Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Особо опасное производство это

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 48.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса внесены изменения

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 314-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 30 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ часть 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.1

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.2

10.2) подвесные канатные дороги;

ГАРАНТ:

Экспертиза проектной документации подвесных канатных дорог и государственный строительный надзор при строительстве (реконструкции) подвесных канатных дорог подлежат завершению органами (организациями), приступившими до дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ в соответствии с положениями настоящего Кодекса (в редакции, действующей до дня вступления в силу названного Федерального закона) соответственно к проведению экспертизы проектной документации и осуществлению государственного строительного надзора

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ пункт 11 части 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 марта 2013 г.

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ в часть 2 статьи 48.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

Читайте также:  Машина для инвалида бесплатно

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2006, N 1

Как только будут разработаны новые технические регламенты, лицензирование опасных объектов прекратится. Но пока их нет, предприятиям следует руководствоваться действующими правовыми актами и законами. Тем же Законом, что внес эти изменения в Закон о лицензировании, предусмотрены поправки и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Эти поправки вводят штрафы за грубые нарушения при опасном производстве.

Об этом и о том, как сейчас лицензируют, контролируют и страхуют работу особо опасных предприятий, пойдет речь в нашей статье.

Примечание. Поправки к Федеральному закону "О лицензировании деятельности" и КоАП РФ внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.

Лицензирование особо опасного производства

Критерии отнесения производства к опасным для человека и окружающей среды определены в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Всем организациям, которые соответствуют этим критериям, необходимо зарегистрироваться в государственном реестре, а также получить лицензию. Правила регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371.

Для получения лицензии в целях осуществления тех видов деятельности, которые связаны с особой опасностью для человека и окружающей среды, требуется представление не только документов, установленных в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, но и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данного вида деятельности санитарным правилам. Об этом сказано в ст. 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Следует отметить, что обязательное условие для принятия решения о выдаче лицензии — это представление:

  • акта приема опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Она должна быть составлена в соответствии с Положением о порядке оформления, которое утверждено Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66.

Контроль за деятельностью особо опасных производств

Плановый контроль за деятельностью особо опасных производств осуществляет Федеральная служба по технологическому надзору.

А вот внеплановые проверки могут проводиться по обращениям контролирующих органов и граждан о несоблюдении лицензионных требований и условий.

Примечание. Внимание: изменения

С 1 июня 2006 г. п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона N 128-ФЗ будут изложены в новой редакции. В них будет предусмотрено, что:

  1. приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается;

  1. в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

В случае если лицензия была предоставлена центральным аппаратом (или одним из территориальных органов), а нарушения выявлены другим территориальным органом, информация об этом передается в предоставивший лицензию орган для принятия решения.

Читайте также:  Капитальное жилое строение это

Если в ходе проверки выявлены нарушения, то к предприятиям могут быть применены следующие меры:

  • приостановлено действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения требований и условий;
  • аннулирована лицензия в случае, если нарушение требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба здоровью граждан (ст. 13 Закона N 128-ФЗ). Причем в настоящее время без судебного разбирательства забрать лицензию у фирмы или предпринимателя нельзя.

Для охраны здоровья населения установлена административная и уголовная ответственность за ведение лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензии.

Примечание. Новые административные штрафы

В соответствии со ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности опасных производственных объектов налагается административный штраф:

  • на граждан — от 10 до 15 МРОТ;
  • на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ;
  • на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

А в случае нарушения требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах налагается административный штраф:

  • на граждан — от 15 до 20 МРОТ;
  • на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ;
  • на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 30 до 40 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ;
  • на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Это примечание введено Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.

Страхование ответственности за причинение вреда

Следует учесть, что организация, эксплуатирующая особо опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на объекте. Минимальный размер страховой суммы — 7 000 000 руб.

Учет расходов на лицензирование

Отметим, что введение в действие поправок к Закону N 128-ФЗ затрагивает некоторые аспекты работы бухгалтера. На практике может возникнуть вопрос: что делать с несписанной частью лицензионных платежей в случае отмены лицензии на данный вид деятельности?

По нашему мнению, если в 2007 г. технические регламенты будут приняты и лицензирование опасного производства будет отменено, несписанную часть лицензии следует в полном объеме включить в состав расходов.

Во-первых, фирмы получали лицензии не по собственной инициативе. Ведь эти документы были обязательным условием для ведения бизнеса, а следовательно, и для получения доходов.

Во-вторых, заранее предусмотреть, что по некоторым видам деятельности лицензирование отменят, было невозможно.

В-третьих, даже если бы такая возможность существовала, лицензии выдавались на строго определенные сроки, причем размер сборов от этих сроков не зависел.

Примечание. Официальная позиция

А.Б. Мосякин, советник налоговой службы РФ I ранга

  • В связи с введением в действие с июля 2005 г. поправок к Федеральному закону о лицензировании что делать с несписанной частью лицензионных платежей в 2007 г., если технические регламенты будут приняты и лицензирование опасного производства будет отменено?
  • В данном случае, насколько я понимаю, речь идет о затратах, непосредственно связанных с производственной деятельностью. Следовательно, не до конца списанная часть затрат должна быть отнесена на формирование финансового результата по налогу на прибыль одномоментно, так как положение налогоплательщика не должно быть ухудшено. Но во избежание проблем при проведении налогового контроля возможно отнесение лицензионных платежей равными долями на финансовый результат в течение всего срока действия лицензии (как нематериальный актив).

Особо опасное производство

Особо опасное производство — участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывопожароопасные или опасные химические вещества в количестве, равном или превышающем определенное настоящим Порядком пороговое значение. [1]

Читайте также:  Налоги с фот сколько процентов

Особо опасными производствами считают участки, установки, цехи, хранилища, склады или другие производства, на которых единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывоопасные или опасные вещества в количестве, равном или превышающем пороговое значение, установленное Приказом № 222159 МЧС России и Госгортехнадзора России в 1996 г. Руководители хозяйственных объектов обязаны проводить идентификацию особо опасных производств, представлять сведения об этих объектах в вышестоящие органы управления по делам ГО и ЧС РСЧС, региональные органы Госгортехнадзора России, вышестоящую организацию, министерство или ведомство и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится промышленный объект. [2]

Такие особо опасные производства и отдельные процессы, для которых необходимы тщательно разработанные планы локализации аварий, должны определяться на каждом предприятии с учетом потенциала и общих индексов взрыво-пожароопасности. При разработке планов локализации аварий необходимо исходить из реально возможных аварийных ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации производства. Для этого необходимо изучить происшедшие аварии, характерные для химической и нефтехимической промышленности, подробно описанные в предыдущих главах, а также в литературе. [3]

В особо опасных производствах из общего количества болтов на двух была сделана тщательная зачистка мест примыкания шайб, болтов и фланцев, а болты и шайбы, кроме того, были полужены. Такое выполнение фланцевых соединений является наиболее надежным. [4]

Декларация безопасности промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами ( или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении ( продлении) лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производства. [5]

Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами ( или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств. [6]

Прилагается в случае вывода промышленного объекта ( особо опасного производства ) из эксплуатации. [7]

Декларирование безопасности промышленных объектов, имеющих в своем составе особо опасные производства , является существенным звеном общенациональной программы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных техногенных ситуаций, аварий и катастроф. [8]

В случае идентификации на промышленном объекте одного или более особо опасного производства руководитель организации представляет сведения об этом объекте в штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и региональные органы Госгортехнадзора России, вышестоящую организацию, министерство или ведомство ( при наличии) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится промышленный объект. [9]

Декларация безопасности разрабатывается самостоятельно организацией, имеющей в своем составе особо опасные производства , или на основании договора организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств. [10]

Декларация безопасности разрабатывается самостоятельно организацией, имеющей в своем составе особо опасные производства , или на основании договора организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств, и утверждается заказчиком проекта промышленного объекта или руководителем организации, когда промышленный объект является действующим. [11]

При анализе опасностей и риска не включаются сведения об авариях и неполадках, имевших место на данном особо опасном производстве . [12]

Промышленный объект Российской Федерации, подлежащий декларированию безопасности — субъект предпринимательской деятельности ( организация), имеющий в своем составе одно или несколько производств повышенной опасности, расположенных на единой площадке. Такие производства в дальнейшем называются особо опасные производства . [13]

Следует заметить, что перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности, определяется МЧС России и Госгортехнадзором России с учетом данных, представляемых главными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и региональными органами Госгортехнадзора России. В этот перечень включаются промышленные объекты, имеющие в своем составе особо опасные производства , а также гидротехнические сооружения, хвостохранилища и шламонакопители, на которых возможны гидродинамические аварии. [14]

Для бесперебойного обеспечения гидравлических и пневматических систем энергией целесообразно применять ресиверы-аккумуляторы с достаточным запасом рабочей жидкости или газа; рекомендуются также дублирующие установки. Учитывая, что сжатый воздух, содержащий пары масла или продукты его разложения, может быть импульсом взрыва, следует в особо опасных производствах использовать для питания пневматических систем автоматизации азот. [15]

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector