Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Организация поста охраны в школе

Согласно статьям 41 и 42 "Закона об образовании РФ", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

Безопасность образовательного учреждения — система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга.

Противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры: приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.); обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара; приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации; устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами.

Согласно методическим рекомендациям Минобразования по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ, образовательное учреждение должно отвечать следующим требованиям:

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Согласно федеральному закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", охранники не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику. Исключением могут быть только случаи, когда подросток оказывает вооруженное сопротивление или совершает групповое нападение, угрожающее жизни охранника или охраняемому имуществу. Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух, которые совершаются для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. При этом правоохранительные органы должны быть оповещены о любом факте применения оружия.

Сотрудник ЧОП должен быть всегда на связи с местным отделом внутренних дел. Руководители охранных предприятий должны постоянно оповещать своих сотрудников о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта (школы). Родительские комитеты или попечительские советы, выделяющие средства на платную охрану школы, имеют право контролировать качество услуг "чоповцев".

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. В крупных российских школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах.

Читайте также:  Клевета статья частного обвинения

Проверка готовности образовательного учреждения к началу учебного года проводится в каждом субъекте РФ местными органами управления образованием. Требования по безопасности регламентированы нормативно-техническими документами (НТД). Основные мероприятия по безопасности, сроки их выполнения и ответственность определяются в приказах и распоряжениях руководителя образовательного учреждения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дата: 01.03.2019. Категория: Статьи Теги: Охрана объектов Просмотров: 757

Организация охраны в общеобразовательной школе – комплексная задача, которая в нашей стране, как правило, делегируется частным охранным предприятиям. Система безопасности учебного учреждения имеет свою специфику и требует профессионального подхода, при котором будут учтены особенности объекта, режим его функционирования и другие параметры, прямо или косвенно влияющие на безопасность детей и персонала школы.

Тщательное планирование и организация комплексной системы охраны, внедрение пропускного режима, обеспечение порядка на территории – всё это используется в качестве базовых мер безопасности школы. При разработке защитных мероприятий сотрудники ЧОПа обязательно учитывают, что угроза теракта в образовательном учреждении выше, чем на многих других объектах. Поэтому традиционный пост охраны – минимально необходимая, но недостаточная мера безопасности, особенно для школ, расположенных в регионах с неблагополучной криминогенной обстановкой.

Несмотря на это, частый вопрос, возникающий у обывателя: «Есть ли реальная необходимость в привлечении ЧОПа для охраны школы?» Учитывая немалую стоимость услуг таких компаний, многие учебные заведения (особенно в регионах) решают эту задачу своими силами. Есть стереотипное мнение, будто со всеми вопросами безопасности может справиться обычный вахтёр или сторож. Практика не раз показывала, что эффективная система безопасности может быть реализована только с привлечением подготовленных специалистов с соответствующими навыками. При выборе исполнителя рекомендуем отдавать предпочтение состоявшимся авторитетным ЧОПам, имеющим опыт организации подобных охранных мероприятий, или вневедомственной охране при ОВД.

Специфика охраны школы

Внедрение системы безопасности общеобразовательной школы начинается с создания концепции, которая ориентирована на базовую задачу – защиту детей. Это выставляет особые требования как к режиму охраны, так и к предпринимаемым охранниками мерам. Концепция безопасности общеобразовательных учреждений подразумевает решение ряда задач, а именно:

  • контроль порядка и соблюдения внутренних правил, действующих в школе;
  • охрана жизни и здоровья детей, учителей и персонала от любых посягательств изнутри и извне;
  • охрана материальных ценностей и собственности школы, учеников, учителей и персонала.

Разрабатываемая специалистами частной фирмы концепция безопасности в обязательном порядке согласовывается с директором школы и должностными лицами, которые отвечают за безопасность в школе. При наличии в учебном учреждении начальника службы безопасности (что на практике бывает очень редко) ЧОП налаживает тесное взаимодействие с ним. Если же в школе не предусмотрена такая должность, то эти функции берёт на себя начальник охраны объекта, являющийся сотрудником ЧОПа. При этом должны быть выработаны такие механизмы взаимодействия, которые сделают систему безопасности максимально эффективной. Начальник охраны налаживает контакт с замдиректором, социальным педагогом и школьным психологом. Это необходимо, чтобы охрана имела объективную картину, что происходит в школе, какие отношения складываются между учащимися и какие риски актуальны для конкретного учебного заведения в данный момент.

Не секрет, что в общеобразовательных школах сами ученики нередко являются источником опасности друг для друга. Речь идёт не только о нарушениях внутреннего распорядка и внутриобъектного режима, но и об административных правонарушениях и даже уголовных преступлениях. В частности, такое явление как буллинг (травля) нередко приводит к конфликтам с нанесением физических увечий, которые могут быть классифицированы как телесные повреждения средней тяжести. Поэтому в задачи охраны входит не только патрулирование территории и соблюдение пропускного режима, но и контроль безопасности каждого отдельного ученика. При этом охранники не должны вмешиваться в педагогический процесс, а вступать в дело только в том случае, если ученикам грозит реальная опасность.

Читайте также:  Образец официального бланка ип

Ещё одна актуальная проблема, которая обязательно должна учитываться ЧОПом при внедрении системы безопасности, заключается в том, что сами педагоги редко заботятся о безопасности, что приводит к печальным последствиям. Поэтому одна из задач начальника охраны объекта – наладить работу с учителями через завучей и других должностных лиц во избежание эксцессов. В ситуации, когда персонал общеобразовательных школ не готов и не желает участвовать в обеспечении безопасности объекта, эти задачи полностью ложатся на охранное предприятие.

Внедрение эффективной системы защиты школы должно сопровождаться введением соответствующих норм и правил через официальную документацию. В документах подробно прописываются базовые положения, описывающие меры охраны объекта, действующий внутриобъектовый режим и порядок функционирования отдельных элементов системы безопасности. В список обязательной документации входит наблюдательное дело. Также должны быть составлены:

  1. Положение о пропускном и внутриобъектном режиме.
  2. Инструкции для персонала относительно реализации действующего режима безопасности.
  3. Информация для учащихся и работников общеобразовательной школы относительно функций службы охраны.

Организация постов охраны и других мер безопасности

Посты охраны являются базовыми элементами системы безопасности любого учебного заведения. При организации постов охраны специалисты выявляют зоны повышенной опасности, где и устанавливаются опорные пункты. Весь объект распределяется на зоны, которые классифицируются по уровню опасности. Сюда входит: периметр и территория школы, периметр здания, внутренние помещения.

В школе могут быть задействованы следующие меры безопасности:

  • стационарный пост охраны на входе;
  • система видеомониторинга;
  • патрулирование здания и территории;
  • система контроля и управления доступом;
  • охранная сигнализация;
  • опечатывание помещений и др.

Рекомендации по охране школы

Что касается количества и состава охраны, то эти параметры зависят от размера объекта и численности учащихся. Ниже представлены рекомендации, на которые ориентируются ЧОПы:

1. В учреждениях, где учится менее 500 человек, задействуется 1 старший смены, 1 оператор видеомониторинга и 2 патрульных. При большем числе учащихся количество задействованных сотрудников должно быть пропорционально увеличено.

2. Охранник должен нести службу в режиме сутки через трое. Каждый чоповец, заступивший на службу, имеет право на 4-часовой отдых в ночное время.

3. В качестве патрульных рекомендуется отдавать предпочтение женщинам-охранникам, так как они отличаются повышенной внимательностью в отношении детей и лучше ориентируются в особенностях детской психологии. На стационарном посту охраны предпочтительней разместить физически подготовленных мужчин, которые смогут оказать сопротивление нарушителям порядка. При этом сотрудники ЧОПа, задействованные для охраны общеобразовательных школ, не должны иметь вредных привычек.

4. Перед тем, как заступать на службу, охранники должны пройти специальную подготовку для корректного обращения и коммуникации с детьми. Высокую отдачу показывает инструктаж, проведенный инспектором полиции по делам несовершеннолетних. В идеале начальник охраны должен активно взаимодействовать с инспектором, чтобы знать обо всех правонарушениях, совершенных подростками в непосредственной близости от учебного заведения.

Охрана общеобразовательной школы – задача, к решению которой следует привлекать исключительно профессионалов. К сожалению, практически на всём постсоветском пространстве к этому вопросу руководство образовательных учреждений относится поверхностно, ограничиваясь в лучшем случае одним постовым охранником, а в худшем – сторожем-вахтёром, неспособным обеспечить адекватный уровень безопасности. Поэтому для организации качественной системы безопасности учебного заведения настоятельно рекомендуется привлекать частные охранные компании, имеющие соответствующий опыт. Квалифицированные специалисты, знакомые с особенностями учебных объектов, выработают результативную систему безопасности и в кратчайшие сроки внедрят её. В зависимости от бюджета, который школа готова потратить на безопасность, ЧОПы предлагают адекватные меры защиты, которые обеспечат безопасность жизни и здоровья учеников, учителей и персонала, а также сведут до минимума вероятность краж, порчи имущества и других правонарушений.

Читайте также:  Наименование профессии по еткс

Необходимость и важность обеспечения безопасности в школе не подлежат сомнению. События последних лет и недавнее ЧП в подмосковной Ивантеевке только подтверждают уверенность в этом. Обезопасить образовательное учреждение на 100% невозможно. Но администрация учебного заведения должна приложить максимум усилий для того, чтобы создать надлежащие условия, при которых не нарушаются основные нормы безопасности.

Охрана в школе согласно Федерального закона «Об образовании в РФ»

В статье 41 п.8 ч.1 Федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что школа (любое другое образовательное учреждение) обязано обеспечить безопасность и охрану учеников на время их пребывания в учебном заведении.

Администрациям школ доступно 3 варианта для исполнения требования Закона:

  • Нанять в штат сторожа (в государственных школах часто именно так и поступают). В должностной инструкции указываются его обязанности, функции и охраняемые объекты.
  • Заключить договор с вневедомственной охраной при МВД .
  • Заключить договор с частным охранным предприятием – ЧОП.

Сторож

Первый вариант наиболее доступный. При этом в надёжности охранных услуг сторожа можно усомниться. Обычно на должность такого охранника выбирается человек преклонного возраста, который просто отбывает время и получает надбавку к пенсии. В случае реальной угрозы жизни учеников сторож оказывается бессильным, да и совершать рейды по школьному зданию (зданиям) или пришкольной территории сторож не будет.

Вневедомственная охрана

Заключение договора с вневедомственной охраной дороже найма штатного сторожа. Сотрудники вневедомственной охраны действуют в рамках Федерального закона «О полиции». На них возлагаются обязанности охраны имущества и правопорядка. Обычно заключение договора с вневедомственной охраной гарантирует установку тревожной кнопки, после активации которой на место пребывает вооруженный наряд полиции.

Полномочия и обязанности ЧОП

Договор с ЧОП – это наиболее надежный вариант обеспечения безопасности. Частные охранные предприятия работают согласно Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Государственные требования, предъявляемые к ЧОП, а также свод полномочий частной охраны идеально подходят для частных школ, где безопасности учеников отводится первостепенная роль.

Что обеспечивает ЧОП в школе?

Частное охранное предприятие предлагает следующие услуги:

  • Защита здоровья и жизни учеников.
  • Охрана школьного имущества.
  • Обеспечение пропускного режима.
  • Проектирование, установка и обслуживание охранной сигнализации, видеонаблюдения, тревожных кнопок.
  • Охрана порядка в местах массового скопления учеников (центральный вход в утреннее время, мероприятия в актовом зале, спортивные соревнования, дискотеки).

Сотрудники ЧОП, которые находятся при исполнении обязанностей одеты в униформу установленного образца. К договору обязательно добавляется приложение, в котором указан полный перечень обязанностей охранников и их действий в случае ЧП.

Деятельность ЧОП подлежит лицензированию, а значит государственный контроль за качеством охранных услуг гарантирован. Каждый охранник проходит обязательное обучение, которое подтверждается удостоверением от органов внутренних дел.

Постоянная связь с органами внутренних дел позволяет частной охране всегда быть в курсе криминогенной обстановки в районе, городе, области для своевременного усиления мер предосторожности.

Охрана в частной школе «Возможность»

Обеспечение безопасности учащихся в школе «Возможность» начинается с первого шага за порог домашней двери (если используется услуга доставки). Здание школы, пришкольной территории и спортивного комплекса «Дружба» доверены ЧОП «Закон и Правопорядок». Школа с первого дня своего основания сотрудничает только с этим частным охранным предприятием (22 года безупречной службы).

Каждый сотрудник обеспечен форменным снаряжением. Для всех разработаны четкие индивидуальные должностные инструкции. Первый пост охраны находится у центрального входа на территорию школы.

Пришкольная территория, и здание школы охраняется регулярными патрулями. Система видеонаблюдения расширяет возможности слежения за порядком, а пропускная система не допускает проникновения посторонних на территорию школы или в учебный корпус.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector