Охранные зоны земель транспорта

Статья 63. Охранные зоны объектов транспортной инфраструктуры

1. В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспортной инфраструктуры, безопасности населения на землях, предоставленных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны, в которых вводятся особые условия землепользования.

2. К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения нормального функционирования транспорта, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также прилегающие к землям транспорта земельные участки с размывами и иными опасными воздействиями.

3. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования земель в охранных зонах определяются для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством.

4. Земли охранных зон транспорт, находящихся в пользовании других землепользователей, должны использоваться с соблюдением установленных ограничений.

>
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства
Содержание
Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30 сентября 2009 г. N 492 "Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

СТ 90 ЗК РФ

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Комментарий к Статье 90 Земельного кодекса РФ

На земли, обеспечивающие деятельность городского транспорта, положения настоящей статьи не распространяются. Эти земли подчиняются правовому режиму земель населенных пунктов (зоны инженерной и транспортной инфраструктуры).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах функционирования международных транспортных коридоров, в соответствии со ст. 27 ЗК Земельного кодекса РФ ограничены в обороте.

Понятие земель железнодорожного транспорта дано в специальном законодательстве: это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

В данном определении нет указания на то, что это земли за чертой населенных пунктов, что может способствовать формированию неоднозначной судебной практики. По нашему мнению, такое уточнение было бы нелишним, хотя и без него общее указание об этом в ст. 87 настоящего Кодекса не утрачивает своего значения. Вместе с тем в комментарии к ст. 87 уже указывалось, что можно считать сложившейся судебную практику, когда суды с упорством, достойным лучшего применения, распространяют действие ст. ст. 88 — 93 на земельные участки, находящиеся на землях городов и иных населенных пунктов.

Приведем пример. Между ГСК "Спортивный" (субарендатор) и ОАО "Российские железные дороги" (арендатор) был заключен договор субаренды частей земельного участка в г. Пензе, согласно которому разрешенное использование указанных частей земельного участка — для размещения гаражей (притом что разрешенное использование всего земельного участка — под объекты транспорта железнодорожного). Кооператив обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о подготовке градостроительного плана данного земельного участка для завершения строительства гаражей, но получил отказ.

Суд первой инстанции удовлетворил требование кооператива о признании данного отказа незаконным, но вышестоящие судебные инстанции это решение отменили , в том числе и со ссылкой на ст. 90 настоящего Кодекса, хотя в этом не было никакой необходимости. Достаточно было указания на нарушение ст. 42 ЗК РФ об использовании участка не в соответствии с разрешенным использованием.
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2011 г. по делу N А49-7074/2009.

Вместе с тем при схожих обстоятельствах требование предпринимателя о признании незаконным отказа управления Росреестра по Брянской области в государственной регистрации права собственности на административное здание (офис) по адресу: Брянская область, Унечский район, г. Унеча было удовлетворено .
———————————
Постановление ФАС Центрального округа от 23 июля 2012 г. по делу N А09-8707/2011.

Читайте также:  Краска для газовых труб наружная

Суд также сослался на п. 3 ч. 2 ст. 90 ЗК РФ, в котором говорится о земельных участках на полосах отвода железных дорог, и указал, что закон не содержит запрета на использование земельного участка полосы отвода железной дороги под строительство административного здания. Но здесь тем более не было необходимости применять ст. 90 ЗК РФ к землям населенных пунктов (г. Унеча), ведь в зонах транспортной инфраструктуры населенных пунктов также может быть выделена полоса отвода железной дороги. Следовательно, понятие полосы отвода не связано исключительно с субкатегорией земель транспорта.

Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" дает следующее определение полосы отвода железных дорог: это "земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта".

И, хотя Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 во исполнение абзаца 6 п. 2 комментируемой статьи, нормы данного документа могут распространяться на различные категории земель, поскольку железнодорожные пути как линейные объекты могут проходить по любым земельным участкам.

Охранные зоны представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям. Отношения по установлению охранных зон и использованию земельных участков в их границах регулируются п. п. 7 — 12 названных выше Правил.

Особенностям использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, посвящена глава 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В ней определяется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения; порядок использования полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на условиях сервитута.

Полоса отвода определяется в названном ФЗ как земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков, и ряд других действий.

Придорожные полосы автомобильной дороги представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Они устанавливаются для всех дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. Названный Федеральный закон регулирует основные правила установления придорожных полос. Приказами Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 и 5 утверждены соответственно Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения и Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.

Некоторые вопросы использования земель морского и внутреннего водного транспорта регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а земель воздушного транспорта — нормами Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.

Среди земель транспорта значительное место занимают земли трубопроводного транспорта, на которых размещены нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, а также объекты, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Некоторые вопросы использования земельных участков трубопроводного транспорта урегулированы в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

В ст. 28 Закона, в частности, предусмотрено, что на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов , других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
———————————
Правила охраны магистральных трубопроводов утверждены Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9.

Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

По нашему мнению, положения указанного Закона, а также п. 6 комментируемой статьи в части установления охранных зон на землях транспорта могут распространяться и на земли иных категорий, о чем свидетельствует следующий пример.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к правительству Курганской области о взыскании убытков, связанных с ограничением прав собственника земельного участка. Заявитель полагает, что неисполнение обществом "Газпром трансгаз Екатеринбург", являющимся правообладателем газопроводов, обязанности по государственной регистрации обременения в виде охранной зоны привело к возникновению у истца убытков, связанных с невозможностью использовать приобретенный в собственность земельный участок в целях строительства.

Заявитель указывает, что при приобретении в собственность спорных земельных участков и государственной регистрации права собственности на них ему было неизвестно и не могло быть известно о наличии охранных зон объектов газоснабжения ввиду отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости.

Из материалов дела видно, что предприниматель приобрел в собственность несколько участков сельскохозяйственного назначения; часть одного из земельных участков площадью 629 кв. м находится в охранной зоне, установленной на расстоянии 25 м от оси трубопровода: газопровод — отвод к ГРС р. п. Варгаши; данный земельный участок полностью находится в зоне минимальных расстояний, установленной на расстоянии 150 м от оси трубопровода.

Впоследствии по заявлению предпринимателя распоряжением правительства Курганской области участки были включены в границы населенного пункта д. Белый Яр, перераспределены и из них образованы 136 земельных участков, в том числе спорный. Был изменен вид разрешенного использования указанных участков на использование "для индивидуального жилищного строительства".

Суды отказали предпринимателю в иске, указав, что ограничения в использовании земельного участка, находящегося в границах охранной зоны газопровода, существовали на момент его приобретения предпринимателем и изменения категории и разрешенного использования этого участка. Наличие охранных зон газопровода не создавало препятствий в использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения, приобретенных предпринимателем в 2007 г.

Последующее формирование спорного земельного участка и постановка его на кадастровый учет с категорией "земли населенных пунктов" и разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства произведены в 2010 г. На тот момент предпринимателю было известно о том, что геодезические работы по разбивке земельных участков для строительства жилья нарушают положения Правил охраны магистральных трубопроводов .
———————————
Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2012 г. N Ф09-3466/12 по делу N А34-2675/11.

Читайте также:  Как признаться малоимущей семьей

Приведенный пример интересен двумя обстоятельствами: первое — охранные зоны существовали первоначально на землях сельскохозяйственного назначения, а затем, после перевода их в другую категорию, на землях населенных пунктов, а вовсе не на землях транспорта; второе же обстоятельство — отсутствие регистрации охранных зон в качестве обременения не только на рассматриваемом земельном участке, но и на многих других, что действительно в ряде случаев приводит к нарушению прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, чьи участки попадают в охранные зоны.

В соответствии со ст.90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации. /5/

Установление зон с особыми условиями использования земель – отличительная черта правового режима земель транспорта. Особенность правого режима этих земель заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но и на соседние, смежные земельные участки. В целях обеспечения нормальной эксплуатации, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к земельным участкам, предоставленным в пользование организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с введением в них особых условий землепользования.

К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта. Земли охранных зон транспорта не изымаются у собственников земельных участков и используются ими с соблюдением действующих ограничений. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством.

Согласно закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. /12/

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса, могут предоставляться земельные участки для:

— размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

— размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

— установление полос отвода автомобильных дорог. /5/

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном Земельном кодексе РФ порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

Положение о землях транспорта включает в состав земель автомобильного транспорта дорожное хозяйство, земли, занятые автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями. Основная часть земель автомобильных дорог – полосы отвода.

В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998г. №1420 были утверждены правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения. /14/

В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности. /14/

К особенностям правового режима земель автомобильного транспорта относится резервирование земельных участков для строительства автомобильных дорог. На этих землях действует особый режим землепользования, и строительство любых объектов осуществляется в установленном порядке по решению уполномоченных органов при обязательном согласовании с Российским дорожным агентством.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Однако в юридической литературе отмечалось, что из Закона неясно, каким документом собственник будет подтверждать свое право собственности на автомобильную дорогу при включении сведений в единый реестр, поскольку отсутствует единое понятие автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества (имущественного комплекса), право на который может закрепляться одним документом.

Подверглись критике нормы закона «Об автомобильных дорогах», допускающие императивную передачу и возврат автомобильных дорог с одного уровня собственности на другой. При этом Закон не упоминает о необходимости соответствующих согласительных процедур и не учитывает юридической независимости субъектов РФ и муниципальных образований. /12/

Согласно закону «Об автомобильных дорогах», каждая автомобильная дорога будет включена в определенный перечень в зависимости от формы собственности на данную автомобильную дорогу, а также от того, относится ли эта дорога к дорогам общего пользования или не общего пользования. /12/

В законе «Об автомобильных дорогах» выделена специальная глава под названием «Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог», где раскрываются порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог, а также порядок использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог. /12/

В соответствии со ст.24 закона «Об автомобильных дорогах» предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог осуществляется в следующем порядке: если земельный участок находится в федеральной собственности либо в неразграниченной государственной собственности и на нем будет размещена автомобильная дорога федерального значения, то участок должен предоставляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. В настоящее время таким органом является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое находится в ведении Министерства транспорта РФ. /12/

Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта РФ или государственная собственность на которые, не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Из приведенных положений ст. 24 закона «Об автомобильных дорогах» видно, что применительно к данным земельным участкам установлены особенности распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена. По общему правилу распоряжение ими до разграничения государственной собственности осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов. Здесь же уровень принятия решений выше. /12/

В том же порядке в соответствии со ст.39 закона «Об автомобильных дорогах» предоставляются земельные участки, используемые для размещения платной автомобильной дороги федерального либо регионального или межмуниципального значения на основе концессионных соглашений. При этом такие земельные участки могут предоставляться только в аренду (или в субаренду), а годовой размер арендной платы за такие земельные участки определяется в договоре аренды и не может превышать один процент кадастровой стоимости этих земельных участков. /12/

Полоса отвода автомобильной дороги определяется в Законе как земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Читайте также:  Мама выгнала из дома что делать

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории (ст.25 закона «Об автомобильных дорогах»). Однако до 01.01.2010г. при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. /12/

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007г. №233 утверждены правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог. /17/

В случае, если в результате проведения работ в полосе отвода автомобильной дороги, происходит просадка дорожного полотна, либо причиняется иной вред автомобильной дороге, организациям, выступающим от имени собственника автомобильной дороги, следует документально доказывать противоправность действий нарушителя, его вину, наличие причинной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом, в противном случае в иске может быть отказано.

К полосе отвода с двух сторон прилегают придорожные полосы автомобильной дороги, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Закон «Об автомобильных дорогах» определяет порядок принятия решений об установлении придорожных полос (в зависимости от формы собственности на автомобильные дороги). Копия соответствующего решения направляется в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение. Последние обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков. Этот особый режим заключается, в частности, в том, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются лишь с письменного согласия владельца автомобильной дороги. /12/

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги. /23/

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3)являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще, чем через каждые 5км;

4) на проезжей части или проезжих частях, которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством РФ. /23/

Отметим 5 наиболее важных особенностей предоставления земель для автодорожного строительства:

1. Предоставление земель в таком месте, где имеются условия для функционирования несельскохозяйственного объекта с учётом интересов других отраслей экономики и пользователей земли.

2. Соответствие площади, конфигурации и природных условий целевому назначению предоставляемых земель.

3. Рациональное использование и охрана природных ресурсов на территории отвода земель.

4. Рациональное использование затрат на улучшение земель, сохранение ценных сельскохозяйственных угодий, внутрихозяйственную организацию территории, ликвидацию недостатков землевладений и землепользовании.

5. Обязательное соблюдение приоритета сельскохозяйственного землевладения и землепользования в зоне отвода земель.

В данном дипломном проекте будет рассмотрена процедура изъятия земель для реконструкции автомобильной дороги «Пермь – Краснокамск» в Краснокамском районе Пермского края.

Дата добавления: 2016-03-26 ; просмотров: 2894 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector