Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Особо опасные виды контрабанды

Читайте также:

  1. Криминалистическая характеристика экономической контрабанды. Обстоятельства, подлежащие доказыванию.
  2. Первоначальный этап расследования контрабанды.

Контрабанда.

Контрабанда — перемещение в крупных размерах через таможенную границу РФ товаров или иных предметов запрещенными способами, а также товаров и предметов, запрещенных к обороту.

В законе предусмотрены три вида контрабанды: простая, квалифицированная и особо квалифицированная.

Простая контрабанда — перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов. В законе простая контрабанда определена так.

К простой контрабанде также относится перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, вооружения, взрывных устройств, иной военной техники, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если эти действия совершены помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием.

В ч. 3 ст. 188 УК РФ предусмотрен состав квалифицированной контрабанды, содержащий квалифицирующие признаки.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

И, наконец, ч. 4. ст. 188 УК РФ называет состав особо квалифицированной контрабанды, так как содержит особо квалифицирующие обстоятельства.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Объективная сторона контрабанды независимо от вида выражается в действии: перемещении.

Для простого состава обязательно совершение деяния в крупном размере. Деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает 1,5 милиона рублей.

Основными способами, имеющими уголовно-правовое значение для контрабанды, являются: совершение помимо или с сокрытием от таможенного контроля; обманное использование документов или средств таможенной идентификации; недекларированием или недостоверное декларирование.

Сокрытие от таможенного контроля означает наличие тайников для перемещения товаров, маскировка, придание одному товару вида другого и иных способов, затрудняющих их обнаружение.

Тайники могут быть специально оборудованы, изготовлены либо приспособлены для перемещения: чемоданы с двойным дном, дополнительные полости на судах, не предусмотренные конструкцией судов, магнитные контейнеры, разбор товара и перемещение его по частям.

К сокрытию может быть отнесено перемещение товара в одежде, вещах, на теле. Так, к контрабанде, осуществляемой путем сокрытия, может быть отнесено и перемещение гражданином Южной Кореи мускусных желез кабарги в пакете с грецкими орехами и мандаринами.

Под перемещением помимо таможенного контроля подразумевается использование при перемещении иных мест, чем те, которые определены таможенными органами, либо нарушение сроков перемещения, затрудняющих или исключающих возможность осуществления таможенного контроля.

Это означает, что товары, предметы, вещества перемещаются помимо таможен, таможенных постов или иных мест, определенных таможенными органами РФ. При этом они минуют таможенный контроль.

Обманное использование документов предполагает предъявление органам таможенного контроля поддельных документов, либо документов с искаженными данными, либо документов, не имеющих юридической силы.

Поддельным является фальшивый, то есть полностью неизготовленный документ, либо подлинный документ, и которые внесены искаженные, дополнительные данные или изменения в тексте.

Документ с искаженными данными — это документ, полученный законным путем, но в связи с внесением в него путем подчистки, вытравливания и иными способами искаженных сведений, являющийся незаконным. Внешне такой документ напоминает подлинный.

Документ, не имеющий юридической силы — документ, полученный законным путем, но в связи с истечением сроков, заменой и т.д., утративший юридическую силу.

Примером обманного использования документов может служить подделка справки банка о приобретении лицом валюты.

Под недекларированием подразумевается незаявление в таможенной декларации сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах, предметах, транспортных средствах.

Недостоверное декларирование — это внесение в таможенную декларацию сведений, не соответствующих действительности (ложных, искаженных, неполных и т.д.) о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме.

Перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием, зачастую сопровождается уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) и нарушением таможенных правил, выразившемся в неправомерном освобождении от таможенных платежей или их занижении. В таком случае применяется совокупность, когда речь идет о преступлении совершенном в крупном размере. Если ущерб не достигает 3 миллионов, тогда может идти речь только о таможенных правонарушениях.

Следует обратить внимание на то, что для состава преступления, содержащегося в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не предусмотрен крупный или иной размер перемещаемого товара. Это означает, что даже незначительное перемещение названных выше веществ и ценностей образует преступление.

Под наркотическими средствами подразумеваются вещества растительного, животного либо синтетического происхождения или лекарственные средства, обладающие стимулирующим, возбуждающим либо угнетающим воздействием на центральную нервную систему.

Общий перечень наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ можно найти в Списках (Перечнях) Постоянного комитета по контролю за наркотиками в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Так, к наркотическим веществам можно отнести кокаин, героин, морфий и т.д.; к сильнодействующим веществам — едкие кислоты, снотворные, обезболивающие (клофелин, элениум, хлороформ, эфир и т.д.).

На Себежской таможне (Псковская обл.) был задержан железный контейнер якобы с семенами люцерны, который направлялся в Нидерланды. Работники таможни обратили внимание на несовпадение ребер гофра на внутренней и внешней стороне задней стенки контейнера. Когда стенку просверлили, то обнаружили гашиш. Двойной оказалась и крыша контейнера. В результате было изъято 173 кг героина.

Теперь бы хотелось сказать о таком виде таможенного преступления как:

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Преступления, предусмотренные ст. 190 УК РФ, направлены против установленного государством порядка перемещения за пределы России и возвращение в Россию предметов достояния.

Целью издания данной нормы является сохранение достояния народов РФ и зарубежных стран, поскольку отдельные коллекции, предметы исторической и археологической ценности вывозятся за границу, утрачиваются и разрушаются. Так, известно, например, что на Дальнем Востоке сформировался нелегальный рынок торговлей антиквариатом. За рубежом находятся коллекции, которые не вернулись с Сахалина, Камчатки, Приморья. В розыске с 1998 г. находится коллекция графики из частного собрания (г. Москва) общей стоимостью в 320 250 долл. США (более 500 листов графики). Возбуждено уголовное дело по поводу кражи 20 икон из коллекции М.А. Гарта (г. Москва) (Джон баптист, св. Николай, Б.М. Трерукоя).

Читайте также:  Как передают сигареты в тюрьму

Для состава данного преступления характерно, что вывоз осуществляется на законном основании, но в результате бездействия нарушаются обязательства по возвращению достояния в установленные сроки.

Чтобы определить предмет данного преступления, необходимо обратиться к закону от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В соответствии с ним достоянием народов могут быть признаны предметы, принадлежащие государству, коммерческим и некоммерческим организациям, физическим лицам, а также предметы, права собственности на которые не являются общепризнанным.

Коллекции вывозятся без разрешения, минуя таможенные органы, не указываются сроки возврата, используются подложные разрешения.

Субъектами данного преступления могут быть работники музеев, библиотек, архивов и т.д.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 5589 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ ФТС РФ от 27.11.2006 N 1227 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ, ОПЕРАТИВНО — АНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТАМОЖНИ"
Наименование документ ПРИКАЗ ФТС РФ от 27.11.2006 N 1227 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ, ОПЕРАТИВНО — АНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТАМОЖНИ"
Вид документа приказ, положение
Принявший орган фтс рф
Номер документа 1227
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 27.11.2006
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ ТАМОЖНИ

1. Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабанды (далее — Подразделение) является структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также организующим деятельность структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов по выявлению, предупреждению, пресечению особо опасных видов контрабанды — контрабанды оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, а также других преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы).

2. Непосредственное руководство оперативно-служебной деятельностью Подразделения осуществляет заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности.

3. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами оперативной таможни, а также настоящим типовым положением.

4. Проведение на основе объектового принципа работы в регионе деятельности таможни оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение особо опасных видов контрабанды, других преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

5. Анализ данных об оперативной обстановке в регионе деятельности таможни.

6. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

7. Взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами, их оперативными подразделениями, а также научными либо иными учреждениями, организация взаимного обмена оперативной и иной информацией по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения.

8. Осуществление в пределах своей компетенции оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с особо опасными видами контрабанды.

9. Формирование аппарата конфиденциальных источников.

10. Ведение дел оперативного учета, подборок оперативных материалов.

11. Проверка поступивших в Подразделение сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях в сфере таможенного дела.

12. Выполнение поручений следователей и дознавателей по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

13. Организация взаимодействия со структурными подразделениями таможни по вопросам борьбы с особо опасными видами контрабанды.

14. Организация взаимодействия с правоохранительными и государственными органами Российской Федерации по вопросам борьбы с особо опасными видами контрабанды.

15. Организация и проведение во взаимодействии с правоохранительными органами специальных операций по борьбе с особо опасными видами контрабанды.

16. Участие в установленном порядке в работе по взаимодействию с таможенными и иными правоохранительными органами иностранных государств.

17. Реализация системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организация и контроль за проведением работы в иных структурных подразделениях таможни.

18. Обеспечение соблюдения режима секретности.

19. Подготовка предложений по совершенствованию форм и методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, стратегии и тактики организации этой деятельности.

20. Профилактика преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и иных правонарушений в сфере таможенного дела, выявление причин и условий, способствующих их совершению.

21. Планирование и подготовка отчетов по итогам оперативно-служебной деятельности Подразделения в вышестоящие таможенные органы.

22. Своевременное рассмотрение поступающих в таможню предложений, заявлений, жалоб и сообщений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения.

23. Обеспечение заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности информацией о состоянии оперативно-розыскной деятельности при осуществлении борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

24. Ведение делопроизводства в соответствии с установленным порядком.

25. Подразделение для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

1) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе таможенным органам в лице Подразделения;

2) расходовать в установленном порядке денежные средства, выделяемые на проведение мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности; .

3) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц Подразделения, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих содействие таможенным органам на конфиденциальной основе;

4) применять в соответствии с законодательством Российской Федерации в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности и проведении оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-технические средства, оружие, специальные средства, физическую силу;

5) запрашивать от других структурных подразделений таможни и подчиненных ей таможенных постов необходимые документы, материалы, сведения;

Читайте также:  Как снизить квартплату в квартире

6) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации от государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, от должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, а также от частных лиц необходимые документы и сведения.

26. Подразделение пользуется другими правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства Российской Федерации.

27. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности по согласованию с оперативной таможней и Главным управлением по борьбе с контрабандой (в таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, — по согласованию с Главным управлением по борьбе с контрабандой).

28. Начальник Подразделения подчиняется заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности.

29. Начальник Подразделения:

1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;

2) организовывает и контролирует работу Подразделения;

3) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Подразделение задач и функций, а также за соблюдение служебной и исполнительской дисциплины сотрудниками Подразделения;

4) распределяет должностные обязанности между сотрудниками Подразделения;

5) вносит на рассмотрение заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности предложения о численности Подразделения;

6) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Подразделения, а также предложения о применении в отношении них мер поощрения и дисциплинарного воздействия;

7) представляет Подразделение в государственных органах, общественных объединениях и других организациях по поручению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности;

8) создает условия для повышения квалификации сотрудников Подразделения, способствует улучшению условий их службы;

9) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Сотрудники Подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности по представлению начальника Подразделения.

31. Сотрудники Подразделения имеют право доступа в служебные помещения таможни, таможенных постов, зоны таможенного контроля при выполнении ими должностных обязанностей.

32. Права и обязанности сотрудников Подразделения устанавливаются должностными инструкциями, утвержденными согласно установленному порядку.

33. Сотрудники Подразделения при выполнении должностных обязанностей обладают всеми полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности.

34. Возложение на Подразделение задач и функций, не предусмотренных настоящим типовым положением, кроме специальных (адресных) поручений заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности, не допускается.

И.о. начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой
А.А.УФРУТОВ

Приложение N 3
к приказу ФТС России
от 27.11.2006 N 1227

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

6

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Одной из основных функций таможенных органов является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 403 определяет ее как «борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…» 1 Контрабанда, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу РФ товаров и предметов признается основным «таможенным» преступлением в ряду преступлений в сфере экономики.

Особую угрозу для экономики России, ее национальной безопасности представляют так называемые особо опасные виды контрабанды, т.е. те, которые наносят наибольший ущерб общественным интересам. Закон относит к ним наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и отравляющие вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, валюта, валютные ценности и т.д.

Современная российская таможенная служба представляет собой отлаженный механизм, который ежегодно доказывает свою результа-тивность. Несмотря на то, что сегодня главным приоритетом таможенной службы является содействие торговле, ее правоохранительная состав-ляющая остается важнейшим сдерживающим фактором для недобро-совестного ведения бизнеса и деятельности международных преступных сообществ в таких сферах, как контрабанда наркотиков, оружия, природных ресурсов и культурных ценностей. Было бы наивным полагать, что с либерализацией таможенного законодательства криминальные группировки и связанные с ними недобросовестные участники ВЭД добровольно откажутся от возможности получать сверхдоходы от преступной деятельности. Безусловно, применением одних лишь мер таможенного контроля противостоять криминальным проявлениям не удастся. Поэтому в новых условиях повышается роль и значение оперативно–розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. В настоящее время более 70 % преступлений выявляется в результате осуществления оперативно–розыскной деятельности.

Сегодня, когда международный терроризм и наркобизнес бросили откровенный вызов всему мировому сообществу, деятельность правоохранительных подразделений сосредоточена на борьбе с контрабандой оружия, обеспечении безопасности поставок товаров и объединении усилий с таможенными службами зарубежных стран в борьбе с терроризмом и наркоторговлей. В настоящее время существующие информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявлять рисковые поставки. По каналам международной правоохранительной сети «CEN» «RILO–Москва» осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия, в том числе оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения, наркотиков. Именно такая информация в дальнейшем становится основой для проведения выборочных досмотров, оперативно – розыскных мероприятий и специальных операций.

Необходимость активного противодействия проникновению в нашу страну оружия и наркотиков силами всех правоохранительных органов, в т.ч. и таможенных, очевидна. Актуальность борьбы с незаконной торгов-лей оружием и наркотиками признается всем мировым сообществом.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ
ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

Содержание понятия «особо опасные виды контрабанды» (ООВК) по сути своей не имеет строгого юридического звучания, т.е. он не является юридическим термином. Во всяком случае, ни в юридическом энциклопедическом словаре, ни в уголовном законодательстве, ни в комментариях к нему нет упоминаний об «особо опасных видах» контрабанды.

Это понятие сформировалось, по–видимому, в сфере юристов–практиков в сфере таможенного дела.

К ним законодатель относит следующие виды контрабанды:

– контрабанда изъятых из гражданского оборота предметов (товаров), представляющих повышенную общественную опасность (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения), в отношении которых установлены специальные правила перемещения;

Читайте также:  Конкурс главный приз автомобиль

– контрабанда предметов (товаров), представляющих особую важность (стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации) и культурные ценности.

Эти виды контрабанды, а также валюта, валютные ценности, драгоценные металлы и камни, перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, и относят к особо опасным.

Размер (таможенная стоимость противоправно перемещенных через таможенную границу товаров) контрабанды в данном случае значения не имеет ввиду повышенной общественной опасности этого деяния.

Организацию борьбы с особо опасными видами контрабанды следует начинать с уяснения понятий, раскрывающих суть того или иного вида контрабанды, т.е. понимание предмета обеспечивает правильную квалификацию преступного деяния и принятие своевременных исчерпывающих мер по выявлению, пресечению и дальнейшему расследованию фактов особо опасных видов контрабанды.

Поскольку в данном реферате мы ограничиваемся рассмотрением проблем борьбы таможенных органов с отдельными видами особо опасной контрабанды, сосредоточимся на выяснении лишь некоторых понятий.

1. Наркотические средства. Название «наркотики» происходит от греческого «narcotikos» – приводящий в оцепенение, оглушающий. С учетом физических, фармакологических, юридических и иных признаков наркотическими средствами следует считать группу веществ, различных по природе происхождения, обладающих способностью воздействовать на центральную нервную систему, приводящих к состоянию особого наркотического опьянения, к привыканию и наркотической зависимости, перечень которых закреплен в специальных нормативных актах.

Согласно Закону РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», вступившему в законную силу 15 апреля 1998 года, под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты и растения, включенные в Перечень наркотических средств; психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года 2 .

Нормативным документом, определяющим перечень наркотических средств, являются «Списки наркотических средств», подготавливаемые и периодически обновляемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН). В них включены все наркотические средства, находящиеся под международным контролем.

К наркотическим средствам относятся и те, которые после издания указанного Списков решениями Конвенции ООН по наркотическим средствам включены исключительно в Списки Единой Конвенции 1961 года и те, которые постановлениями ПККН признаны наркотическими средствами, но еще не включены в Список.

На территории РФ определено, что к наркотическим средствам относятся вещества синтетического или природного происхождения, в том числе и препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых и включенные в Список наркотических средств ПККН.

По природе происхождения наркотические средства подразделяются на наркотические средства растительного происхождения и наркотические средства синтетического происхождения.

Наиболее распространенными в незаконном обороте являются наркотические средства, изготавливаемые из растений – опийного мака, индийской конопли, кокаинового куста.

2. Сильнодействующие вещества – вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при приеме их в значительных дозах и при наличии медицинских противопоказаний к употреблению. Такие вещества способны вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции или мышления, поведения, восприятия, изменение настроения, либо могут приводить к аналогичным вредным последствиям.

3. Ядовитые вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека. Даже при употреблении малых доз они могут вызвать тяжелое отравление или причинить смерть.

Отнесение вещества к числу сильнодействующих или ядовитых требует обязательного производства экспертизы.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ составлены Постоянным Комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ включают лекарственные, а также другие синтетические и природные вещества, не разрешенные в качестве лекарственных средств.

4. Психотропные вещества. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под психотропными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Список психотропных веществ разрабатывается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ.

5. Отравляющие вещества – высокотоксичные соединения для поражения живой силы противника во время военных действий. Их можно подразделить на:

нервнопаралитические, общеядовитые, кожно–нарывные, удушающие, раздражающие. Они могут служить основой химического оружия.

6. Радиоактивные вещества – вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному превращению в другие элементы, сопровождающемуся испусканием ядерных излучений. Согласно закона РФ «Об использовании атомной энергии» 1995 года радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

7. Взрывчатые вещества. Под взрывчатыми веществами понимают химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому распространяющемуся химическому превращению – взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох и т.п.

8. Взрывное устройство – как стоящие на вооружении армии и спец. служб, так и используемые в промышленности средства взрывания и устройства, способные вызвать взрыв (мины, гранаты, бомбы и т.д.).

9. Вооружение представляет собой совокупность оружия различных видов, которым обеспечиваются Вооруженные Силы России и другие законно существующие вооруженные формирования в целом и каждая их единица в отдельности.

10. Огнестрельное оружие. Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об оружии» от 13.11.1996 под огнестрельным оружием следует понимать оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

В соответствии с упомянутым законом огнестрельное оружие, обладающее перечисленными свойствами, может относиться к боевому, служебному и гражданскому оружию.

11. Боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащее разрывной метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К ним относятся артиллерийские снаряды, мины, военно–инженерные подрывные снаряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты и т.п. (независимо от наличия или присутствия у них средств взрывания), предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента и не предназначенных для поражения цели.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector