Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Оставление места дтп определение

Оставлением места ДТП не считаются ситуации, когда водитель отъехал на незначительное расстояние непосредственно после ДТП, но на момент приезда сотрудников полиции находился на указанном месте, и обстоятельства происшествия были установлены с его участием. Такой позиции придерживается ВС РФ (Постановление ВС РФ от 24 июня 2016 г. № 78-АД16-31).

Суд пояснил, что в конкретном случае водитель не выполнил другую обязанность: он должен был немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, а также не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (п. 2.5 ПДД). В связи с неисполнением указанной обязанности, по мнению ВС РФ, автовладельца необходимо было оштрафовать за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, участником которого он является (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). А суды предыдущих инстанций, напротив, сошлись во мнении, что такое деяние является оставлением места ДТП и пришли к выводу о необходимости лишения водителя прав.

В каких случаях сотрудники ДПС могут предложить водителю выйти из кабины (салона) автомобиля? Узнайте из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

ВС РФ указал, что состав оставления места ДТП в данном случае отсутствует. В то же время, Суд считает, что водителя, который подал жалобу, нельзя вместо этого наказать за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, поскольку это бы означало, что он будет подвергнут административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение. В связи с этим и с учетом того, что на момент рассмотрения жалобы в ВС РФ наказание в виде лишения прав уже начало исполняться, Суд постановил прекратить производство по делу об оставлении места ДТП.

Напомним, по действующему законодательству, за оставление места ДТП может быть установлено либо лишение права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет, либо административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). В то время как за невыполнение водителем других обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП, участником которого он является, предусмотрен только штраф в размере 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ).

Госавтоинспекция разрабатывает рекомендации, в которых объяснит сотрудникам, в каких случаях стоит применять суровую статью Кодекса об административных правонарушениях об оставлении места аварии.

В этом документе следовало бы также прописать, в каких ситуациях необходимо применять более мягкую ее часть — неисполнение требований правил при ДТП. А также, в каких случаях эта статья КоАП вообще не может применяться.

Действительно, до сих пор разобраться во всех тонкостях этого вопроса обычному автоинспектору было нелегко. Где проходит та тонкая грань между неисполнением требований правил, их полным игнорированием и простой неосторожностью? Стукнулись два автомобиля, водитель проехал еще несколько метров и только тогда остановился. Считать это скрытием с места происшествия или невыполнением требования правил незамедлительно остановиться?

Но если проехавшего десять метров наказывать по более мягкой части КоАП, по какой части наказывать того, кто проехал 50 или сто метров, а то и вовсе свернул в подворотню и только там остановился?

37 тысяч водителей оштрафовано за невыполнение ПДД при аварии

В связи с этим возникает очень много казусных ситуаций, расплачиваются за которые своими правами водители. Пенсионер из Чувашской Республики Валерий Тимофеев попал в подобную историю. По его словам, дело было так. Он поехал по своим делам в соседнее село. Там, по завершении дел, выпил с друзьями (утверждает, что 150 граммов) и поехал домой. На повороте не справился с управлением машиной и улетел в кювет.

Очнулся только в «скорой помощи», где ему сделали уколы. Далее — больница. Туда приходил сотрудник ДПС и составлял протокол. Пенсионер честно признался, что выпил, да это было и не нужно. Врачи установили сей факт по анализу крови. Инспектор пальцем показал, что и где подписать, Тимофеев расписался. Не прошло и трех часов, как в больницу пришел другой сотрудник ДПС, опять составил протокол и снова показал, где расписаться — у пенсионера все-таки сотрясение мозга.

Потом он получил повестку, причем целых две. Одну на 11.30, другую на 13.00 в тот же день. Он пришел в назначенное время и получил уже готовое, распечатанное постановление суда о том, что он лишен прав на год и шесть месяцев за управление в нетрезвом виде. Никакого судебного разбирательства в его присутствии не было. Во второй назначенный час он также получил уже готовое постановление о лишении его прав на один год за оставление места ДТП.

Он не спорит с тем, что выпил и сел за руль в нетрезвом состоянии. Но места ДТП он самостоятельно не покидал. Он был в бессознательном состоянии. Не помнит ничего с момента аварии до того момента, когда очнулся в «скорой». Или по нашему законодательству водитель, попавший в аварию, потерявший сознание, должен срочно прийти в себя, когда его кладут в «скорую», отбиваться от медиков и требовать, чтобы дождались сотрудников ГИБДД? Если судить по решениям местного мирового судьи, именно так и должно быть.

Примечательно, что претензий к сотрудникам ГИБДД, которые оформили подобный протокол, теперь предъявить проблематично. Ведь по их протоколу решение вынес судья, который, по видимому, не вникая в обстоятельства происшествия, формально подошел к решению вопроса. Ну, не имеет права человек покидать место происшествия до оформления аварии. Была бы возможность, судьи лишали бы прав и погибших. Впрочем, такое уже было в Магнитогорске Челябинской области. Там инспектор заподозрил, что водитель, влетевший на машине в бордюр, — нетрезв. Гаишник оформил протокол за отказ от медосвидетельствования. Водителя увезли на «скорой», а в больнице выяснилось, что у него инсульт. От инсульта водитель и умер в той же больнице. Однако его родственники получили постановление судьи о том, что он лишен прав за управление в нетрезвом виде. Но это давняя история.

Читайте также:  Как продавать духи через интернет

На данный момент правила разрешают покидать место ДТП до приезда ГИБДД только в трех случаях. Первый: оформление Европротокола, то есть без вызова ГАИ. Если в аварии нет пострадавших, столкнулись только две машины, оба водителя застрахованы по ОСАГО, у них нет разногласий по обстоятельствам происшествия, то они могут заполнить бланк извещения о ДТП, расписаться под ним и разъехаться. И даже не звонить в дорожную полицию. Правда, надо учитывать, что выплата по ОСАГО в этом случае не превысит 25 тысяч рублей.

Второй: если нет пострадавших, столкнулись только две машины, оба водителя согласны с обстоятельствами происшествия. Они могут от руки нарисовать схему, проехать на ближайший пост ДПС и там оформить аварию с инспектором. Причем если один из участников аварии не доехал до поста — ничего страшного. Тому, кто доехал, наказание грозить не будет.

Третий случай — если в аварии есть пострадавшие и их срочно нужно доставить в больницу. Тогда водитель может отвезти пострадавшего, но после должен вернуться на место аварии.

13 тысяч водителей было лишено судом прав за оставление места ДТП за первое полугодие.

Но правила не исчерпывают всех дорожных ситуаций. Как быть тем, кто даже не знал о том, что совершил аварию? Например, одна машина слегка зацепила другую за бампер. Но в салоне играла громкая музыка и водитель просто не услышал столкновения. Он поехал себе дальше не потому, что хотел скрыться с места происшествия, а потому, что был не в курсе, что что-то произошло. В этой ситуации, перед тем как привлечь водителя к статье за оставление места происшествия, необходимо еще доказать его умысел. То есть он знал, что кого-то ударил, но уехал. Интересный пример: водитель парковался во дворе, и случайно слегка зацепил своим бампером бампер стоящего рядом автомобиля. Он даже этого не заметил. Дома он поужинал, выпил кружку пива и тут звонок: здравствуйте, ГИБДД. Водителя лишили прав за то, что он не выполнил требование правил о запрещении употреблять спиртные напитки до оформления ДТП, к которому он причастен. Но если он не знал об этом ДТП? Неосознанное правонарушение, правонарушением считаться не должно. Свое слово в квалификации таких как бы нарушений должно сказать ГИБДД, чтобы не переваливать на суды лишних разборок. Рамки действия этой статьи должен определить также и Верховный суд, чтобы не наказывали судьи водителей за то, чего они не совершали.

Кстати, не столь давно была популярна практика: увидев на дороге машину с помятым бампером, инспектор ее останавливал и требовал предъявить справку о ДТП. Если такой справки не было — водителя старательно пытались привлечь по статье об оставлении места происшествия. И по этой причине требуются более четкие пояснения к соответствующим пунктам правил и статьям КоАП. Ведь даже в Венской конвенции о дорожном движении прописано, что полиция должна выезжать только для оформления случаев. где есть пострадавшие. У нас, если водитель покорежил собственную машину об дверь собственного гаража, ему — формально — тоже необходимо вызывать ГАИ.

Примечательно, что если формально подходить к правилам, покидать место происшествия нельзя и тем, кто въехал в забор, в бетонный блок, в бордюр. При этом не пострадали третьи лица, водитель за свои деньги будет ремонтировать машину, но он должен ожидать сотрудников ГИБДД.

статья 12.24 КоАП РФ

статья 12.27 КоАП РФ
Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

В соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Согласно части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, а именно: нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно части 4 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, а именно: нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно сопряжено с оставлением места его совершения, —

Читайте также:  Как продать автомобиль в аресте

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно части 6 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, а именно: нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При осуществлении защиты по указанной выше части 2 статьи 12.27 КоАП и указанным частям статьи 264 Уголовного кодекса следует иметь в виду, что согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Действия водителя, оставившего в нарушение требований пункта 2.5 ПДД место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ, следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории (пункт 11 указанного выше постановления Пленума ВС РФ).

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения " Дорожно-транспортное происшествие " — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ).

Таким образом, основными квалифицирующими признаками данного правонарушения являются: наличие установленного факта ДТП, водитель и потерпевший как участники ДТП, установленный факт вреда здоровью и (или) ущерба имуществу, оставление места ДТП

В соответствии с пунктом 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Не является оставлением, покиданием или скрытием с места ДТП случаи, перечисленные в пункте 2.5 ПДД РФ, а именно: доставление водителем на своем транспортном средстве потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение, и возвращение к месту происшествия, а также перемещение транспортного средства с целью освобождения проезжей части, если движение других транспортных средств невозможно, если при этом соблюдены указанные в этом же пункте иные требования. Кроме того, не является оставлением места ДТП и действия водителей, покинувших место ДТП с соблюдением требований пунктов 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ (см., например, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2016 года № 78-АД16-27, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 78-АД16-31).

Вместе с тем, следует иметь в виду, что ПДД налагают на водителя обязанности, в частности, после доставления потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение, вернуться к месту происшествия и сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. Недоучет требования о необходимости известить полицию о ДТП, ограничившись тем, что это сделает медучреждение, может иметь следствием привлечение водителя по ст. 12.27 КоАП, даже, если потерпевшим является сам водитель и иных потерпевших и участников ДТП нет.

В силу разнообразия фактических обстоятельств в каждом конкретном случае не представляется возможным дать какой-то единый шаблонный совет по осуществлению защиты. Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Следовательно, при осуществлении защиты следует обратить внимание на опровержение умысла водителя в инкриминируемом деянии, то есть в опровержении умысла на оставление места ДТП.

Читайте также:  Обязанности уборщицы в пятерочке

При незначительном ДТП и адекватности судьи возможно прекращение производства по делу в силу малозначительности правонарушения, в случаях, когда имело место оставление места ДТП, о котором водитель мог и не знать в силу незначительности или малозначительности самого ДТП, что может быть, в частности, подтверждено отсутствием возражений и претензий со стороны пострадавшего, отсутствием или незначительностью повреждений транспортных средств, отсутствием в материалах дела объективных доказательств самого факта ДТП и прочее.

В отдельных случаях при правильно организованной защите возможна переквалификация действий водителя с части 2 на часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ, когда действия водителя, как лица, явившегося единственным участником дорожно-транспортного происшествия, заключаются в том, что он в нарушение пункта 2.6 Правил дорожного движения не явился для оформления происшествия на ближайший пост ДПС.

В связи с изложенным необходимо провести тщательный анализ и исследование административного материала, составленного по обстоятельствам оставления, покидания или скрытия с места ДТП , с целью выявления нестыковок и противоречий в материалах по ДТП, проверки правильности собирания и закрепления доказательственной базы с учетом изложенных выше рекомендаций, полноты, достоверности и объективности выяснения и фиксирования в процессуальных и иных документах (рапорт, схема, объяснения участников ДТП, показания свидетелей, очевидцев, протокол осмотра места совершения административного правонарушения, осмотр внешних повреждений, протокол и акт осмотра транспортных средств, фотоматериалы и прочее) фактических данных, которые должны в полной мере отражать обстоятельства события ДТП, события и состава правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.27 КоАП, в том числе и в аспекте доказательств материального ущерба.

Зачастую немаловажную роль в правильной организации защиты и положительном исходе дела может сыграть отсутствие в материалах дела достоверных и относимых сведений по времени и месту ДТП, по фиксированию характера повреждений транспортных средств, сооружений и прочее, по надлежащему закреплению соответствующих сведений в процессуальных документах, отсутствие в материалах дела сведений о потерпевшем, непредоставление потерпевшему права на участие в производстве по делу об административном правонарушении, отсутствие в материалах дела и/или недостатки назначения, организации и проведения технической экспертизы автотранспортных средств, судебно-медицинской экспертизы потерпевшего(-их), неправильное собирание, закрепление, фиксирование и оформление иных сведений, необходимых для правильного разрешения дела. В отсутствие очевидцев события и в спорных ситуациях требуйте назначение технической экспертизы, даже, если характер повреждений транспортных средств представлен лишь в виде "царапин" или "потертостей". Запомните: ни Вы, ни второй участник ДТП, ни инспектор ДПС и ни судья, не являетесь специалистом и не обладаете специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, и не способны сделать адекватные, достоверные и однозначные выводы и заключение по объективному сопоставлению повреждений транспортных средств, и, уж тем более, по механизму развития дорожно-транспортного происшествия и образования повреждений транспортных средств.

Не следует забывать, что следующим этапом судебных разбирательств всегда будет обращение потерпевшего в суд с иском в порядке гражданского производства или в рамках уголовного дела на возмещение материального ущерба, вреда жизни или здоровью потерпевшего, морального вреда, и если страховая выплата даже покроет соответствующие затраты, то сама страховая компания непременно обратится в порядке регресса к виновнику за компенсацией выплат. И здесь Вам никак не обойтись без квалифицированной консультации или помощи со стороны компетентных лиц и, в первую очередь, по оценке адекватности требований по сумме материального ущерба, вреда здоровью и обоснованности суммы морального вреда.

С мая 2016 года появились некоторые особенности по квалификации действий водителя транспортного средства и скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия в порядке уголовного судопроизводства — Установление состояния опьянения у водителя, скрывшегося с места происшествия, по статьям 264 и 264.1 УК РФ.

Основания прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КоАП

Статистика результатов рассмотрения административных дел по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в мировых судах г. Москвы за период конец 2010 года — начало 2014 года (всего проанализировано 1 466 административных дел из числа опубликованных на портале Единого информационного пространства мировых судей города Москвы — ГАС "Правосудие"):

Обвинительные постановления — 94,7 %. Прекращение производства — 5,3 %; из них прекращено по истечению срока давности привлечения — 29,3 %, по отсутствию события или состава — 56,1 %, по малозначительности — 9,8 %, прочее — 4,8 %; распределение дел с прекращенным производством по годам (по прекращенным делам): 2010 — 33,8 %, 2011 — 21,6 %, 2012 — 21,6 %, 2013 — 23,0 %, 2014 — н/а.

Результаты обжалования постановлений по ст. 12.27 ч. 2 КоАП в Мосгорсуде (первая инстанция — районные суды): оставление в силе — 94,5 % (по опубликованным актам; по состоянию на 24.04.2014г.).

Статистика пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, в Мосгорсуде по ст. 12.27 ч. 2 КоАП (по опубликованным актам; по состоянию на 23.05.2014г.) — результат: "Отменить постановление (решение), дело прекратить" — 4,4 % (16 из 366).

Крайне негативная обстановка сложилась в Московском городском суде при надзорном обжаловании по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ с назначением зам. пред. суда Базьковой Е.М. и передачей ей полномочий по рассмотрению административных дел.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector