Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Организация стопхам это законно

Думаю, многие из нас задавались вопросом о законности действий активистов движения «СтопХам».

Ниже приводится официальный ответ ГУ МВД РФ по г. Москве на данный вопрос.

Итак, Главное управление МВД РФ по городу Москве указало на то, что действия активистов движения «СтопХам» могут расцениваться как нарушение норм действующего законодательства и подпадать под ответственность, предусмотренную статьями КоАП РФ:

7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества)
19.1 (самоуправство)
20.1 (мелкое хулиганство)

Кроме того, по данным www.autosaratov.ru следует отметить возможные нарушения Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 2 данного Федерального закона, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, в соответствии с п. 4 ст. 2 данного Федерального закона классифицируется как демонстрация.

Порядок организации и проведении публичного мероприятия регламентирован второй главой данного Федерального закона. За нарушение требований данного закона, предусмотрена административная ответственность.

Самое основное на что стоит обратить внимание – это на ответственность, предусмотренную ст. 20.2 КоАП РФ, то есть за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Ответственность варьируется от административного штрафа в размере 10 000 рублей, до 1 000 000 рублей.

Кроме того, стоит обратить внимание и на ответственность, предусмотренную ст. 20.2.2 КоАП РФ – то есть за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. В данном случае будет усматриваться организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В том числе заслуживает особого внимания и Федеральный закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», в соответствии с п. 1 ст. 3 которого, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Общие требования к рекламе, регламентированы статьёй 5 данного Федерального закона.
Все помнят, что на наклейках всегда присутствует название данного общественного движения, при это оно чётко читается и специально выделено белым текстом на красной поверхности, поэтому данную наклейку можно расценивать как рекламу соответствующего общественного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 данного Федерального закона, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. В соответствии с частью 5 данной статьи реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Рассматриваемым Федеральным законом также предусмотрена и ответственность за нарушение его положений, так, в соответствии с ч. 1 ст. 38 нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с частью 2 данной статьи, лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Кроме того, частью 4 данной статьи предусмотрено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (примечание: ст. 14.3, ст. 14.38 КоАП РФ).

Помимо изложенного, необходимо обратить особое внимание и на требования Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утверждённых Постановлением правительства РФ № 1090 от 23.10.1993. Так, в соответствии с п. 7.3 запрещается эксплуатация транспортного средства, если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. За это, как ни странно, предусмотрена административная ответственность по ст. 12.15 КоАП РФ.

Отметим, что в случае нарушения правил дорожного движения при остановке своего транспорта, ни один уважающий себя и окружающих человек не будет это делать из «наплевательских» побуждений к обществу, мы всегда переживаем, что можем кому-то помешать. Некоторые и вовсе испытывают серьёзные душевные переживания по поводу нарушения ими правил дорожного движения. Это говорит о том, что нам не наплевать на всех и мы не паркуемся где хотим, то есть то «клемо», которое вешают активисты рассматриваемого общественного движения, фактически унижает честь и достоинство владельца автотранспортного средства.

Читайте также:  Можно ли вернуть бад в аптеку

Поэтому необходимо помнить, что Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена соответствующая норма – ст. 152 ГК РФ, защита чести, достоинства и деловой репутации, в соответствии с которой все, чьи честь, достоинство и деловая репутация нарушены, могут обращаться в суды с соответствующими исковыми заявлениями.

Как же себя вести при встрече с активистами рассматриваемого общественного движения:
1. Незамедлительно сообщите сотрудникам полиции о месте, где собрались люди с наклейками/листовками и скорее всего нарушают Федеральный закон № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
2. Начните фиксировать действия данных лиц на фото/видео аппаратуру;
3. Ни в коем случае не вступайте с ними в спор, только сообщите о том, что Вы не согласны с их действиями и просите больше не нарушать Ваш покой и требования действующего законодательства;
4. Ни в коем случае не вступать в споры и не ругайтесь с ними;
5. Если на Ваш автомобиль наклеили соответствующую наклейку, зафиксируйте это, напишите заявление в полицию о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 167 УК РФ, это нужно только для того, чтобы были установлены и опрошены все лица, причастные к правонарушениям. Так как уголовного дела по ст. 167 УК РФ не возбудят, в связи с отсутствием состава преступления, будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но это и хорошо. Теперь Вы вправе ознакомиться с материалами проверки и выписать себе все данные тех лиц, которые Вам нужны для обращения в суд с заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Это самый краткий список действий, направленных на защиту нарушенных прав. Не нужно забывать и всё то, что указано ранее по административной ответственности за те или иные действия. Требуйте от сотрудников полиции привлечения виновных к предусмотренной законом ответственности, ну и сами будьте готовы возможному привлечению к административной ответственности за допущенные нарушения правил дорожного движения.

Юридическая помощь на дороге

Представительство в судах Новосибирска и области. +7 (923) 222-02-00

СтопХам в вопросах и ответах

В последнее время очень много вопросов по деятельности СтопХама, поэтому решил собрать все в одном месте.

1. Правда ли, что СтопХам запретили?

Не совсем. В г. Москве была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «Стоп Хам». По решению суда ее деятельность как организации была прекращена в связи с непредоставлением ежегодной отчетности. С практической точки зрения это ни на что не влияет: во-первых, никто не мешает зарегистрировать хоть завтра новую организацию под названием СтопХам-2. Во-вторых, ничто не мешает продолжать заниматься своей деятельностью в частном порядке, без какой-либо организации, как это делалось с 2010 по 2012 год (именно в 2012-м была зарегистрирована организация).

2. Законно ли приставать к водителям и требовать перепарковаться?

В целом — да, законно. И здесь никакие возражения в духе «вы же не полиция, вы не имеете права ко мне обращаться» не работают. Статьей 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за мелкое хулиганство, а именно «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Нецензурной бранью стопхамовцы не ругаются, да и требование соблюдать закон — явно не неуважение к обществу, а как раз наоборот. Про повреждение имущества будет дальше.

3. Законно ли клеить наклейки на лобовое стекло?

Нет, не законно. В соответствии с п. 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, эксплуатация ТС запрещается в случае, на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Таким образом, наклейка ухудшает потребительские свойства автомобиля и делает невозможным его эксплуатацию. Для восстановления потребительских свойств автомобиля его владелец должен очистить стекло. При этом если наклейка держится, что называется, на соплях, то никаких проблем нет. А вот если она отклеивается тяжело, то владелец вынужден нести расходы: от приобретения какого-нибудь растворителя и вплоть до эвакуации машины на автомойку. Эти расходы — ничто иное как убытки (в полном соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ). Убытки — это частный случай вреда. Таким образом, налицо повреждение стопхамовцами чужого имущества.

4. Какую ответственность стопхамовцы могут понести за наклеивание наклеек?

В данном случае можно рассмотреть вопрос о трех видах ответственности: гражданской, административной и уголовной. Гражданская ответственность заключается в возмещении причиненных убытков. Она наступает лишь по инициативе потерпевшего (полиция за вас ничего делать не будет). То есть потерпевший (владелец машины) собирает доказательства своих убытков (чеки на растворитель, тряпки, эвакуатор, автомойку и т.д.), доказательства причинения вреда конкретными лицами и подает иск в суд. Бонусом можно потребовать компенсацию морального вреда и возмещение упущенной выгоды (например, вы работаете таксистом и у вас пропало полдня). Некоторые проблемы возникнут с установлением надлежащего ответчика: то ли это организация действует, то ли просто физические лица. Да и паспорт свой они вам показывать не обязаны. В общем, пока я не знаком со случаями подачи подобных исков. Хотя в целом, при наличии доказательств произошедшего, дело выигрышное.

Читайте также:  Незаконный сбыт холодного оружия

Административная ответственность может наступить по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Для этого нужно привлекать полицию и делать за нее половину работы (в частности, собирать доказательства причинения ущерба). Ответственность — вплоть до ареста на 15 суток. В качестве бонуса у вас, как потерпевшего, будет право знакомиться с материалами дела и узнать паспортные данные стопхамовцев, что облегчит задачу с подачей гражданского иска. Также ответственность может наступить по ст. 7.17 КоАП РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества). Штраф до 500 рублей.

Наиболее суровая ответственность, которая может наступить, — уголовная. В соответствии со ст. 167 УК РФ умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, влечет наказание вплоть до лишения свободы на 2 года, а если деяние будет квалифицировано как совершенное из хулиганских побуждений, — до 5 лет. Разница с административной ответственностью заключается в необходимости доказать наличие значительного ущерба (определяется с учетом его имущественного положения, но не менее 2500 рублей, что для Москвы вполне реально, особенно если имела место эвакуация).

5. Имеют ли право стопхамовцы снимать на камеру меня и мою машину?

Да, имеют. Никакого запрета нет ни в Конституции, ни в законах. Но есть нюанс (см. следующий вопрос)

6. Имеют ли право стопхамовцы публиковать в Интернете видео со мной и моей машиной?

Фото/видео машины можно публиковать без проблем, и отговорки в духе «это моя собственность, я запрещаю» ничем не помогут. Право собственности позволяет вам пользоваться, владеть и распоряжаться вещью, но не позволяет ограничивать другое лицо пользоваться своим фотоаппаратом. Что касается лично вас, то на помощь приходит ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина». Согласно этой статье по общему правилу обнародование и дальнейшее использование (не само фотографирование, а именно обнародование!) изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. То есть вы как гражданин вправе запретить обнародовать видео с вашим участием. Однако есть исключения. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Оба этих исключения работают на пользу стопхамовцам. Во-первых, они могут указать, что используют изображение в общественных интересах (борьба с правонарушениями и сбор доказательств). И, по большому счету, будут правы. Во-вторых, они могут указать, что изображение получено в общественном месте и вы не являетесь основным объектом на нем. К сожалению, что понимать под основным объектом, — вопрос крайне дискуссионный. Однако в целом перспективы выиграть у стопхамовцев суд за то, что они без разрешения разместили видео с вашим участием, близки у нулю. А, ну и самое главное. Никакое «право на частную жизнь» и «право на личную жизнь», которыми оперируют герои роликов, тут не при чем. В публичном месте (на улице) жизнь публичная.

7. Имеют ли право стопхамовцы стоять на тротуарах и тормозить едущие там машины?

На тротуаре стопхамовец — обычный пешеход. Он имеет право ходить, стоять, лежать и т.д. По тротуарам в некоторых случаях допускается движение транспортных средств (например, при отсутствии других возможностей подъезда), однако при этом должна быть обеспечена безопасность движения. При этом, разумеется, нужно понимать, что не всегда нарушение ПДД признается административным правонарушением. Например, в КоАП РФ имеется понятие крайней необходимости. Водитель может объезжать пробку по тротуару, к примеру, из-за того, что везет в больницу человека в критическом состоянии (не обязательно на скорой). Очевидно, что в таком случае мешать ему нельзя, т.к. подобное «мешание» может в дальнейшем привести к смерти человека.

8. На меня прыгнул стопхамовец сам, я не виноват. Должен ли я ждать гаишников?

Да, должны. Независимо от того, чья вина в произошедшем, в случае причинения какого-либо ущерба (да хотя бы рубашка порвалась) или вреда здоровью (царапины достаточно) произошедшее будет квалифицировано как ДТП. Соответственно, за оставление места ДТП водителю грозит наказание в виде лишения права управления или ареста.

9. Стопхамовцы утверждают, что я еду по тротуару, а я считаю, что это прилегающая территория. Кто прав?

К сожалению, ПДД не дают однозначного ответа на этот вопрос. На практике отличить тротуар от прилегающей территории бывает крайне сложно: иногда одно плавно перетекает в другое. Чтобы разобраться, необходимо запросить в мэрии схему организации дорожного движения, но это ведь будет «потом», а разбираться нужно сейчас. Пожалуй, единственное, что можно посоветовать, — не ездить по местам, вызывающим сомнение, особенно если там ходят пешеходы и имеется другой проезд.

«СтопХам»
Тип Общественное движение
Год основания 2010 год
Основатели НАШИ
Расположение Москва, Россия (главное управление)
Ключевые фигуры Дмитрий Чугунов
Сфера деятельности Гражданский активизм
Пожертвования 6 миллионов рублей
(2014 г.) [1]
Число добровольцев более 100 человек
Слоган Мне плевать на всех — паркуюсь, где хочу
Сайт stopxam.tv

«СтопХам» — общественное движение и НКО, позиционирующая себя как федеральный проект и выступающая против хамства и нарушений водителями транспортных средств правил дорожного движения. Была образована в 2010 году в Москве. Последователи движения имеются не только в целом ряде городов России, но также на Украине, в Молдавии, в Белоруссии и Грузии.

Читайте также:  Лечение зубов пенсионерам мвд

21 марта 2016 года НКО была ликвидирована решением Московского городского суда по требованию Министерства юстиции. 2 сентября 2016 года Верховный суд РФ отменил решение о ликвидации НКО [2] .

В сентябре 2018 г. Мосгорсуд по требованию Минюста снова ликвидировал НКО [3] .

Содержание

Описание [ править | править код ]

Проект был основан в 2010 году в качестве одной из федеральных программ молодёжного движения «Наши», существовавшей в проекте «НАШИ-2.0», под руководством комиссара движения Дмитрия Чугунова. В июле этого же года существовавший в рамках молодёжного движения «Сталь» проект был впервые представлен на форуме Селигер и устно одобрен министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым [4] .

В качестве основной цели общественного объединения декларируется борьба с нарушением правил дорожного движения и пренебрежением к окружающим со стороны его участников: парковка в неположенном месте, самозахват городской земли для парковок, использование тротуаров для передвижения на автомобиле и т. п. Участники акции ищут неправильно припаркованные автомобили, создающие помехи для окружающих и, при наличии в автомобиле водителя, обращаются к нему с просьбой перепарковать автомобиль в соответствии с ПДД. В случае отказа либо при отсутствии водителя на лобовое стекло автомобиля с пассажирской или водительской, а нередко и на боковые или задние стёкла приклеивается круглая наклейка с текстом «Мне плевать на всех — паркуюсь, где хочу» (знаки препинания на наклейке отсутствуют). Процесс, нередко сопровождающийся со стороны водителей оскорблениями и попытками подраться с активистами, требующими прекратить правонарушение, снимается на видеоносители (телефоны, камеры), после чего активисты проекта монтируют видеоролики, которые выкладывают в Интернет: на YouTube, ВКонтакте и на официальный сайт движения. Альтернативно, активисты также встают у выездов с тротуара и «ловят» любой проезжающий там автотранспорт, клея наклейки тем водителям, которые не останавливаются и едут специально на участников движения, или же отказываются сдать назад.

По опросу, совершённому на территории России в марте 2014 года, около 52 % россиян в возрасте от 20 до 60 лет поддержали движение; ещё 24 % отнеслись к нему нейтрально, 17 % его не поддержали, и 6—7 % не знали о его существовании или же затруднялись ответить. [ источник не указан 200 дней ]

31 мая 2014 года руководитель проекта СтопХам комиссар движения «Наши» Дмитрий Чугунов в направлении развитие общественного контроля избран членом Общественной палаты РФ 5-го состава, получив в интернет-голосовании 21883 голосов [5] [6] . Впоследствии руководство проекта было временно возложено на его сторонника Кирилла Бунина, но в данный момент Чугунов опять вернулся к должности непосредственного руководителя.

Между тем МВД уже не раз давало оценку действий активистов «СтопХам». Согласно этой оценке, действия активистов движения «СтопХам» могут расцениваться как нарушение норм действующего законодательства и подпадать под ответственность, предусмотренную статьями КоАП РФ:

7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества) 19.1 (самоуправство) 20.1 (мелкое хулиганство)

Министр МВД Карелии Василий Кукушкин так же отмечает, что активисты снимают свои акции на видео и размещают отчеты в интернете без согласия автолюбителей, что "может нести в себе признаки состава преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». [7] [8] [9]

Ликвидация юридического лица [ править | править код ]

Межрегиональная общественная организация содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам» ликвидирована 21 марта 2016 года решением Московского городского суда по требованию Министерства юстиции. При проведении федерального государственного контроля ГУ выявило в деятельности организации неоднократные грубые нарушения законодательства в плане отчётности, после чего в 2015 году обратилось в Московский городской суд с заявлением о ликвидации организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. 12 октября 2015 года суд удовлетворил исковые требования ГУ. Решение не было обжаловано. В связи с этим в порядке, предусмотренном действующим законодательством, сведения об организации 21.03.2016 исключены из Единого государственного реестра юридических лиц [10] [11] .

Отмена ликвидации решением Верховного суда РФ [ править | править код ]

2 сентября 2016 года ВС РФ отменил ликвидацию НКО «СтопХам», удовлетворив апелляционную жалобу представителей движения Юридической компании Law & Wise, настаивавших, что их не уведомляли о заседании суда, на котором был рассмотрен иск Минюста о ликвидации [12] . Спустя месяц Минюст отказался от требования ликвидировать движение, так как ответчик устранил выявленные нарушения [13]

В сентябре 2018 г. Мосгорсуд по требованию Минюста снова ликвидировал НКО. На обжалование решения даётся месяц [3] [14] .

«Стопхам» на телевидении [ править | править код ]

27 августа 2012 года на канале «ТВ Центр» начал документальный цикл «Городские войны». Создатели проекта исследуют проблемы и конфликтные ситуации столицы, связанные с дорожным движением, и пытаются их решить. Ведущим цикла стал федеральный координатор общественного объединения «СтопХам», комиссар — Дмитрий Чугунов [15] .

С 2014 года выпуски «Стопхам» выходят на юмористическом канале «Юмор BOX» [16] .

Финансирование [ править | править код ]

В 2013 году в рамках президентских грантов «СтопХам» на свою деятельность получил 4 миллиона рублей [1] [17] . В 2014 году в рамках президентских грантов «СтопХам» на свою деятельность получил 6 миллионов рублей [18] . Одним из основных источников доходов являются поступления от программы монетизации (вознаграждения авторам видеозаписей) интернет-ресурса YouTube, где активисты размещают смонтированные видеозаписи проводимых мероприятий. [ источник не указан 200 дней ]

Критика [ править | править код ]

В 2013 году, Владимир Путин, пообщавшись с активистами движения на форуме «Селигер», отметил [19] [20] :

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector