Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Основания для ограничения прав

Ограничение родительских прав является правовым способом защиты интересов ребенка, не достигшего совершеннолетия.

Эта мера применяется лишь на основании судебного решения-постановления и только при доказанном наличии серьезных оснований, закрепленных в российском законодательстве.

Основания для ограничения

В Семейном кодексе (ст. 73 п. 2) четко указывается, что основанием для применения такой жесткой меры, как ограничение родительских прав является опасная для несовершеннолетнего лица обстановка.

Опасность для ребенка может возникнуть по самым разным обстоятельствам. Условно их можно разделить на две категории:
1.Обстоятельства, возникшие не по вине родителей (к примеру, тяжелая болезнь родителей, психическое расстройство, тяжелый семейный конфликт и другие объективные ситуации, создающие реальную угрозу для нормального проживания и существования ребенка);
2.Обстоятельства, вызванные виновным противоправным поведением одного родителя (или обоих родителей), а именно:

  • систематическим оставлением родителями несовершеннолетнего без присмотра;
  • содержанием родителями наркотического притона;
  • частыми семейными ссорами и скандалами, связанными с злоупотреблением родителями алкогольными напитками;
  • другим противоправным поведением.

Важно, что ограничение родительских прав происходит только, когда судом установлена реальная угроза здоровью, жизни или воспитанию ребенка, возникшая в результате поведения родителя (родителей). При этом, если угроза реально существует, не имеет значения наличие вины в действиях (бездействии) родителя.

При наличии вины в действиях родителя судья решает вопрос о возможности этого родителя продолжать воспитание ребенка. Если суд, рассмотрев все обстоятельства, не установит достаточных причин и оснований для лишения родителя (обоих родителей) родительских прав, он может принять соответствующее решение об ограничении виновных граждан в родительских правах.

Функции ограничения

Основная правовая функция ограничения родительских прав состоит в защите прав несовершеннолетнего ребенка, находящегося в опасной ситуации.

В случае, когда судья применяет меру по ограничению прав в отношении родителей ребенка, действовавших виновно, данная правовая мера также выполняет функцию правовой санкции. Ограничение родительских прав, назначенное судом, может выступать для виновных родителей как временная мера семейно-правовой ответственности, предшествующая более серьезному наказанию (лишению родительских прав), так и быть самостоятельной санкцией.

Используя подобную санкцию в качестве временной меры, суд подобным образом предупреждает родителей о недопустимости противоправного поведения, нарушающего права ребенка, и дает им возможность как-то исправить это поведение и пересмотреть отношение к исполнению родительских обязательств.

Согласно российскому Семейному кодексу, если через полгода после решения судебных инстанций об ограничении родителей в правах, виновные лица не изменили свое поведение и продолжают совершать противоправные действия, несущие потенциальную угрозу для ребенка, то органы опеки предъявляют уже исковое заявление с требованием о лишении родительских прав. Подобный иск может быть предъявлен и до завершения шестимесячного срока, установленного СК РФ, если органы опеки сочтут, что это необходимо для своевременной защиты интересов ребенка.

Порядок ограничения прав родителей

Как уже говорилось, данная правовая мера, обеспечивающая интересы ребенка, может устанавливаться только судом после тщательного изучения всех обстоятельств дела.

В подобных судебных процессах, решающих судьбу несовершеннолетних детей, в обязательном порядке участвуют представитель органа опеки и прокурор.

Органам опеки или иным заявителям, требующим применить к родителям ограничение родительских прав, не всегда удается собрать достаточные доказательства неудовлетворительного обращения родителей с ребенком, либо отсутствия у несовершеннолетнего условий для нормального воспитания и проживания.

В таких ситуациях, как правило, судебные процессы затягиваются, поскольку судье нужно достоверно определить, способен или не способен родитель, выступающий ответчиком, достойно исполнять свои родительские обязательства и обеспечивать безопасность ребенка.

Иск, требующий ограничения прав родителя (родителей), можно предъявить только непосредственно к родителям. К другим законным представителям (попечителям, опекунам) подобные иски не предъявляются.

Подать исковое заявление, указывающее на наличие оснований для ограничения прав родителей, может только ограниченный круг лиц и организаций, непосредственно названных в Семейном кодексе. К ним относятся:

  • близкие родственники несовершеннолетнего, чьи интересы нарушаются родителями – совершеннолетние братья и сёстры, дедушки, бабушки;
  • органы попечительства и опеки, следящие за соблюдением прав детей;
  • представители общеобразовательных учреждений (директора школ);
  • представители других муниципальных или государственных учреждений (например, здравоохранения);
  • прокурор.

Правовые последствия ограничения

Само ограничение родительских прав на практике заключается в отобрании ребенка у отца или матери (у обоих родителей) без фактического лишения последних родительских прав.

Ограничение прав родителей никак не связано с ущемлением имущественных прав ребенка. Поэтому родители, к которым была применена подобная мера защиты прав несовершеннолетнего, не освобождаются от обязательств по финансовому содержанию ребенка.

Суд всегда обязывает взыскивать алименты с родителя-ответчика в пользу несовершеннолетнего (если это уже не было сделано раньше, к примеру, при разводе родителей). В то же время и имущественные права родителей, исходящие из факта родства с ребёнком, также сохраняются после судебного постановления об ограничении родительских прав.

Следовательно, родитель, на определенное время ограниченный в правах, вправе в дальнейшем получать алименты от детей, достигших совершеннолетия, а также в определенных случаях получать пенсию по потере кормильца, выступать наследником своего ребенка по закону.

Срок ограничения в правах родителя, назначенный судом, не может превышать шести месяцев. Если же и образ жизни родителя, ограниченного в правах, и его поведение не меняются за эти полгода в лучшую сторону, его по суду лишают родительских прав.

Если за установленный судом срок основания для ограничения прав родителей исчезли, суд отменяет эти ограничения. В результате отобранный ребенок возвращается к родителям. Для этого судье сначала нужно отменить назначенное ограничение прав, а затем этим же судебным постановлением разрешить возврат ребенка в семью.

Стоит сказать, что отменяя ограничения прав родителей, судья не всегда выносит решение о возврате детей. Это обосновывается тем, что предстоящий возврат несовершеннолетнего в родную семью не всегда является для ребенка лучшим вариантом.

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий – пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Читайте также:  Купить сотку земли в подмосковье

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц".

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 – за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 – за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 – за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет па пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР" записано, что "недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РСФСР и республик в составе РСФСР". Статья 28 этого Закона указывает, что действия юридических и физических лиц, нарушающих законодательство РФ о языках народов РСФСР, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Российское законодательство содержит и иные запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.

Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям – государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".

Глава IV. Гражданство

Гражданство и его специфика

Население любого современного государства неоднородно. В его составе выделяются различные группы в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство – это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльности. (Не случайно измена государству или Родине может быть вменена только гражданам страны.) В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

Исторически гражданство является порождением Французской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законодательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". Однако в России этот термин начал применяться в нормативных правовых актах только в начале XX в.: общее для всего населения наименование – гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов"*.

* СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

После второй мировой войны термин "гражданство" стал употребляться и в более широком значении. Его трактовали как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и традициями, – гражданство Европейского Союза, Содружества наций. Данный статус автоматически предоставляется в том случае, если вы являетесь гражданином государства – члена данного объединения. Не существует каких-либо специальных правил приобретения или утраты гражданства союза. Любые изменения, связанные с гражданством государства-члена, порождают определенные последствия и для правового положения лица в рамках союза (сообщества). Так, утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства сообщества при условии, что лицо не приобретает одновременно гражданство другого государства-члена.

Читайте также:  На сколько сейчас уходят в армию

Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, порождает определенные права только на территории государств – членов сообщества. Условием реализации предоставленных прав обычно является выезд за пределы страны своей государственной принадлежности. Естественно, на территории государства происхождения лицо рассматривают не как гражданина сообщества, а как гражданина страны.

Объем прав гражданина союза весьма ограничен, если сравнивать его с обычным каталогом прав гражданина конкретной страны. В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России 1997 г.* каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории обеих государств; на дипломатическую и консульскую защиту на территории третьих стран, где нет представительств государства гражданской принадлежности; на участие в управлении делами Союза; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства (ст. 18). При этом гражданин Союза, постоянно проживающий на территории государства, не являющегося страной гражданской принадлежности, может участвовать в муниципальных выборах в качестве избирателя или кандидата на территории государства проживания.

* См.: Устав Союза Беларуси и России / / Бюллетень международных договоров. 1997. № 9. С. 68-79.

Как институт внутреннего права каждой страны гражданствоэто совокупность правовых норм, регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к данному государству; способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства.

В Декларации Хельсинкской встречи на высшем уровне 1992 г. подчеркивалась необходимость законодательной регламентации всех аспектов гражданства (п. 55). Этот подход получил широкое распространение в конституциях различных государств (ст. 34 Польши, ст. 25 Болгарии, ст. 8 Эстонии). В некоторых странах (Бельгия, Алжир, Франция) действуют специальные Кодексы гражданства. В ряде государств вопросы гражданства регулируются органическими законами (Румыния, Испания) или законами, требующими специального большинства (2/3 присутствующих депутатов – Венгрия).

Нормы, регламентирующие гражданство, зависят от исторических, культурных и правовых традиций конкретного государства. Критерии, установленные для определения реальных или потенциальных граждан, достаточно четко показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. Одни страны исходят из широкой, государственно-центристской трактовки гражданства. Так, во Франции и Португалии иммигранты второго поколения, т. е. лица, рожденные на территории страны, автоматически становятся ее гражданами. Другие основываются на этнокультурных подходах к определению гражданства. Процедура приобретения германского гражданства упрощена для немцев, но достаточно сложна для иммигрантов, не принадлежащих к данной этнической группе*.

* Законопроект, внесенный правительством ФРГ в ноябре 1998 г., предусматривает возможность приобретения немецкого гражданства детьми иностранцев, родившимся в Германии, если хотя бы один из их родителей родился в Германии или приехал в стану в возрасте до 14 лет.

Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства но отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Им в соответствии с российским законодательством предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине–14, в Азербайджане–18, в Эстонии–80, в Латвии–52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане – соответственно 115 и 160 тысяч*.

* См.: Российское гражданство в стране и за рубежом / / Независимая газета. 1996. 26 февр.

Определенную специфику имеет проблема гражданства в федеративных государствах. Как правило, в данных обстоятельствах человек является одновременно гражданином страны и субъекта Федерации, в котором он проживает. Вместе с тем существуют различные подходы в отношении федерального и регионального гражданства. Так, в США первичным является гражданство страны, а гражданство штата носит производный характер, допускается натурализация иностранцев, проживающих за границей. В России федеральное законодательство о гражданстве базируется на тех же подходах, что и американское. Вместе с тем имеется и определенная специфика. Собственным гражданством обладают не все субъекты Федерации, а лишь республики.

В соответствии со швейцарским законодательством невозможно быть гражданином страны, не являясь гражданином конкретного кантона. В законодательстве данного государства допускается, что лицо может иметь гражданство двух кантонов с учетом места жительства и происхождения этого лица.

Своеобразное преломление проблема гражданства получает в разделенных странах. В период существования двух немецких государств гражданство ГДР действовало с 1967 по 1990 г. Не желая признавать разделение, власти Западной Германии настаивали на действительности единого немецкого гражданства. После объединения Германии в 1990 г. именно немецкое гражданство позволило каждому гражданину ГДР получить право на въезд, проживание и работу в Западной Германии*. Аналогичные подходы, связанные с признанием единого гражданства либо распространением собственного гражданства на бывших граждан единой страны, можно проследить в настоящее время в законодательстве Южной и Северной Кореи**.

* Подробнее см.: Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Harvard, 1992. P. 82.

** Nationality and International Law in Asian Perspective. Hague, 1990. P. 256-260.

Законы о гражданстве любой страны признаются другими государствами, если они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права*. Если страна предоставляет свое гражданство лицам, на которых распространяется суверенитет других государств, без их просьбы либо данные лица не связаны с этим государством в силу происхождения, проживания или рождения на его территории, другие государства не обязаны признавать подобную натурализацию и она не имеет какого-либо значения с точки зрения международного права.

* Статья 1 Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией вопросов о гражданстве, 1930 г.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

Родители, ограниченные судом в правах, не лишаются ребёнка окончательно.

Можно считать, что ограничение родительских прав – предупредительное действо, за которым последует категорическая расплата за родительскую несостоятельность.

Ограничение в правах – мера временная. Полгода даёт суд нерадивым папам и мамам, чтобы одуматься, осознать, подлечиться – по истечении 6 месяцев, если ничего не изменится, они будут лишены прав окончательно.

Интересы детей в нашей стране защищаются очень строго. Родителей, игнорирующих свои обязанности, нарушающих детские права и создающих угрозу их жизни, карают со всей суровостью. Ограничение в родительских правах: основания, порядок, последствия рассмотрим в статье.

Основания для наложения ограничений на родителей

Ограничение контакта с родителями призвано оградить малыша от их тлетворного влияния, исходящей от них агрессии и защитить от потенциальной опасности, сопряжённой с образом жизни, поведением, нравственными устоями, царящими в семье, либо с родительской болезнью.

Ребёнка временно изолируют от родителей в том случае, если угроза жизни во время его пребывания с родителями очевидна (СК ст.73 п.2). Потенциально опасные обстоятельства, несущие угрозу здоровью и жизни ребёнка:

  • объективные (аморальное поведение, распутство, пьянство, употребление наркотиков, семейные разборки и скандалы, побои, систематическое оставление без присмотра и пр.);
  • субъективные (трудная жизненная ситуация, стечение неблагоприятных обстоятельств, невротическое расстройство, психическое осложнение, тяжёлое заболевание).
Читайте также:  Микрозаймы просрочка чем грозит

Ограничительные санкции накладываются в том случае, когда отсутствуют веские основания для лишения родителя прав.

Не подлежат ограничению в правах недееспособные родители, что обусловлено их статусом и невозможностью выступать в качестве ответчика (ГК ст.29; УК ст.19).

Функции ограничительного действия

Главной целью ограничения родительских прав является обеспечение ребёнку безопасных условий жизни, защита его прав и сохранение здоровья.

Ограничение судом прав родителей выполняет следующие функции (ГК стт.73-77):

  • Предупредительная функция (или профилактическая): ограничение в правах может рассматриваться как сигнал о возможности более тяжких последствий безответственного подхода к воспитанию и ращению ребёнка. Лишение прав, которое окончательно разделит родителя и малыша, в любом случае доставит моральные страдания обеим сторонам, отразится на детской психике и исказит его мировосприятие.
  • Карательная функция: вынесение судом определения в отношении не справившегося с обязанностями родителя есть не что иное, как наказание. Матерью и/или отцом созданы условия, угрожающие жизни их чада, за что они теперь расплачиваются.
  • Воспитательная функция: родители, в случае осознания вины и принятия мер для кардинального изменения ситуации, жилищных условий, материального благосостояния и образа жизни могут быть освобождены судом от наложенных ограничений и вернуть ребёнка в семью. На осознание, раскаяние и устранение причины, повлекшей за собой столь серьёзные санкции, горе-родителям дано полгода. Балансирование в течение нескольких месяцев на скользкой грани «ограничение-лишение» довольно часто «прочищает мозги» безалаберным родителям и заставляет их вернуться на путь истинный.

С другой стороны, ограничение прав родителей с временной передачей ребёнка родственникам или специализированным учреждениям может выглядеть и как самостоятельный акт, когда родитель оказался виновным в отношении ребёнка не по злому умыслу или в силу наплевательского отношения к малышу, а по болезни.

Таким образом, он ненамеренно подверг ребёнка опасности, создал угрозу его жизни и оказался в какой-то мере «без вины виноватым».

В каком порядке может осуществляться? Срок рассмотрения дела

Потребуется время на подготовку пакета документов. Порядок действий:

  • сбор документов (заранее надо получить заключение комиссии по делам несовершеннолетних и заключение органа опеки о жилищных условиях ребёнка);
  • составление искового заявления;
  • подача документов в суд по месту проживания ответчика;
  • участие в судебной процедуре.

Оплаты пошлины не потребуется (НК ст.333.36 п.1 пп.15). Не платится пошлина и по заявлению об алиментах с родителей (НК ст.333.36 п.1 пп.2; ГПК ст.29 п.3 и ст.24). Разбирательство в суде происходит в течение 2х месяцев (ГПК ст.154, ст.6.1). При рассмотрении дела должны присутствовать прокурор и орган опеки (СК ст.73).

Кто может подать исковое заявление об ограничении родительских прав?

Суд может быть инициирован одним из родителей, ближайшими родственниками ребёнка, органами попечительства и опеки, руководителями детских учреждений (воспитательных дошкольных, образовательных, медицинских), Прокуратурой (СК ст.73). Второй родитель может подать встречный иск. В такой ситуации рассмотрение дела серьёзно пролонгируется.

Может ли суд отказать в иске?

Отказ возможен при неправильном составлении иска и необоснованности исковых претензий. При таком раскладе органам опеки предлагается ещё раз более тщательно провести проверку и объективно оценить состояние ребёнка и условий его проживания.

Документы

  • детское свидетельство о рождении;
  • характеристика на ребёнка из детского учреждения с указанием роли и участия родителей в образовательном и воспитательном процессе;
  • свидетельство о брачном состоянии супругов (о браке или о разводе);
  • характеристика с работы или по месту проживания;
  • выписка с л/с и из домовой книги;
  • документы из полицейского участка о нарушениях и уклонении от родительских обязанностей (акты участкового или инспектора, работающего с несовершеннолетними);
  • справка о задолженности по алиментам;
  • акт органа опеки о состоянии ребёнка и условиях его проживания;
  • медзаключение психолога и/или психоневролога о состоянии ребёнка.

Правовые последствия

Ограничение родительских прав и отбирание ребёнка – мера временная, не означающая лишения прав.

Ограничение в правах не означает ограничение в обязанностях.

По этой причине в судебном порядке с родителей взыскиваются алименты на содержание малыша в течение всего срока его проживания в разлуке с мамой/папой.

Родитель лишается участия в жизни ребёнка, льгот и пособий. Он не уполномочен представлять его и защищать интересы.

Встречи и телефонные разговоры с ребёнком на протяжении установленного судом срока могут быть исключительно с согласия второго родителя (если он сохранил свои права), временного опекуна или администрации детского учреждения, где ребёнок будет содержаться.

Разумеется, мнение/желание самого малыша при этом тоже будет учтено. Общение с чадом возможно (допустимо), но не обязательно. В таком праве «опальному» родителю может быть отказано лицом, представляющим ребёнка.

Родитель, ограниченный в правах, не может воспитывать не своих детей, то есть не имеет права усыновлять и опекать.

Родитель сохраняет лишь имущественные права, он их утратит лишь в случае лишения прав родителя.

За ребёнком сохраняются все собственнические и имущественные (в том числе наследственные) права, жилая площадь.

Отличаются ли последствия для матери и отца?

Отличий для матери и отца в последствиях ограничений родительских прав не существует.

Оба родителя в одинаковой степени ощутят на себе суровость вынесенного приговора.

Установленные судом ограничения серьёзно отличаются от последствий лишения родительских полномочий: в последнем случае родитель утрачивает абсолютно все права в отношении своего чада, равно как и его самого.

Снятие ограничений происходит также в суде после ликвидации причин, спровоцировавших наложение столь жёстких санкций. Следует иметь в виду, что после снятия родительского ограничения ребёнок не обязательно вернётся в семью. Данный вопрос останется на усмотрение суда, будет решаться отдельно и в интересах несовершеннолетнего.

Решение суда о наложении ограничений на родителя(-ей) и их снятии в течение трёх дней фиксируются в ЗАГСе.

Образец иска

Исковое заявление обязательно должно содержать:

  • полные данные подателя заявления с указанием паспортных сведений и места проживания;
  • максимально полные данные об ответчике, обязательно должны быть указаны ФИО и регистрация (или фактическое проживание);
  • полное название суда;
  • полное название и местонахождение органа опеки;
  • полное название и местонахождение прокуратуры.

В теле искового заявления в обязательном порядке должна содержаться подробная информация:

  • в чём именно нарушаются интересы и права ребёнка, чем создаётся угроза его жизни и здоровью;
  • опишите ситуации, когда проявлялась ответственность (безответственность) родителя, опишите его участие (безучастие) в вопросах воспитания, учёбы, здоровья, отдыха малыша, его поведение, долю материальных вложений, усилия по созданию условий жизни ребёнка и пр.;
  • докажите фактами обоснованность требований ограничить родителя в правах;
  • назовите свидетелей, которые могут в суде подтвердить факты;
  • подчеркните требования лишить родителя прав и взыскать с него алименты на содержание малыша;
  • перечислите прилагаемые документы;
  • скрепите заявление собственной подписью и проставьте дату.

Представители органа опеки и прокуратуры должны ознакомиться с заявлением заранее, чтобы составить в письменном виде своё мнение и заключение. Их выводы будут рассматриваться и учитываться в ходе заседания.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector