Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Организационная работа в кружке

Кружок — важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации деятельности групп учащихся. Кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности. Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую-то вещь, овладеть определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов керамических изделий, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских гончаров.

Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также органы самоуправления — староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств, способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.

В деятельности кружков должна осуществляться не только преемственность занятий из года в год, но и, по выражению А.С.Макаренко, “преемственность поколений”, т.е. сохранение традиций и дружбы между старшими (по времени занятий) и младшими членами кружка.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, то есть проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий [20].

Для того чтобы заинтересовать детей, руководитель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку, рассказать историю. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно занятие.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов. С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. После работы по образцам начинается творческая работа учащихся. У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они впоследствии и воплощают в данном материале. Чтобы дети в процессе работы над заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил. В конце первого года занятий рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри- руководитель кружка.

Читайте также:  Куда стоит вложить деньги в 2018

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Это создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно, в свободное время.

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям новых и новых школьников.

Тема 2.

Значение и основные формы внеурочной работы

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ КРУЖКОВ

Организация работы кружка

Кружок – основная форма систематической внеклассной работы по физике и технике.

Содержание работы кружка определяют двумя способами:

1) По программе, которая сопутствует основному курсу (как правило, в 7-9 классах).

2) По вопросам, которые интересуют учеников.

Если кружка (этого) еще не было в школе, то перед его созданием вешают объявление и проводят анкетирование.

Примерные вопросы анкеты:

1) Какие вопросы по физике тебя больше всего интересуют?

2) Каким видом деятельности ты хотел бы заниматься в кружке (готовить и делать доклады, ставить опыты, собирать приборы, конструировать, ремонтировать приборы, ходить на экскурсии (нужное подчеркнуть) и другое _____________________________________________ )?

3) Какие научно-популярные книги и статьи ты читал по интересующей тебя проблеме?

4) Какие вообще научно-популярные книги и статьи, журналы по физике и технике ты читал?

Число членов кружка 12-15 человек. Если желающих много, то кружок делят на секции. В месяц обычно 2 групповых занятия (по расписанию) и 2 индивидуальных. В 7-8 классах по 1 ч; 9-11 по 1,5-2 ч, для практических – 1-3 ч. В дни каникул и подготовки массовых мероприятий – дольше.

В целях преемственности лучше комплектовать кружок из учащихся разных классов.

Всю организационную работу в кружке учитель обычно осуществляет через выборные органы самоуправления. На первом организационном собрании кружковцев выбирают председателя (старосту), его заместителя, ответственных за хранение и выдачу инструментов и материалов, председателей секций, редколлегию научно-технического бюллетеня. В начале учебного года на общем собрании рассматривают и утверждают годовой план работы кружка, который обычно имеет два раздела:

1) групповые и индивидуальные задания (доклады, рефераты, исследования);

2) массовые мероприятия (вечера, конкурсы, недели физики).

Ведущая тема кружка должна быть перспективной и иметь общественно-полезное значение. Если основную тематику предлагает учитель, то резервные часы посвящают проблемам, которые интересны школьникам (и наоборот).

Примерное тематическое планирование кружка «Физика вокруг нас

(8 класс)

План:

2) физика в природе;

3) среди книг, журналов, справочников;

4) рассказы о физиках;

5) физический эксперимент;

8) механическое движение;

9) просмотр научно-популярного или учебного кинофильма;

11) масса и плотность;

12) вес, невесомость, перегрузки;

14) по выбору учащихся;

15) смотр работ кружковцев (на зимних каникулах);

16) физика и техника;

17) просмотр научно-популярного или учебного кинофильма;

18) физика в моей профессии;

19) давление твердого тела;

20) давление жидкости и газа;

21) сообщающиеся сосуды;

22) атмосферное давление;

23) обобщающее занятие;

24) плавание тел;

25) по выбору учащихся;

26) подготовка к физической декаде;

28) экскурсия на предприятие;

29) работа и мощность, простые механизмы;

30) смотр работ кружковцев.

Кружок «Тепловые явления»
(8 класс)

1) Организационное (занимательные опыты по теплоте).

2) Экскурсия на тему «Тепловые явления в природе, жизни человека и животных» (развить умение наблюдать, показать всеобщность физических закономерностей).

3) Выпуск стенгазеты или альбома по материалам экскурсии.

4) В мире книг (развить кругозор, умение ориентироваться в литературе, новостях науки и техники).

5) Виды теплопередачи и их использование в технике (показать применение законов физики, единство живой и неживой природы).

6) Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении (убедить, что физические формулы – основа многих инженерных расчетов, а физика – база техники).

7) Энергия топлива. Основы теплоэнергетики (познакомить с одной из важнейших отраслей современной энергетики; дать представление об успехах нашей страны в этой области и о намеченных планах. Показать связь физики, географии, геологии, экономики в решении проблем энергетики).

Читайте также:  Куда подать жалобу на нотариуса

8) Закон сохранения и превращения энергии (на основе развития представлений о фундаментальных физических законах, их всеобщности сформировать элементы диалектико-материалистического мировоззрения).

9) (10) Подготовка к проведению вечера «Закон сохранения и превращения энергии».

11) (12) Плавление и отвердевание, испарение и конденсация (развить навыки постановки физических экспериментов; показать использование физических закономерностей на практике).

13) Просмотр научно-популярного или учебного кинофильма о тепловых двигателях (развить умение смотреть научно-популярный фильм, составлять план увиденного).

14) Тепловые двигатели и их использование в народном хозяйстве (воспитать чувство патриотизма на основе знакомства с достижениями нашей страны в области создания и использования тепловых двигателей).

15) Беседы об ученых и изобретателях, работавших в области тепловых явлений – М.В.Ломоносове, И.И. Ползунове, Р. Дизиле и нашем современнике П.Л.Капице (развить представление о прогрессе науки и техники; воспитать патриотические чувства школьников).

16) «Мы обслуживаем мир тепла и холода» (встреча с представителями производств) (профессиональная информация для учащихся).

17) Заключительное занятие.

Кружок «Звуковые явления»
(8 класс)

1) Введение. Звук. Получение звука. Звуки громкие и тихие, высокие и низкие (демонстрации: колебания упругих пластин. Колебания камертона, струны).

2) Распространение звука в различных средах. Проводники звука (демонстрации: тиканье будильника под стеклянным колпаком, из-под которого откачивают воздух).

3) Лабораторная работа: изготовление «телефона» из ниток и спичечных коробок. «Колокольный звон» из столовой ложки, подвешенной на нитях.

4) Отражение звука, эхо, исследовательская работа по изготовлению рупора.

5) Тон, высота тона, частота звука (наблюдение с помощью стробоскопа колебаний струны щипкового инструмента).

6) Как слышит ухо? Влияние шума на организм человека (демонстрации: модель органа слуха).

7) Неслышимые звуки (ультразвуки, инфразвуки). Форма работы: сообщения учащихся.

8) История развития техники записи и воспроизведения звуков (демонстрации: запись камертоном на закопченной стеклянной пластинке звуковой дорожки. Рассматривание через лупу звуковой дорожки на грампластинке).

9) Понятие об устройстве и принципах работы электропроигрывателя.

10) Физические принципы магнитной записи звука.

11) Устройство и принцип действия магнитофона.

12) Современные технологии записи звука.

13) Звуковой резонанс. Резонанс в технике. Опыты с камертонами, маятниками.

14) Практическая работа по изготовлению «бутылкофона» (зависимость высоты тона от частоты колебаний).

16) Смотр работ кружковцев.

17) Итоговое занятие.

При организации кружка для начинающих надо учитывать, что ученики еще не имеют устойчивого интереса к предмету и располагают ограниченным багажом теоретических знаний и практических навыков. Для развития интереса к физике можно организовать кружок, содержание программы которого не дублирует программу основного курса, знакомит учащихся с такими явлениями, которые не изучаются на первой ступени обучения физике, хотя они часто встречаются в практической жизни и вызывают большой интерес школьников. Таким образом, физический кружок явится ступенью подготовки учащихся к сознательному выбору факультативного курса.

Цели физического кружка для начинающих:

1) Привить любовь к физике.

2) Выявить интересы отдельных учеников.

3) Дать всем кружковцам минимум умений и навыков для дальнейших внеклассных занятий по физике.

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 451 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_kruzhkovoy_raboty_v_dou.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Планирование и организация кружковой работы

воспитатель Юлбарисова Л.М.

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Читайте также:  Как накопить очень много денег

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

  1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
  2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми

— Образовательной программой ДОУ,

— Положением о кружке

— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)

— Планом работы кружка на год,

— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  1. Изучение нормативно-правовой базы.
  2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  4. Разработка (подбор) программы кружка.
  5. Разработка плана кружка на учебный год.
  6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
  7. Реализация плана работы кружка на практике.
  8. Анализ результативности работы кружка.
  9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

— Фронтальные занятия (групповые)

— Участие в различного уровня конкурсах

— Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

— Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности:

Социально — личностное развитие

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

— интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

— нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)

Схема разработки программы кружковой работы.

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
  3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
  4. Учебно-тематическое планирование
  5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
  6. Список литературы
Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector