работе

Освобождение от работы предусмотрено в статье 170 Трудового кодекса РФ. Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Извещение работодателю — это составная часть повестки, она остается у работодателя.

  • принесет сам сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку сотруднику, оставив у себя извещение. Причем обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки по месту работы, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.

В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы).

На основании полученного извещения о призыве на военные сборы издается приказ на работе об освобождении сотрудника от труда на это время. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении на работе обязанностей этого специалиста на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника).

Оплата военных сборов работнику в 2019 году производится исходя из его среднего заработка, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России.

Итак, работника призвали на военные сборы; как оформить приказ, покажет этот пример (форма приблизительная):

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено в статье 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность).

Учет отсутствия на работе

Отсутствие сотрудника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени:

  • (или) буквенным кодом «Г»;
  • (или) цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно.

Оплата военных сборов работнику 2019

Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.

Читайте также:  Начальник пристает к секретарше

К сожалению, в Правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны приблизительно в месячный срок с момента предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. Тем не менее, выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование ( гл. 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ; Письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19);
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок отражения в учете самих выплат работникам за время участия в воинских мероприятиях зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны 2 варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем что данные выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная компенсация не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку своего работника по вызову военного комиссариата, то к нему будут применены санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

В свою очередь, для самого работника неявка в военкомат без уважительной причины в силу статьи 21.5 КоАП РФ повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уклонение от воинских обязанностей является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 339 УК РФ.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 Закона N 53-ФЗ. Это, к примеру, может быть болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю лучше обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем, как для себя, так и для работника.

Вчера Президент РФ подписал Указ «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2019 году». После выхода данного Указа в разных регионах России мужчины начали получать повестки из отделов военных комиссариатов.

Военных сборы сроком до двух месяцев будут проходить в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности.

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Антон Щербак рассказывает о том, кого и как призывают на военные сборы:

Также читайте памятку, подготовленную юристом правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» Арсением Левинсоном, с ответами на самые распространенные вопросы, связанные с призывом на военные сборы в России:

Что такое военные сборы и для чего они проводятся?

Военные соборы — один из видов воинской обязанности граждан Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Проведение военных сборов в иных целях не допускается (ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Значит, военные сборы нужны для подготовки к военной службе запасников? Но вот я был зачислен в запас по возрасту, то есть — по достижению 27 лет. Разве меня могут призвать на военные сборы, если я ранее не служил?

Да, так как в запас зачисляются, как прошедшие военную службу по призыву, так и окончившие военные кафедры, освобождавшиеся от военной службы или имевшие отсрочки до 27 лет, то на военные сборы могут быть призваны и граждане, ранее никогда не проходившие военную службу.

Получается, что все граждане, зачисленные в запас, могут быть призваны?

Есть возрастные ограничения. На военные сборы призываются граждане, пребывающие в запасе, до 45 лет (солдаты, матросы), до 55 лет (младшие офицеры).

Кроме того, есть категории граждан, имеющие право на освобождение от призыва на военные сборы.

Читайте также:  Какие доллары в ходу в россии

Можно подробнее о тех категориях граждан, которые имеют право не проходить военные сборы?

В первую очередь, это граждане, признанные временно негодными или негодными к военной службе.

Надо иметь в виду, что граждане, ранее признанные ограниченного годными, теоретически могут быть призваны на военные сборы, однако с большой вероятностью при прохождении медицинского освидетельствования будут признаны временно негодными и освобождены от призыва на военные сборы.

ВАЖНО! При призыве на военные сборы граждане должны быть направлены на медицинское освидетельствование (п.11 Положения о проведении военных сборов).

В законе также определены и другие категории граждан. В частности, согласно ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», от военных сборов освобождаются:

— граждане женского пола;

— обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях (вне зависимости от государственной аккредитации образовательных программ);

— обучающиеся заочно — в период сессии, итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;

— граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;

— имеющие трех и более детей.

Кроме того в ст. 55 вышеназванного закона установлено, что от военной службы освобождаются граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу (АГС). Это положение связано с тем, что АГС проходят молодые люди, убеждениям которых противоречит несение военной службы. Так как военные сборы проводятся для подготовки к военной службе, они также противоречат убеждениям или вероисповеданию тех, кто проходил альтернативную гражданскую службу.

Подождите! Я не проходил АГС, но у меня есть убеждения, противоречащие несению военной службы. Как быть в таком случае?

Полагаем, что от военных сборов могут быть освобождены и те, кто не проходил АГС, но имеет убеждения, противоречащие несению военной службы. На таких граждан должно распространяться конституционное право на отказ от военной службы по убеждениям или по вероисповеданию, гарантированное статьями 28, 59 (части 3) Конституции РФ. В таком случае, гражданин может написать соответствующее заявление на имя начальника отдела военного комиссариата, осуществляющего призыв на военные сборы.

Значит, призыв на военные сборы осуществляют военные комиссариаты? А на каком основании и когда они могут начать такой призыв?

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации (п. 9 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333).

Каким образом военный комиссариат сообщит мне, что я подлежу призыву на военные сборы?

На военные сборы граждане вызываются повестками военного комиссариата установленного образца, которые должны быть вручены надлежащим образом — лично в руки призываемому гражданину. Вручение повесток производится работниками военного комиссариата, либо другими должностными лицами (работниками организаций по месту работы гражданина). Призываемый гражданин должен расписаться на корешке повестки. Таким образом, всякого рода приглашения в военный комиссариат через почтовый ящик, по телефону, через родителей т.п. законом не предусмотрены. В повестке указываются место и время, в которые призываемый должен явиться, а также причина вызова – для прохождения военных сборов.

Что будет, если я не смогу прийти?

В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. При необходимости для этих целей привлекается полиция (п. 13 Положения о проведении военных сборов). Полиция вправе проводить административное задержание граждан и доставлять их для составления протокола об административном правонарушении в военкомат, если есть основания для возбуждения дела об административным правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ.

За неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).

Самое суровое наказание — это штраф? Не привлекут ли за уклонение?

Уголовной ответственности за неявку в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, не установлено. Согласно статье 328 УК РФ уголовную ответственность влечет уклонение только от призыва на военную службу, при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, но не от призыва на военные сборы.

Понятно. А что считается уважительной причиной неявки по повестке?

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», уважительными причинами неявки по повесткн являются:

— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Как можно с вами связаться для получения дополнительной правовой информации?

По всем правовым вопросам, связанным с призывом на военные сборы, а также с призывом на военную службу, с прохождением военной службы по призыву и заменой военной службы на альтернативную гражданскую (АГС) можно обращаться на правовые линии

в Санкт-Петербурге:

правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» +7 (906) 263-17-17, электронную приемную или e-mail: voen@soldiersmothers.ru

в Москве:

правозащитная инициатива «Гражданин и Армия» по телефону +7 (917 )517-27-72 или e-mail: 9110306@gmail.com

Мы не берем ни копейки денег за нашу работу, поэтому очень ценим вашу регулярную поддержку.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector