Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Особенности закупок по 223 фз

В этой статье мы собрали основные ключевые моменты закупок по 223-ФЗ: разъяснение положений, отмена закупки, срок заключения договора и т.д. Надеемся этот материал станет хорошей шпаргалкой в работе контрактных управляющих.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Если закупками начинается интересоваться человек новый, не имеющий в них никакого опыта, то у него возникает множество вопросов плана "как, когда, зачем, куда" обратиться и в целом ЧТО ДЕЛАТЬ?! Да и заказчики порой только прибавляют вопросов в этот список. Порой таким сложным языком написана документация о закупке, что понять её положения может только человек глубоко разбирающийся во всех тонкостях процесса. И тут даже речь идёт не о закупках технически сложных аппаратов.

До сих пор на практике встречаются закупки написанные "коряво", попросту для того, чтобы люди не знающие и не посвящённые в процесс не лезли в торги. С одной стороны это даёт безопасность заказчику на поставку необходимого товара без накладок, с другой стороны это чистой воды ограничение конкуренции и такие вещи должны преследоваться по закону. Так или иначе любой желающий участвовать в закупках может это делать. А если что-то не понятно — можно написать заказчику запрос на разъяснение положений документации. Главное не упустить срок — три рабочих дня до окончания срока подачи заявок. Соответственно — с момента публикации извещения о закупке в Единой информационной системе.

Заказчик обязан дать ответ на поступивший запрос также в течение трёх рабочих дней. Ответ размещается в ЕИС и виден всем пользователям системы. Таким образом участник может и сам вопрос задать и чужие вопросы-ответы почитать.

ОТМЕНА ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ

На практике регулярно встречаются ситуации когда заказчик при разработке и публикации закупки не смог просчитать все риски и закупку необходимо отменить. Чаще всего такие закупки встречаются при необходимости выполнения работ, но бывает заказчик не смог учесть все характеристики желаемого к приобретению товара.

Чаще всего необходимость отмены закупки возникает во время подачи заявок. Например, в соответствии с поступившим запросом на разъяснение документации. Принятое решение по отмене оформляется распорядительным документом заказчика и подлежит публикации в ЕИС. Срок публикации — в день принятия такого решения.

Однако, не всегда можно успеть отменить закупку на стадии подачи заявок. Бывает, что такая необходимость возникает уже после подведения итогов закупки. В этом случае важно успеть до момента заключения контракта. И руководствоваться при этом необходимо ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках — обстоятельствами непреодолимой силы.

РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ

Закупка у единственного поставщика проста и понятна. Есть заказчик и поставщик. Они напрямую договариваются о цене, количестве и сроках поставки товаров или выполнения работ. Заключают договор, и по факту поставки/выполнения производится оплата. Все стороны закупки довольны.

При проведении конкурентной закупки заказчик должен создать комиссию. В полномочия такой комиссии будет входить рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов и определение победителя закупки, составление протокола заседания комиссии. Именно протокол и будет основным документом, подтверждающим права победителя, до заключения контракта.

Содержание протокола у разных заказчиков может отличаться, но основные моменты в нём должны быть отражены. Это оговорено в Законе о закупках как обязательное условие по содержанию протокола.

  • дата заседания комиссии;
  • дата подписания протокола;
  • количество заявок, поданных на участие в закупке;
  • дата и время поступления и регистрации каждой заявки;
  • порядковые номера заявок;
  • результаты рассмотрения заявок;
  • если есть отклонённые заявки — причины отклонения;
  • также должны быть указаны причины, если закупка признана несостоявшейся.
Читайте также:  Нужно ли брать паспорт в армию

Существенным моментом, неизменным и в 44-ФЗ и в 223-ФЗ, является то, что один участник может подать только одну заявку на участие. Именно эта заявка и будет проверять на соответствие требованиям извещения и документации о закупке, а также нормам действующего законодательства.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ

Обеспечение заявок это дополнительная гарантия добросовестности намерений поставщика при участии в закупке. Установить такое требование заказчик может если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 000 000 рублей. Закон устанавливает, что размер обеспечения при этом не должен превышать 5% НМЦ договора.

Конкретные суммы НМЦД и размер процентов обеспечения каждый заказчик прописывает в своём Положении о закупках. Там же должны быть предусмотрены порядок, срок, размеры, порядок возврата этих обеспечений.

Закон о закупках устанавливает два ограничения в отношении возврата обеспечения заявок. Тем участникам закупок, которые уклонились или отказались от заключения договора, обеспечение заявки не возвращается. Также это касается тех участников, которые обеспечение исполнения договора не предоставили или предоставили его с нарушением условий.

СРОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

В отношении любой торговой закупки Закон устанавливает один и тот же срок заключения договора. Отсчитывается от момента публикации итогового протокола в Единой информационной системе. Составляет не менее десяти и не более двадцати календарных дней.

А в этой статье мы подробнее разобрали виды закупок по 223-ФЗ.

Дата публикации: 20.05.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

    On 24.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Читайте также:  Как отгородить проходную комнату

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия ("котировка", "аукцион", "конкурс" итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса gozapedia.ru если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:

  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.
Читайте также:  Низкочастотный шум в квартире

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).

В том числе любая "наличность" в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках — документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся "внебюджетка" тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз, которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ, а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных — у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector