Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Особые условия допуска к работе

Содержание

ТРЕБОВАНИЯ К ППС В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ «ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обобщенная трудовая функция

Требования к образованию и обучению

Особые условия допуска к работе

Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

(К данной обобщенной трудовой функции также относится преподавание по иным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации (например, преподавание иностранного языка по образовательным программам специалитета или магистратуры, не связанным с его освоением как профессии) и (или) осуществляется подготовка, не связанная непосредственно с освоением квалификации (например, преподавание физической культуры по программам высшего образования).

Высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

без предъявления требований к стажу работы

Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

(К данной обобщенной трудовой функции также относится преподавание по иным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации (например, преподавание иностранного языка по образовательным программам специалитета или магистратуры, не связанным с его освоением как профессии) и (или) осуществляется подготовка, не связанная непосредственно с освоением квалификации (например, преподавание физической культуры по программам высшего образования).

Высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, при наличии ученой степени (звания) — без предъявления требований к стажу работы

Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

(К данной обобщенной трудовой функции также относится преподавание по иным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 7 уровня квалификации (например, преподавание иностранного языка по образовательным программам аспирантуры, не связанным с его освоением как профессии).

Высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Стаж научно-педагогической работы не менее трех лет

При наличии ученого звания — без предъявления требований к стажу работы

Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Ученая степень (звание) (кроме преподавания по образовательным программам в области искусства, физической культуры и спорта)

Преподавание по программам аспирантуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

Высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

При несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет

Опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Читайте также:  Неполная семья в беларуси льготы

Ученая степень (звание) (кроме преподавания по образовательным программам в области искусства, физической культуры и спорта)

Для руководства подготовкой аспирантов по индивидуальному учебному плану: наличие публикаций в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях и (или) представления на национальных и международных конференциях результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности, соответствующей области исследований аспиранта

Уже совсем скоро мы все начнем строить свою работу в соответствии с системой профессиональных стандартов, а вопросов по их применению еще немало. И поскольку обеспечение соблюдения требований законодательства по данному нововведению – это, как правило, «головная боль» сотрудников служб персонала, значит, и рассматривать процедуру работы с нормативным документом проще и понятнее на примере утвержденного профстандарта «Специалист по управлению персоналом».

Прежде чем мы начнем это делать, хочу напомнить основные моменты , связанные с введением данной системы.

1. Система профессиональных стандартов вступает в силу 1 июля 2016 года .

2. Для всех видов должностей выделено девять квалификационных уровней . К профстандартам, по которым законодательно не установлены требования к квалификации, относятся лишь первые три уровня. Начиная с Уровня 4, требования к квалификации работника предусмотрены.

3. Как разъяснило в своем письме от 10.02.2016 Министерство труда и социальной защиты РФ, наим енование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям). Во всех остальных случаях применение профстандартов носит рекомендательный характер. За исключением отдельных категорий работодателей, для которых у Правительства РФ есть право устанавливать дополнительные обязанности в части применения профстандартов. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды РФ, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

4. Нормативные акты, регулирующие введение системы профстандартов и работу в соответствии с ней:

  • Статьи 195.1 и 195.3 Трудового Кодекса РФ
  • Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015
  • Приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 «Об утверждении макета профессионального стандарта»
  • Приказ Минтруда РФ № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  • Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

5. Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов». Ссылка на него http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov. Поскольку из-за огромного количества запросов данный ресурс часто перегружен, я выложила профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» на своем сайте, в разделе "Документы", посмотреть и скачать его можно по ссылке.

6. Справочная информация:

Профессиональная переподготовка – чтобы считать обучение именно профпереподготовкой, должны быть соблюдены 2 условия (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»):

  • Объем курса должен составлять не менее 250 академических часов
  • По окончании должен выдаваться диплом установленного образца. Другие документы – сертификаты, свидетельства и т.п. – не действительны.

Повышение квалификации – обязательные условия здесь:

  • Объем – не менее 16 ак. часов
  • Документ по окончании – удостоверение о повышении квалификации (строго, без вариантов).

Как понять, какой уровень высшего образования у человека – бакалавриат, специалитет, магистратура , — если это не указано в дипломе?

До 2003 года у нас в стране во всех ВУЗах был специалитет, разделение началось с этого момента. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года, для «магистров» на базе бакалавриата – 2 года. Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохраняется лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению профстандарта «Специалист по управлению персоналом», который был утвержден 06.10.2015. Нас будет в первую очередь интересовать самый актуальный для большинства вопрос – требования к квалификации. Как было сказано в подпункте 3, квалификационные требования будут обязательными к исполнению отдельными категориями работодателей.

Примечание: уровень квалификации указывается в разделе «Описание обобщенной трудовой функции» в правом верхнем квадрате.

Итак, к данной группе должностей и профессий относятся специалисты и руководители, выполняющие следующие обобщенные трудовые функции:

  • Документационное обеспечение работы с персоналом
  • Деятельность по обеспечению персоналом
  • Деятельность по оценке и аттестации персонала
  • Деятельность по развитию персонала
  • Деятельность по организации оплаты и труда персонала
  • Деятельность по организации корпоративной социальной политики
  • Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Операционное управление персоналом и подразделением организации
  • Стратегическое управление персоналом организации.

Таким образом, мы видим, что в группу должностей и профессий, относящихся к профстандарту «Специалист по управлению персоналом», входят

— по кадровому делопроизводству (квалификационный уровень 5)

— по подбору, оценке и аттестации, развитию персонала, по организации труда и оплате персонала (уровень 6)

— по организации корпоративной социальной политики (уровень 6)

и руководители (квалификационный уровень 7):

— операционные – руководители подразделений организации по управлению персоналом

— стратегические – вице-президент, директор по персоналу или заместитель генерального директора по управлению персоналом.

В зависимости от размера и структуры организации все или многих из этих функций могут быть как совмещены и выполняться одним сотрудником, так и разделены между работниками службы управления персоналом. В первом случае мы имеем дело с руководителем-универсалом, во втором – наблюдаем иерархичную структуру с четкой специализацией.

Давайте разберемся с требованиями профстандарта к квалификации таких специалистов и руководителей.

Возьмем, к примеру, специалиста по кадровому делопроизводству. Как мы уже установили, его квалификационный уровень в соответствии с профстандартом — пятый.

Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена; Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации.

Как это понимать: для данного специалиста достаточным будет уровень среднего профессионального образования, высшее не требуется. Но оно должно быть профильным (либо Управление персоналом, либо Кадровое делопроизводство). Если базовое образование (даже высшее) – не профильное, необходима профессиональная переподготовка в данном направлении. Связка: не профильное среднее (или высшее) профессиональное образование + повышение квалификации силы иметь не будет, т.к. квалификацию можно повысить только при ее наличии.

Для данной категории сотрудников опыта работы по специальности не требуется.

Особых условий допуска к работе также нет.

На примере. Предположим, наш инспектор по кадрам имеет среднее профессиональное образование бухгалтера и год назад прошел семинар по кадровому делопроизводству (повышение квалификации), его опыт работы по специальности составляет 6 лет. Будет ли он соответствовать требованиям профстандарта?

Ответ: нет, т.к. у него отсутствует профессиональная переподготовка по направлению Управление персоналом или Кадровое делопроизводство. А без нее повышение квалификации значения не имеет. Опыт работы также не может компенсировать отсутствие профильного образования.

Что делать: проходить профессиональную переподготовку.

Листаем профессиональный стандарт дальше. В описании каждой трудовой функции есть разделы: Трудовые действия, Необходимые умения, Необходимые знания. Соответствие этим требованиям работодатель будет проверять самостоятельно, контролирующие органы — нет.

Возьмем представителей 6 уровня, например, специалиста по подбору персонала . Требования к его квалификации в соответствии с профстандартом:

Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала.

Опыт практической работы не требуется.

Здесь мы видим, что наличие высшего образования является обязательным (для 6 уровня допустим бакалавриат). Если высшее образование профильное (Управление персоналом), то все в порядке. Если нет, требуется профессиональная переподготовка в данном направлении. Дополнением к ней, но не заменой, может быть повышение квалификации.

Пример. Наш рекрутер имеет высшее образование по специальности «Менеджмент организации» и 3 года стажа. Достаточно ли этого для соответствия требованиям профстандарта?

Ответ: нет, т.к. базовое высшее образование – не Управление персоналом, а наличие опыта работы его отсутствие, как мы уже установили, не заменяет.

Что делать: либо получать второе высшее по специальности «Управление персоналом», либо проходить профессиональную переподготовку.

Похожие требования мы наблюдаем к специалистам по оценке, адаптации, развитию персонала.

Иное дело – специалист по оплате и нормированию труда, специалист по оплате и мотивации труда, специалист по компенсациям и льготам.

Здесь мы видим в качестве обязательного условия, диктуемого профстандартом, наличие экономического образования – либо высшего базового (бакалавриат), либо дополнительного в форме переквалификации. Кроме того, еще одним условием выступает повышение квалификации не реже чем раз в три года в области экономики, нормирования и оплаты труда. Т.е. если для ранее прозвучавших специалистов программы повышения квалификации носили рекомендательный характер, здесь они становятся обязательными. Если, к примеру, наш менеджер по компенсациям и льготам имеет высшее экономическое образование, но не повышал свою квалификацию более 3 лет, ему нужно срочно это сделать.

Читайте также:  Какое письмо заверяется печатью

Профильный опыт для начала работы на данной позиции также не требуется.

Переходим к руководителям. Напомню, все обобщенные трудовые функции в профстандарте относятся к уровню квалификации 7.

1 . Требования к руководителям подразделений (операционное управление):

  • Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, операционного и тактического управления; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления.
  • Опыт — Не менее 5 лет в области управления персоналом.

По образованию: здесь обязательно наличие высшего образования, но уже уровня не бакалавриат, а специалитет или магистратура. Профильным в данном случае (высшее или проф. переподготовка) будет как Управление персоналом, так и в целом управленческое (Менеджмент), экономическое образование.

Повышение квалификации рекомендуется, но не является обязательным требованием профстандарта. А вот заменить наличие профильного высшего образования или проф. переподготовку оно не может.

Опыт 5 лет – речь идет в целом об опыте в сфере управления персоналом, на позициях любого уровня.

Пример. Руководитель отдела подбора персонала имеет высшее психологическое образование, повысил год назад свою квалификацию, пройдя семинар по рекрутингу, его профильный опыт работы 3 года (2 года был специалистом по подбору, а потом 1 год – руководителем отдела). Соответствует ли он требованиям профстандарта?

Ответ: нет, причины две. 1) У него нет профильного образования (высшего или проф. переподготовки), психологическое – не является им, 2)его опыт в данной сфере меньше требуемого (три года вместо пяти).

Что делать: проходить переподготовку и нарабатывать нужный опыт, а пока придется понижать в должности (к примеру, до заместителя руководителя отдела).

2. Стратегическое управление персоналом (ТОП-менеджмент).

Требования к уровню квалификации:

  • Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления.
  • Опыт — Не менее 5 лет в области управления персоналом на руководящих должностях.

Здесь требования профессионального стандарта к образованию являются аналогичными тем, что предъявлялись к руководителям подразделений: высшее образование (специалитет, магистратура) по направлениям: Управление персоналом, Экономика, Управление предприятием (Менеджмент). Либо возможно наличие высшего образование необходимого уровня + профессиональная переподготовка по вышеуказанным направлениям.

Между операционным руководителями и стратегическими заметна разница в требованиях к опыту работы. В данном случае он должен быть именно управленческим, т.е. если у кандидата на позицию Директор по персоналу 6 лет стажа в качестве специалиста по персоналу любого профиля и 3 года – на позиции руководителя отдела, мы не сможем его принять на должность, т.к. ему не хватает двух лет.

В заключение хочу остановиться на тонком моменте, который будет волновать многих. Речь идет о ситуации, когда в небольшой организации вся служба персонала представлена в лице одного сотрудника . Как быть с ним? К какому уровню отнести его совмещенные трудовые функции? Какие требования предъявляет профстандарт к нему?

Четких разъяснений законодатель пока не дал, но, следуя логике, полагаю, что уровень данного специалиста будет шестым (если только вся его работа не сводится к кадровому делопроизводству, а есть как минимум подбор персонала). Следовательно, требования к образованию — стандартные для большинства должностей данного уровня, указанных в профстандарте «Специалист по управлению персоналом»: высшее профильное образование (специализация «Управление персоналом»), либо другое + переквалификация по направлению. Повышение квалификации – как рекомендация.

Для старта на данной позиции опыт работы не требуется.

Желаю успехов в освоении и внедрении профессиональных стандартов!

Что такое профстандарт?

Профессиональный стандарт (профстандарт) — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии или специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы.

Важно помнить, что если в соответствии с Трудовым кодексом РФ либо иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям или специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профстандартов.

Несоблюдение требований статьи 57 Трудового кодекса РФ в указанном случае может повлечь административную ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора, предусмотренную частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, размер которого составит:

  • для должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Какая информация содержится в профстандартах?

В профстандартах конкретизируются необходимые для выполнения работником трудовых функций знания, умения и профессиональные навыки.

Так, структура профстандарта состоит из следующих разделов:

  • общие сведения;
  • описание трудовых функций, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
  • характеристика обобщенных трудовых функций;
  • сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Макет профстандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

И зачем мне применять профстандарты?

Профстандарты являются обязательными для применения работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если указанные требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

К иным нормативным правовым актам в данном случае следует относить постановления и распоряжения Правительства РФ, а также приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми могут быть установлены специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности.

В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах, могут быть взяты работодателями за основу при определении конкретных требований к квалификации работников.

Следует отметить, что обязательность применения требований профстандартов не зависит от формы собственности или статуса работодателя.

Важно помнить, что в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по общим правилам влечет предупреждение или наложение административного штрафа, размер которого составляет:

  • для должностных лиц — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Как профстандарты повлияют на трудовые отношения?

1. Содержание трудового договора.

Содержание трудового договора должно определяться в соответствии с требованиями статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Требования профстандарта применительно к содержанию трудового договора имеют:

  1. Обязательное применение, если требования к квалификации работника установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.
  2. Рекомендательный характер в остальных случаях

Профстандарты, в частности, могут применяться:

  • для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации;
  • для правильного подбора и расстановки кадров;
  • для рационального разделения и организации руда;
  • для разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников;
  • для определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий;
  • для организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников;
  • для организации труда;
  • для установления систем оплаты труда;
  • для иных целей.

2. Изменение условий трудового договора. Увольнение работника.

Следует отметить, что обязанности работника не изменяются автоматически в случае утверждения профстандарта, поскольку в данном случае речь не идет об изменении организационных или технологических условий труда применительно к положениям статьи 74 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем изменение определенных сторонами условий трудового договора (статья 72 Трудового кодекса РФ) либо перевод работника на другую работу (статья 72_1 Трудового кодекса РФ) с учетом требований профстандартов возможны, но только при наличии согласия работника.

Аналогичным образом вступление профстандартов в силу не влечет и автоматического увольнения работников, поскольку допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

В случае необходимости работодатель может направить работника на профессиональное обучение, чтобы повысить квалификацию работника (статья 196 Трудового кодекса РФ).

Если же работодатель посчитает нужным уволить работников с недостаточной квалификацией, то в таком случае ему придется предварительно провести аттестацию работников.

Читайте также:  Миграционная амнистия 2018 года

Что делать, если я захочу подтвердить соответствие требованиям профстандарта?

Для этих целей предусмотрена процедура независимой оценки квалификации (Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»), которая начнет применяться с 1 января 2017 года.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций.

Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Зачем нужна независимая оценка квалификации?

Для того, чтобы подтвердить соответствие квалификации положениям профстандарта или квалификационным требованиям.

При заключении трудового договора одним из обязательных его условий является раскрытие трудовой функции работника, которая подразумевает работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии или специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы.

Фактически работник, устраиваясь на работу, должен подтвердить, что соответствует определенным требованиям к квалификации, если указанные требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Наверное, мне придется сдавать какой-то экзамен?

Независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификаций в форме профессионального экзамена.

Для прохождения экзамена соискатель, т.е. работник или лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности, должен представить в центр оценки квалификации заявление и иные необходимые документы.

По итогам прохождения экзамена центр оценки квалификаций в 30-дневный срок должен выдать соискателю:

  • Свидетельство о квалификации

или

  • Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя (в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена)
  • Процедура, конечно же, платная?

    Да, но за работника должен платить работодатель.

    Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств:

    • Соискателя, иных физических и (или) юридических лиц

    или

  • За счет средств работодателя (если работник был направлен для прохождения экзамена работодателем)
  • Для работников, подтверждающих квалификацию, с 1 января 2017 года на уровне Трудового кодекса РФ предусмотрен ряд гарантий:

    • за работником, направленным на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы, должны быть сохранены место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы;
    • работнику должны быть оплачены командировочные расходы (при направлении в другую местность);
    • и, как указывалось ранее, оплата прохождения независимой оценки квалификации должна осуществляться за счет средств работодателя.

    В целом, при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставить ему те гарантии, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

    Цели деятельности специалиста по ОТ
    Профилактика несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов Снижение уровней профессиональных рисков
    Функции специалиста по ОТ
    Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда (СУОТ)

    1. Нормативное обеспечение СУОТ.

    2. Обеспечение подготовки работников в области ОТ.

    3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и ОТ.

    4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда.

    Мониторинг функционирования СУОТ →

    1. Обеспечение контроля за соблюдением требований ОТ.

    2. Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

    3. Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Планирование, разработка и совершенствование СУОТ →

    1. Определение целей и задач (политики), процессов управления ОТ и оценка эффективности СУОТ.

    2. Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам ОТ и обоснование ресурсного обеспечения.

    Следует отметить, что в профстандарте для специалистов по охране труда подробным образом описаны:

    • требования к образованию и обучению;
    • требования к опыту практической работы;
    • особые условия допуска к работе;
    • характеристика трудовых действий, а также необходимых умений и знаний, которыми должен обладать специалист по охране труда для осуществления вышеуказанных функций.

    Специалист по ОТ

    Требования к образованию и обучению

    Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда

    Требования к опыту практической работы

    Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет

    Особые условия допуска к работе

    При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности

    Если же речь идет о необходимости осуществления планирования, разработки и совершенствования системы управления охраной труда (СУОТ), то к руководителям службы охраны труда и специалистам по охране труда предъявляются более жесткие требования.

    Специалист по ОТ. Руководитель службы ОТ

    Требования к образованию и обучению

    Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда

    Требования к опыту практической работы

    Не менее 5 лет в области охраны труда

    Особые условия допуска к работе

    При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности

    Отметим, что квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, выполняющих работы в области охраны труда, определены также приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н.

    По информации Минтруда России, в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профстандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников. Однако такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

    В настоящее время согласно позиции Минтруда России в случае, если квалификационный справочник и профстандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодателю следует самостоятельно определить, какой нормативный правовой акт он будет использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Есть ли какие-то особенности в применении профстандартов?

    Особенности применения профстандартов на данный момент предусмотрены для:

    • государственных внебюджетных фондов РФ;
    • государственных или муниципальных учреждений;
    • государственных или муниципальных унитарных предприятий;
    • государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

    Указанные организации должны применять профстандарты поэтапно. Для этих целей необходимо утвердить (с учетом мнения представительного органа работников) планы по организации применения профстандартов.

    Планы должны содержать:

    • список профстандартов, подлежащих применению;
    • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению;
    • этапы применения профстандартов;
    • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

    Реализация мероприятий планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

    Стоит ли ждать новых профстандартов в будущем?

    Непременно, поскольку разработка профстандартов в настоящее время не завершена.

    Правила разработки и утверждения профстандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.

    Согласно Правилам проекты профстандартов могут разрабатываться:

    • объединениями работодателей и работодателями;
    • профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

    Необходимость разработки профстандартов определяется с учетом:

    1. Приоритетных направлений развития экономики
    2. Предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям
    3. Информации, содержащейся в Справочнике востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий

    Разработка проектов профстандартов должна осуществляться в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России методическими рекомендациями по разработке профстандартов, макетом профстандарта и уровнями квалификаций.

    Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

    Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

    Внесение изменений в профстандарты осуществляется в том же порядке, как их разработка и утверждение.

    Необходимо отметить, что впоследствии сведения об утвержденных профстандартах должны быть внесены в реестр профстандартов, создание и ведение которого осуществляется Минтрудом России.

    Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) утвержден приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 667н.

    Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник кадровика» в рамках стандарта обслуживания.

    Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

    «>

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock detector