Содержание
Примерные значения отметок в дневнике знают все. А точные? Адукар проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.
Выделяется пять уровней усвоения учебного материала: низкий, удовлетворительный, достаточный, средний, высокий
Первый уровень (низкий): 1−2 балла
Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.
Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла
Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.
Третий уровень (средний): 5−6 баллов
Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.
Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов
Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.
Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов
Претенденты на «9» и «10» применяют знания в незнакомых, нестандартных ситуациях. Причём для решения качественно новых задач. Они самостоятельно описывают, объясняют и преобразовывают объекты изучения.
Стоит ли равняться на годовую отметку по предмету во время сдачи ЦТ? До введения новой системы оценивания этот показатель не совпадал с реальными результатами тестирования. С введением новой методики это разница нивелировалась. И теперь примерно можно рассчитывать на результат ЦТ, равный годовому баллу по школьному предмету, умноженному на 10.
Поделись мнением! Отметки в школе, на твой взгляд, выставляются в соответствии со знаниями или не совсем?
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы — это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности как проблема и потребность практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.
НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(десятибалльная шкала)
Структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся
10-балльная шкала | Основные показатели степени обученности учащихся | Обученность в % | Уровень |
1 балл – очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя, товарищей, переписывал с доски | около 1 % | Различие, распознание |
2 балла – слабо | Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде, переписал работу с какого-то сборника | От 2 до 4 % | (уровень знакомства) |
3 балла – посредственно | Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) | От 5 до 9 % | Запоминание |
4 балла – удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить | От 10 до 16 % | (неосознанное воспроизведение) |
5 баллов – недостаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда, выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез | От 17 до 25 % | Понимание |
6 баллов – хорошо | Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. | От 26 до 36 % | (осознанное воспроизведение) |
7 баллов – очень хорошо | Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить её в простейших случаях. | От 37 до 49 % | Элементарные умения и |
8 баллов – отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. | От 50 до 64 % | навыки (репродуктивный уровень) |
9 баллов – прекрасно | Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности | От 65 до 81 % | Перенос |
10 баллов – великолепно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков | От 82 до 100 % | (творческий уровень) |
Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной
Десятибалльная шкала
Суррогатная шкала
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИФРОВОЙ ОТМЕТКИ:
Баллы
Основные показатели для оценочных суждений
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Русский язык
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяются умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) – проверка, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Контрольный диктант
1. Объём соответствует количеству слов по чтению.
2. Негрубые (недочёты) ошибки:
- исключения из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие «красной» строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
3. Однотипные ошибки
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.
5. За одну ошибку в диктанте считаются
- 2 исправления;
- две пунктуационные ошибки.
6. Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении)
Выставление оценок за контрольный диктант
Баллы | Основные показатели для оценочных суждений |
10 баллов – великолепно | Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии |
9 баллов – прекрасно | Отсутствие ошибок, 1 недочёт |
8 баллов – отлично | Отсутствие ошибок, 2 недочёта или 1 пунктуационная |
7 баллов – очень хорошо | 1 ошибка и 1 недочёт или 1 орфографическая и 1 пунктуационных |
6 баллов – хорошо | 2 ошибки или 1 орфографическая и 2 пунктуационных |
5 баллов – недостаточно хорошо | 3 ошибки и 1 недочёт или 1 орфографическая и 3-4 пунктуационных |
4 балла – удовлетворительно | 4 ошибки и 1 недочет |
3 балла – посредственно | 5 ошибки и 1 недочет |
2 балла – слабо | Не более 6 ошибок |
1 балл – очень слабо | Наличие более 7 ошибок или 10 недочётов |
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются
- Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске).
Оценки за словарный диктант (при количестве слов 12-20)
Баллы | Основные показатели для оценочных суждений |
10 баллов – великолепно | |
9 баллов – прекрасно | Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии |
8 баллов – отлично | 1 исправление |
7 баллов – очень хорошо | 1 ошибка |
6 баллов – хорошо | 1 ошибка и 1 исправление |
5 баллов – недостаточно хорошо | 2 ошибки |
4 балла – удовлетворительно | 2 ошибки и 1 исправление |
3 балла – посредственно | 3 ошибки |
2 балла – слабо | 4 ошибки |
1 балл – очень слабо | 5 ошибок и более |
Количество слов для словарного диктанта
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Дата публикации: 26.09.2016
Статья просмотрена: 4764 раза
Библиографическое описание:
Мамцева О. В., Мистюрина М. С. Балльная система оценивания // Школьная педагогика. 2016. №4. С. 29-32. URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/ (дата обращения: 10.11.2019).
С 2010 года МКОУ лицей № 11 г. Россоши Воронежской области активно включился в работу по реализации ФГОС. На протяжении всего времени преподавателями ведётся научно-исследовательская и практическая работа, направленная на разработку новых авторских программ по предметам, работу с одаренными и талантливыми детьми, развитие их познавательной активности и интеллектуального потенциала. В 64 % классов начальной школы обучение ведется по технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, в 36 % — по программе с элементами развивающего обучения «Планета знаний». Основным средством диагностики УУД и осуществления обратной связи является система оценивания. В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования в ней происходит принципиальное изменение результатов обучения младших школьников. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В связи с этим, возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Пятибалльная система оценивания, безусловно, обладает достоинствами: простота, традиционность, понятность, универсальность, очевидная сила воздействия. Без этого она не могла бы существовать так долго. Но наряду с достоинствами имеет и недостатки в диагностике формирования УУД:
– достижения учащегося сравниваются с результатами других учащихся;
– учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания;
– пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
– нет обратной связи между учителем и учеником.
Инновации в образовании побудили нас взять за основу критериальное оценивание, что является альтернативной системой контроля и оценки успешности учащихся. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.
Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание позволяет:
- разработать критерии, позволяющие увидеть реальные качественные результаты;
- иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
- выстраивать образовательный маршрут обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и особенностей.
- прогнозировать собственный успех, опираясь на знание критериев;
- оценивать себя (самооценка) и своих сверстников;
- использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
- получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
- отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
- устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
- быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Администрацией и учителями лицея была разработана и принята к реализации 100 бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы). При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. Критерии оценки были разработаны методическим советом лицея (в состав которого входят руководители методических объединений), совместно с активистами ученического самоуправления и представителями родительской общественности. Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.
Для каждого урока учителем ставится ряд задач, в соответствии с которыми формируются критерии (предметные результаты), для самооценки и оценки видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. Чтобы самостоятельность оценивания не вызывала затруднений критерии делаются максимально доступными.
С этой целью в критериях выделяются рубрики (инструкции по оцениванию), которые процедуру оценивания делают максимально прозрачной. В рубриках ставятся баллы по каждому из критериев.
Балльные шкалы по всем предметам начинаются с нуля. Оценивается не личность ученика, а его деятельность. В критериальном оценивании за каждое умение можно набрать баллы, т. е. описание уровней достижения формулируется в позитивном ключе.
В начале учебного года на первых уроках учителями и учениками были обговорены критерии, по которым будут оцениваться работы. Разработка критериев позволяет обучающимся лучше понять, как учиться, чему, а главное, зачем.
В 2016–2017 учебном году в лицее утверждена следующая бальная система: