Оплата услуг управляющей компании

На общем собрании собственников было принято решение о смене управляющей компании. Решение данного собрания оспаривается в судебном порядке. Новая УК в настоящее время не числится в реестре, на официальном московском портале управления многоквартирными домами сообщается о смене управляющей организации. Несмотря на высокую вероятность отмены решения ОСС в судебном порядке, новая УК регулярно выставляет счета за ЖКУ. Следует платить старой или новой УК, или не оплачивать ЖКУ, пока не вступит в силу судебное решение? Что необходимо предпринять?

Для определения надлежащего исполнителя жилищно-коммунальных услуг, перед которым у потребителя (собственника помещения, расположенного в многоквартирном доме) возникает обязанность внесения платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги, необходимо обратиться к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

В п. 14 указанных правил разъясняется, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством РФ, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Аналогичный критерий для отбора из двух конкурирующих организаций — наличие у организации, выставляющей потребителям счета на оплату жилищно-коммунальных услуг действующего договора поставки коммунального ресурса на обслуживаемый многоквартирный дом — содержат и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

В п. 19 этих правил говорится, что при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается следующее: поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям, а также приобретать коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, для получения информации о том, с которой из управляющих многоквартирным домом организаций в настоящее время имеется действующий договор с ресурсоснабжающей организацией, необходимо обратиться с запросом информации непосредственно к поставщику коммунальной услуги, приложив к запросу документ, подтверждающий право получения такого рода информации (правоустанавливающий документ на помещение).

В запросе необходимо истребовать следующую информацию:

— с кем у ресурсоснабжающей организации на момент направления запроса имеются договорные отношения на поставку коммунального ресурса в многковартирный дом по вашему адресу;

— с какой даты возникли договорные отношения между поставщиком коммунального ресурса и исполнителем коммунальной услуги;

— каков срок действия договора на поставку коммунального ресурса с этой управляющей организацией;

— поступали ли в ресурсоснабжающую организацию от иных лиц, кроме того лица, который в настоящее время является исполнителем услуг в многоквартирном доме, заявки на заключение договора поставки коммунального ресурса и какое решение по таким заявкам принято ресурсоснабжающей организацией.

В дальнейшем ответ на ваш запрос, поступивший от ресурсоснабжающей организации, необходимо сохранять во избежание спора относительно исполнения потребителем денежного обязательства ненадлежащему исполнителю.

— Вадим Анатольевич, законно ли то, что управляющие компании берут деньги с жильцов за управление? Почему у одних УК есть такой сбор, а у других нет?
— Я понял, что камнем преткновения стало выделение некоторыми УК строки «Управление» из общей цифры содержания и ремонта жилья. Недавно я проводил проверку по обращению жильца одного из многоквартирных домов. Управляющая компания, обслуживающая его дом, действительно делит общую сумму по содержанию жилья на две строки: «Содержание и ремонт» и «Управление». Общая цифра — 39,06 рубля за квадратный метр, 3 рубля 55 копеек из них – за услуги по управлению, остальное – за содержание.

Во время проверки по данному обращению я изучил, что по этому поводу говорит Жилищный кодекс РФ. Пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК предполагает, что в договоре управления многоквартирным домом (МКД) должен быть указан в том числе размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК установлено, что в плату за жилое помещение включается и плата за услуги по управлению МКД, содержанию общего имущества. То есть в данном случае можно сказать, что выделение платы за управление домом по отношению к общей цифре не противоречит закону. Просто другие управляющие компании эту плату вносят в общую цифру за содержание и ремонт, что тоже законно.

Читайте также:  Отсрочка арендной платы образец

— Получается, сбор за управление есть у всех УК? Что в таком случае в него включено, какие работы?
— Основная функция управляющей компании – обслуживание многоквартирного дома. Услуги по уборке, осмотру и т.д. – все это заложено отдельными строками. К примеру, работа дворника входит в услугу по уборке мест общего пользования, то есть здесь заложены расходные материалы, инвентарь, оплата труда работника. Услуга по управлению — это выполнение стандартов, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг. Другими словами услуга по управлению, по сути, плата за работу административного аппарата УК.

— Мы изучили документы управляющих компаний города и увидели, что строка «Управление» действительно есть у всех: где-то она включена в содержание жилья, где-то выделена отдельно. Однако суммы у всех разные. От чего это зависит?
— Управляющие компании рассчитывают эти суммы самостоятельно, исходя из множества факторов, включая услуги, обязательные к исполнению. Но здесь нужно смотреть, насколько экономически обоснована та или иная сумма, в установленном ли порядке принято решение собственниками об утверждении тарифа. Смотреть нужно в каждом индивидуальном случае. Если процедура утверждения размера платы за управление и содержание жилья соблюдена, эти денежные средства управляющая компания вправе получать.

— Если УК отдельно выделяет управление, в квитанции на оплату тоже должна быть отдельная строка?
— Минстроем России утверждена примерная форма платежного документа, на нее есть ссылка в п.71 постановления Правительства РФ №354. Но примерная не значит обязательная. Если УК добавит что-то иное, что не входит в примерную форму, то нужно смотреть сугубо индивидуально: насколько это правильно, насколько отвечает требованиям других нормативных документов. В данном случае будет более правильным и понятным для потребителя указывать «Управление» и «Содержание» одной цифрой (суммой). То есть услуги по содержанию включают в себя и услуги по управлению. В квитанции РКЦ, например, разделения этих услуг нет. Это часто встречающийся случай, и я считаю, что он верный.

— В социальных сетях призывают требовать перерасчета «за излишне начисленные услуги ЖКХ, а именно по статье «Содержание и ремонт общего имущества», за последние три года». То есть подразумевается, что тариф вырос как раз из-за строки «Управление». Правильно ли это?
— Услуги по содержанию общего имущества зависят не от управляющей компании, а от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества. В зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290. Нельзя сказать, что будет верно, если услуги по содержанию пятиэтажного панельного дома без лифта и мусоропровода будут такими же, как в девятиэтажном панельном доме с лифтом и мусоропроводом. Объем услуг будет отличаться, значит будет разной и стоимость. Поэтому, что касается перерасчета, такая процедура предусмотрена, но только в установленных законом случаях оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Ситуацию прокомментировал директор ДЖКХ администрации Нефтеюганска Сергей Сериков:
— Если подсчитать, что входит в примерный перечень услуг по управлению, то выйдет около 30 пунктов. Это и ведение технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирного дома, и планирование, и экономические и сметные расчеты по финансированию работ по содержанию и ремонту общего имущества. Организация и проведение отборов подрядных организаций для выполнения отдельных видов работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда, а также выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за ЖКУ, работа по погашению задолженности, рассмотрение заявлений и обращений собственников. Кроме того, УК должны проводить собрания собственников, готовить и предоставлять годовые отчеты, организовывать диспетчерское обслуживание, печатать и доставлять квитанции на оплату ЖКУ. Управляющие компании обязаны оказывать услуги своевременно и качественно, а осуществлять контроль за этим имеет право совет дома. И я хочу напомнить, что такой совет должен быть избран в каждом многоквартирном доме в соответствии со статьей 161.1 Жилищного кодекса РФ.

Читайте также:  Можно ли взять фамилию бабушки

От редакции: по данным, представленным нефтеюганскими управляющими компаниями в свободном доступе на официальных сайтах компаний и сайте «Реформа ЖКХ», услугу «Управление» оказывают все УК города. ЖЭУ-2, к примеру, включает ее в состав работ и услуг по содержанию и ремонту жилья. ЖЭУ-3, ЖЭУ-4, ЖЭУ-7, «Сибирский дом», «ЮганскСевер», «Сибирский двор и Компания» выделяют отдельной строкой.

На заметку!

Что включено в перечень работ по управлению МКД:

1.Ведение технической и иной, связанной с управлением МКД, документации на МКД.
2. Организация системы технического осмотра и технического обслуживания общего имущества МКД.
3. Планирование, экономические и сметные расчеты по финансированию работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
4. Ведение учета затрат и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества каждого отдельного МКД.
5. Организация и проведение отборов подрядных организаций для выполнения отдельных видов работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда.
6. Разработка, юридическое оформление, проверка на предмет соответствия действующему законодательству и интересам собственников договоров с подрядными и ресурсоснабжающими организациями, рассмотрение и составление протоколов разногласий к ним.
7. Заключение договоров с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов.
8. Контроль выполнения договорных обязательств, приемка выполненных работ по договорам с подрядными и ресурсоснабжающими организациями.
9. Осуществление расчетов с подрядными и ресурсоснабжающими организациями.
10. Организация круглосуточного оперативно-диспетчерского обслуживания.
11. Организация расчетно-кассового обслуживания.
12. Определение размера платы за жилое помещение и за коммунальные услуги, формирование, изготовление, печать и доставка плательщикам счетов – квитанций.
13. Проведение перерасчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги.
14. Заключение договоров на оказание услуг по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги со специализированными организациями.
15. Анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков.
16. Выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги, работа по погашению задолженности, принятие мер по взысканию задолженности в судебном порядке.
17. Организация регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания (за исключением срочного оформления документов, выезда специалиста на дом).
18. Предоставление собственникам, иным потребителям информации, касающейся деятельности управляющей компании, оказания жилищно-коммунальных услуг в рамках перечня информации, подлежащей обязательному раскрытию, утвержденному Правительством РФ.
19. Рассмотрение жалоб, заявлений, обращений граждан, принятие мер реагирования, направление ответов.
20. Оформление и выдача собственникам, иным потребителям расчетных документов и справок о размере занимаемых помещений, о платежах за жилищно-коммунальные услуги, выписок из финансово-лицевого счета жилого помещения и т.д.
21. Подготовка и участие в собраниях собственников помещений в МКД.
22. Подготовка отчетов о проведенных работах за прошедший год и предоставление ее гражданам.

5 июня 2018 10:07 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) приняло участие по ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ в рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «ЖЭУ «Апрель» (далее – общество, исполнитель, управляющая компания) о защите прав потребителей.

Как следует из материалов дела, в конце мая 2017 года потребитель обратилась в бухгалтерию ООО «ЖЭУ «Апрель» в целях оплаты предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг за апрель месяц. Ей не удалось это сделать, так как ответчик отказался принимать оплату по причине отсутствия кассового аппарата. Также в бухгалтерии ответчика ей пояснили, что оплачивать коммунальные услуги в кассе ООО «ЖЭУ «Апрель» более она не сможет, так как ответчик отказался от использования кассового аппарата, а оплата производится только в банкоматах с комиссией 1%. Посчитав это навязыванием дополнительных расходов, истец обратилась к ответчику с претензией, в которой потребовала обеспечить оплату коммунальных услуг без комиссии. Ответчик проигнорировал претензию. Ответ получен не был, оплата коммунальных услуг без комиссии обеспечена не была.

Согласно ч.ч.4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), наниматели жилых помещений по договору социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которых осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

Читайте также:  Когда сдается декларация 3 ндфл

Частью 1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п.п.1, 5 ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п.1 ст.16.1 Закона.

В п.2 данной статьи указано, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъекты национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 ст.37 Закона предусмотрено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с ч.ч.2, 7 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 названной статьи и ст.171 ЖК РФ.

В соответствии с п.63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п.65 Постановления № 354, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства РФ.

Из совокупного анализа положений ст.ст.154, 155 ЖК РФ, п.63 Постановления № 354, ст.ст.16.1, 37 Закона следует, что потребители вправе уплачивать коммунальные платежи наличными денежными средствами без комиссии, в том числе путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю.

С учетом всех обстоятельств дела, в том числе заключения Управления, Ленинским районным судом г.Кирова вынесено решение об удовлетворении исковых требований потребителя, согласно которому, на общество возложена обязанность обеспечить принятие оплаты содержания жилья и коммунальных услуг путем принятия наличных денежных средств в кассу ООО «ЖЭУ «Апрель» без комиссии. Также, с ответчика в пользу потребителя взысканы: уже удержанная комиссия при оплате содержания жилья и коммунальных услуг и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector