Охранные зоны линейных объектов

Главная страница » Установление охранных зон линейных объектов

Установление охранных зон выполняется на линейных и площадных объектах с целью обозначения территории, в пределах которой определяется особый порядок осуществления хозяйственной деятельности.

Работы по установлению охранных зон являются достаточно сложной процедурой, включающей в себя комплекс полевых, и камеральных работ. В результате проведения работ по описанию местоположения границ охранных зон и установлении их на местности, составляется карта (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит описание объекта землеустройства, его границ, исходные данные, а так же основание для проведения землеустроительных работ. Графическая часть отображает план границ объекта землеустройства.

Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению границ охранных зон формируются в землеустроительное дело. Один экземпляр землеустроительного дела, в обязательном порядке подлежит передаче в государственный фонд данных.

В результате всех вышеперечисленных действий, исполнитель получает решение (уведомление) органов кадастрового учета о внесении сведений об охранных зонах объекта в Государственный кадастр недвижимости.

Описанный комплекс работ относится в большей мере к установлению границ охранных зон электросетевых объектов, однако принципиальной разницы с аналогичными комплексами по установлению границ охранных зон газопроводов или кабельных линий связи не имеет. Отличия заключаются в основном в ширине охранной зоны и некоторых деталях, связанных с отраслевой спецификой того или иного заказчика.

Этапы работ по установлению охранной зоны:

Первый этап. Контрольно-исполнительная съемка (КИС)

Для начала работа необходимо проведение контрольно-исполнительной съемки (КИС) линейного объекта. Контрольно-исполнительная съемка (КИС) позволяет установить точность вынесения проекта линейного объекта в натуру и выявить все отклонения от проекта, допущенные в ходе строительства.

В ходе контрольно-исполнительной съемки определяют фактические координаты местоположения характерных точек построенного объекта (координаты оси трассы линейного объекта), размеры, местоположение (координаты характерных точек границ) и количество отдельных частей и элементов: пунктов и установок, шкафов, контрольно-измерительных приборов, опор и других наземных элементов.

Полученные координаты оси объекта и наземных элементов являются основой для построения охранной зоны.

Второй этап. Построение охранной зоны

Охранные зоны – это зоны с особым условием использования территории.

Размеры границ охранных зон определяются в соответствии с действующими правилами охраны соответствующих объектов:

  • границы охранных зон газораспределительных сетей устанавливаются в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»;
  • границы охранных зон магистральных трубопроводов (нефтепроводов, газопроводов, аммиакопроводов и др.)устанавливаются в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов (утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992г. № 9);
  • границы охранных зон объектов связи (ВОЛС, ВОЛП) устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»;
  • границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства устанавливаются в соответствии с Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Так, например, в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:

a) вдоль трасс наружных газопроводов — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;

б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров — с противоположной стороны;

в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;

г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов — в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;

д) вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы — в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими на 100 м с каждой стороны газопровода;

е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, — в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.

Отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода — для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов — для многониточных.

Третий этап. Подготовка описания местоположения границы охранной зоны в виде XML-документа

При подготовке XML-документа описания местоположения границ охранных зон следует обратить внимание на некоторые моменты:

1. При описании местоположения границ охранной зоны XML-документ составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа (абзац 2 пункта 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства). На этот счет нигде четких указаний нет, но, я считаю, в данном случае надо руководствоваться порядком описания местоположения границ объектов землеустройства и требованиями к подготовке карты (плана). Т.е. если охранная зона проходит по нескольким муниципальным образованиям одного субъекта РФ, то возможно подготовить одно описание местоположения границ охранной зоны.

2. Границы охранных зон различных объектов могут пересекаться.

Четвертый этап. Утверждение и согласование границы охранной зоны

Нужно ли утверждать границу охранной зоны постановлением органа государственной власти или органа местного самоуправления?

Необходимость утверждения и (или) согласования границы охранной зоны какого-либо объекта обусловлена требованиями правил охраны соответствующих объектов.

Так границы охранных зон газораспределительных сетей утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (выходит постановление субъекта РФ об утверждении границы охранной зоны) по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков — для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами — для существующих газораспределительных сетей (п. 17 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»).

Однако в ряде случаев действующие правила охраны объектов не предусматривают принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. № 9). В таких случаях утверждение границ охранных зон не требуется, а основанием внесения в ЕГРН сведений о таких охранных зонах являются правила охраны соответствующих объектов.

Кто должен согласовывать карту (план) охранной зоны?

Ранее, когда охранные зоны (ЗОУИТ) относились к объектам землеустройства, необходимо было подготавливать землеустроительное дело и сдавать его на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Ну а прежде его надо было согласовать с Росреестром. Сейчас же такой необходимости нет.

Однако в отдельных случаях действующим законодательством установлены требования о согласовании границ охранных зон.

Так, границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства подлежат согласованию с территориальным органом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

Пунктом 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, предусмотрено, что сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
При этом в соответствии с п. 9 Порядка согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 17 января 2013 г. N 9, одним из документов, необходимым для согласования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства и прилагаемым к соответствующему заявлению является подлинник и копию карты (плана) объекта землеустройства (охранной зоны, подлежащей согласованию) , на графической части которой красными сплошными линиями нанесены границы охранной зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости

Читайте также:  Кому жаловаться на алиэкспресс
Пятый этап. Направление описания местоположения границ охранных зон в орган кадастрового учета для внесения сведений о таких охранных зонах в единый государственный реестр недвижимости.

Документы, содержащие описание границ охранных зон объектов, в отношении которых приняты решения органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий направляются в орган кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Например в отношении объектов электросетевого хозяйства, такие документы направляет Ростехнадзор.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160)

Документы, содержащие описание границ охранных зон объектов, в отношении которых не требуется принятие решений об установлении, изменении или о прекращении существования границы охранной зоны (охранные зоны устанавливаются в силу прямого указания соответствующих правил охраны объектов) могут направлять в орган кадастрового учета:
— правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны;
— арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности).

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В остальных случаях представить карту (план) могут правообладатели или арендаторы объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются охранные зоны.

Главная страница » Установление охранных зон линейных объектов

Геоаутсорсинг — ведение и контроль инженерных изысканий на объекте строительства ( геодезическое сопровождение строительства ) от предпроектных изысканий, по мере ведения строительства и выполнение итоговых заключений.

Экоаутсорсинг — ведение и контроль экологической деятельности на предприятии (комплексное экологическое сопровождение): консультирование, подготовка и сдача отчетных документов, контроль и соблюдение экологических мероприятий.

Вы собираетесь строить коттедж? Мы поможем Вам сэкономить.

Среди наших Заказчиков:

  • ГК "ТИТАН", г.Ижевск
  • ОАО "Рослетеком", филиал УР, г.Ижевск
  • "КОМОС ГРУПП", г.Ижевск
  • ООО "Инвест Девелоплент", г.Санкт-Петербург
  • ООО "Инвестстрой", г.Москва
  • ЗАО "Проектэлектромонтаж", г.Старый Оскол
  • ЗАО "Рашаль", г.Ижевск
  • ЗАО "Кезский сырзавод", п.Кез
  • ООО "Энергострой", г.Казань
  • "Сайгас Групп", г.Ижевск
  • ОАО «Специализированное управление №2», г.Подольск
  • ОСПАО "ЧУС", г.Глазов
  • ООО "Лента" , г.Санкт-Петербург
  • ООО ТСЦ "Лео Смарт", г.Ижевск
  • ООО "ОЛЕКС-ХОЛДИНГ-М", г.Москва

офис по работе с клиентами: г. Ижевск, ул.Удмуртская, 255г, офис 124 (Офисный центр "Флагман")

Виктор Плюшнин, г. Нижний Новгород 29 ноября 2018 года, 03:42 просмотров: 4705

Каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов?

В последнее время, в наш адрес поступает очень много обращений с просьбой разъяснить, каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов.

Действительно, данная тема очень актуальна. И связно это, прежде всего, со следующими причинами:

  1. Законодатель очень часто меняет подходы к процедуре внесения в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) сведений о местоположении границ охранной зоны. Например, градостроительный кодекс РФ в редакции от 01.01.2018 года определял установление границ охранной зоны на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации (ст.55). Градостроительный кодекс РФ в редакции на 03.08.2018 года, обязывает устанавливать границы охранной зоны уже на стадии получения разрешения на строительство (ст.51). То есть норма от 01.01.2018 года просуществовала лишь полгода.
  2. Линейные объекты, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст.51) и Законами субъектов РФ разделяются на объекты в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство и объекты при строительстве, которых получение такого разрешения не требуется. И если законодатель Градостроительным кодексом РФ в редакциях от 01.01.2018 года и 03.08.2018 года регламентировал подходы к установлению охранных зон в отношении объектов на которые требуется получение разрешения на строительство. То порядок установления охранных зон в отношении линейных объектов в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство законодательством четко не регламентирован.
  3. На сегодняшний момент, ни одним Законом РФ, не установлены четкие инструкции по внесения в ЕГРН сведений о местоположении охранных зон. Поскольку порядок вытекает не только из Градостроительного кодекса РФ, но и из отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих особенности установления охранных зон в зависимости от вида линейного объекта (линия связи, линия электропередачи, объекты газового хозяйства). Поэтому Застройщик или правообладатель линейного объекта зачастую не понимает, что ему делать.

В связи с этим, мы объединили сложившуюся практику, и разработали пошаговую инструкцию, позволяющую надлежащим образом провести работы по установлению границ местоположения охранной зоны линейного объекта.

Как уже выше было сказано, статьей 51 Градостроительного кодекса предусмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. Помимо этого, на уровне субъектов РФ в соответствующих градостроительных регламентах и Законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

С точки зрения проведения мероприятий по установлению охранных зон в отношении линейных объектов, вопрос "подпадает ли Ваш объект под случаи, требующие или не требующие разрешение на строительство" является важным. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий.

В связи с этим, первоначально необходимо установить вид линейного объекта, а также определить требуется ли в отношении этого объекта получать разрешение на строительство или нет.

В этой статье мы не будем описывать каким образом можно определить, требуется ли в отношении Вашего объекта получать разрешение на строительство или нет. Очень подробно мы говорили об этом в нашей статье «Специфика планирования при организации работ по юридическому сопровождению строительства, регистрации права и установления охранных зон в отношении линейных объектов».

Читайте также:  Как подать жалобу в ростехнадзор

Далее пошаговая инструкция по установлению охранных зон в отношении линейных объектов будет выглядеть следующим образом:

1. Для линейных объектов, в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство:

Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов, требующих получения разрешения на строительство, заключается в том, что решение об установлении охранной зоны и описание местоположения границы охранной зоны линейного объекта входит в состав пакета документов к заявлению на получение разрешения на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса РФ). А это значит, что охранная зона линейного объекта устанавливается, фактически, еще до начала проведения строительно-монтажных работ.

Помимо этого, обязательным приложением к заявлению на получение разрешения на строительство в отношении линейного объекта является утвержденный проект планировки и проект межевания территории. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №564 от 12.05.2017 года "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов", в состав проекта планировки входит схема территории границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ или в нашем случае охранная зон).

С учетом изложенного:

Шаг №1

Сбор и анализ исходных данных.

— Анализ утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории (ППТ и ПММТ) линейного объекта. Получение от Заказчика работ в качестве исходных данных: утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.

— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.

Шаг №2

Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.

— Решение об установление охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства издается органами Ростехнадзора на основании Постановления от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

— Решение об установлении охранной зоны объектов газового хозяйства издается Правительством субъектов РФ на основании Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»

Шаг №3

Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.

Шаг №4

Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.

Шаг №5

Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.

Шаг №6

Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.

Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Шаг №7

Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росреестра.

Шаг №8

Направление Заказчику Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения границы охранной зоны, для включения этих документов, в качестве приложения к заявлению для получения разрешения на строительство (ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

2. Для линейных объектов, в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство.

Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов при строительстве, которых не требуется получения разрешения на строительство заключается в том, что законодательством не определено в какой момент вносятся в ЕГРН сведения о местоположении охранной зоны.

Так же в большинстве случаев, в отношении таких объектов ППТ и ПМТ не утверждается.

Поэтому на практике, процедура установления охранных зон осуществляется уже не перед, а после проведения строительно-монтажных работ.

Шаг №1

Сбор и анализ исходных данных.

-Поскольку установление охранных зон осуществляется после проведения строительно-монтажных работ в качестве исходных данных используются результаты исполнительной съемки фактического местоположения построенного линейного объекта. При разработке схемы местоположения охранной зоны важно учитывать нормы отвода под устанавливаемую охранную зону. Для различного вида и типов линейных объектов ширина охранной зоны разная.

В случае, если в отношении линейного объекта утверждался ППТ и ПТМ, необходимо использовать утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.

— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.

Шаг №2

Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.

Шаг №3

Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.

Шаг №4

Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.

Шаг №5

Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.

Шаг №6

Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения (акта) об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.

Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Шаг №7

Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росрестра

Результаты работ, получаемые в результате проведения процедуры по установлению охранных зон в отношении линейных объектов.

  1. Текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны линейного объекта (в электронном и бумажном виде)
  2. Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта.
  3. Выписка из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) содержащая информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны.

Таким образом, видно, что процедура установления границ охранных зон в отношении объектов, требующих и не требующих получения разрешения на строительство по объему работ, практически не отличается. Существенное различие только в исходных материалах для определения границы охранной зоны и последовательности внесения в ЕГРН информации о зонах с особым условием использования территории.

Говоря о процедуре установления охранных зон в отношении линейных объектов считаем важным поговорить и о проблемах.

Особо хотели обратить внимание на две проблемы, которые на сегодняшний момент так и не урегулированы:

  1. При установлении границ охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства возникают случаи, когда органы Ростехнадзора отказывают в выдаче Решения об утверждении границы охранной зоны ссылаясь на то, что заинтересованное лицо в составе пакета документов должно приложить акт ввода в эксплуатацию объекта и/или разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки. Однако, как можно предоставить эти документы, если текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны является приложением к заявлению на получение разрешения на строительство. То есть по смыслу Градостроительного кодекса РФ охранная зона устанавливается до проведения строительно-монтажных работ, а органы Ростехнадозора могут выдать решение об утверждении местоположения охранной зоны только после ввода объекта в эксплуатацию.
  2. Не все органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению местоположения границ охранных зон. Например, в г.Казани, г.Оренбурге, г.Ульяновске Уставами не закреплены полномочия этих Администраций по утверждению местоположения границ охранных зон. Такая же ситуация во многих регионах РФ. Надеемся, что в ближайшее время в соответствии с вступившими 03.08.2018 г. в силу поправками в Градостроительный кодекс РФ органы местного самоуправлениями будут наделены полномочиями по выдаче решений (актов) об утверждении местоположения границ охранной зоны. И такая проблема перестанет быть актуальной (касается в целом объектов, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством РФ не требуется получение разрешение на строительство).
Читайте также:  Орден мужества за что награждают

ЛОПАТИН Павел Владимирович
начальник межрегионального отдела по надзору за энергоснабжающими организациями, электрическими станциями и ГТС Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала:

Рубрика:

В целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 для всех объектов электросетевого хозяйства утвержден порядок установления охранных зон и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Охранная зона — это зона безопасной эксплуатации, сохранности и надежности работы электрических сетей, создания надлежащих условий их эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, а также предотвращения несчастных случаев от воздействия электрического тока.

Наш сегодняшний собеседник — Павел Лопатин, начальник межрегионального отдела по надзору за энергоснабжающими организациями, электрическими станциями и ГТС Приволжского управления Ростехнадзора. В интервью журналу «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» он рассказывает об основных моментах установления охранных зон и эксплуатации объектов энергетики в охраняемых зонах.

— Павел Владимирович, каким образом устанавливаются охранные зоны для объектов энергетики?

— Рассмотрим установление охранных зон на примере линии электропередачи (ЛЭП). Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ. В соответствии с документом границы охранной зоны вдоль воздушных ЛЭП в виде земельных участков и воздушного пространства (по высоте опоры) определяются организацией, которая владеет ими на праве собственности или ином законном основании, в зависимости от класса напряжения.

— 2 метра — для воздушной линии (ВЛ) ниже 1кВ,

— 10 метров — для ВЛ 1- 20 кВ,

— 15 метров — для ВЛ 35 кВ,

— 20 метров – для ВЛ 110 кВ,

— 25 метров — для ВЛ 150 — 220 кВ,

— 30 метров — для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ,

— 40 метров — для ВЛ 750 кВ,

— 55 метров — для ВЛ 1150 кВ.

Владелец электрических сетей обращается в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением о согласовании границ охранной зоны. После рассмотрения документации и принятия согласования границ охранной зоны обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), который в свою очередь принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет владельцев объектов, предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о владельце, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими правилами ограничений.

— Собственники земельных участков, расположенных в охранных зонах ЛЭП, испытывают какие-то неудобства, ограничения?

— Отметим, что земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у собственников, владельцев или пользователей не изымаются. Установление охранных зон не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. Они могут быть использованы ими, но с учетом ограничений (обременений), которые в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта). Ограничения прав касаются невозможности ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП. Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

— Часто ли Вашим ведомством выявляются нарушения охранных зон объектов энергетики, к каким последствиям они могут привести?

— Мы часто сталкиваемся с рядом нарушений охранных зон линий электропередачи, например, самозахват территории, расположенной в охранных зонах ЛЭП, под незаконное возведение различных построек, сооружений. Растет объем малоэтажной частной застройки, возводятся торговые центры, оборудуются автостоянки, заправочные станции, и далеко не всегда застройщики учитывают требования законодательства, запрещающего любые виды работ в охранных зонах. Отсутствие кадастровых обременений допустимых расстояний земельных участков в рамках реализации Постановлений Правительства РФ приводит к многочисленным жалобам и судебным тяжбам между собственниками земельных участков, в границах которых расположены объекты энергетики, и владельцами этих объектов. Нарушение правил работы в охранных зонах является причиной повреждения линий электропередачи и отключения электроснабжения у потребителей.

В соответствии с законодательством при выборе земельного участка для строительства в обязательном порядке должна производиться исполнительная съемка сетей и границ их охранных зон в единой государственной или местной системах координат и оформляться в установленном порядке. Организации-собственники сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые затем передаются организациям, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра. Собственники, землевладельцы и землепользователи должны обладать полной информацией об обременениях и ограничениях на земельные участки в своих правоустанавливающих документах, что зачастую не реализуется. И владельцы сетей вменяют через судебные инстанции землевладельцам сносить самовольные строения в охранных зонах своих объектов, хотя сами граждане и юридические лица как добросовестные приобретатели прав на землю не имеют вины, а статус самовольной постройки возникает по вине самих владельцев сетей либо органов исполнительной власти на местах. Таким образом, включение материалов исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон напрямую влияет на правомерность отвода земельных участков органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Отмечу, что на сегодняшний день предстоит выполнить огромную работу по установлению прав собственности, регистрации линий электропередачи и установлении охранных зон. Работа по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства направлена как на бесперебойное и безаварийное энергоснабжение потребителей электроэнергии, так и на безопасную эксплуатацию объектов по ее производству (электростанций) и транспортировке (электрических подстанций). Вступившее в силу Постановление Правительства РФ № 1033 от 18 ноября 2013 года обязало владельцев объектов по производству электроэнергии также провести мероприятия по установлению охранных зон до июля 2014 года.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector