Какие законы должен знать водитель

1. Проверка документов может производиться исключительно на станционных постах ДПС, в случае если вами не были нарушены правила дорожного движения (приказ МВД от 01.06.98 № 329)

2. Человек, сидящий за рулем в припаркованном автомобиле, — пассажир, а не водитель (вы имеете право не предъявлять никаких документов или показать ПТС, требовать от вас большего незаконно)

3. Инспектор обязан представиться и назвать объективную причину остановки, прежде чем требовать от вас предъявления каких-либо документов (п. 18.1 — 18.2 Наставления по работе ДПС, утвержденного МВД РФ от 20.04.99 № 297)

4. Претензии за нарушения правил дорожного движения могут быть предъявлены исключительно сотрудником ГИБДД, другими службами полиции — только во время спецопераций (приказ МВД № 329)

5. Досмотр багажника будет законным только:

при совершении вами административного правонарушения;
при обоснованном подозрении использования автомобиля в противоправных целях.
если весь процесс проходит при свидетелях и составлении протокола досмотра (ст. 27.9 КОАП РФ).
Справка: если досмотр проводится незаконно, сотрудник ГИБДД может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ст. 330 УК РФ (самоуправство).

6. Внимательно следите за тем, какой именно документ оформляет инспектор ДПС. При административном правонарушении он может составить ПРОТОКОЛ (ст. 28.1 КоАП РФ), но не вынести ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Помните, что (по ст. 28.6 КоАП РФ) Протокол составляется в случае наличия события административного правонарушения, а Постановление — в случае, если вы официально признаете свою вину.

Кроме того, выписывая Постановление об АП, инспектор нарушает сразу ряд законов:

признаёт вас виновным, отказывая таким образом в помощи адвоката и нарушая ст. 48 Конституции РФ, которая гласит о правах каждого на юридическую помощь при рассмотрении дела. Следовательно, из-за нарушения порядка рассмотрения дела постановление подлежит отмене;
нарушает ваши права, гарантированные ст. 49 Конституции РФ:
— каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда
— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Вы можете на официальном основании требовать у сотрудника правоохранительных органов доказательств вашей вины (ст. 1.5 КоАП РФ).

7. Вы не обязаны давать объяснения или показания. Ваше полноценное право написать в Протоколе «Не согласен» или «ПДД не нарушал» (ст. 51 Конституции РФ)

8. Лишить водительских прав может только суд (ст. 3.8 КоАП РФ)

9. Если вы считаете действия сотрудника ДПС незаконными, ваше право подать жалобу в вышестоящие инстанции (ст. 266 — 268, 273 КоАП Рф, ст. 239 ГПК)

10. Если вами была подана жалоба, о результатах проверки и принятых мерах вам обязаны сообщить в письменном виде в установленный срок (ст. 271 КоАП РФ)

Каждого водителя останавливает сотрудник ГИБДД. Одних чаще, других реже, но останавливает. Насколько законны или не законны действия инспектора, нам, простым обывателям, зачастую не известно — мы привыкли беспрекословно выполнять все требования сотрудников милиции. В этой статье я попробую раскрыть и описать основные требования закона при встрече с сотрудником ДПС и рассмотреть законные и не законные требования по основным моментам. Я представил материал в виде простой, понятной и удобной в пользовании подборки. Распечатывайте и защищайте свои права!

1. Если вы не нарушили ПДД, то проверка документов — только на стационарных постах ДПС (приказ МВД от № 329).

2. Претензии за нарушения ПДД вам может предъявить только сотрудник ГАИ, а другие службы милиции — лишь во время спецопераций (приказ МВД № 329).

3. Человек, сидящий за рулем в припаркованной машине, — не водитель, а пассажир. В этом случае Вы можете либо предъявить ПТС, либо не предъявлять документы вовсе.

4. Инспектор, не представившись и не назвав причину остановки, требуя предъявить документы, нарушает требования п. 18.1−18.2 Наставлений по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации (утв. приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. № 297).

5. При наличии талона ТО проверка любых технических параметров машины (СО, СП, уровня тонировки стекол ) запрещена (ст. 12.1 КоАП РФ, приказ МВД РФ № 329).

Читайте также:  Какие задачи предусмотрены ук рф

6. Требование открыть багажник незаконно, поскольку согласно КоАП досмотр является мерой административного обеспечения и ограничивает права граждан (согласно ч. 3 ст. 55 Конституции), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27.9 КоАП.
Так, досмотр транспортного средства может производиться работниками ГИБДД не в любом случае, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении использования этого средства в противоправных целях. И даже последнее, кстати, не дает возможности для произвола со стороны соответствующих работников в том смысле, что всегда можно сослаться на это подозрение. Это подозрение должно быть обоснованным.
Водитель обязан открыть багажник только при соблюдении условий ст. 27.9 КоАП РФ, то есть, если будут свидетели и будет составлен протокол досмотра в свободной форме. (Необходимо заметить, что составление протокола является обязанностью уполномоченных лиц, установленной законом — ст. 243 КоАП, которую они обязаны исполнять без каких-либо просьб и ходатайств.)
Производя необоснованный досмотр, сотрудник ГИБДД совершает уголовное преступление: должностные лица — по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), а не должностные — по ст. 330 УК РФ (самоуправство), поскольку в этом случае причинен существенный вред правам и свободам гражданина, так как автомобиль подвергается досмотру без имеющихся на то законных оснований.

7. В соответствии со ст. 28.1. КоАП РФ инспектор ДПС уполномочен на составление протокола по делу об административном правонарушении, однако зачастую инспектор на месте выносит постановление по делу об АП, чем нарушает положения ст. 28.6 КоАП РФ о том, что протокол составляется в случае оспаривания наличия события административного правонарушения, а постановление — когда гражданин признает свою вину.

8. Во время ознакомления с протоколом инспектор обязан разъяснить Вам Ваши права, предусмотренные статьей 247 Кодекса об административных правонарушениях; если он отказывается это сделать, он нарушает требования п. 18.8 Наставлений по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

9. Инспектор обязывает Вас подписать графу «Копию протокола получил», сославшись на то, что «живая» подпись на копии недопустима. Такими действиями инспектор, составивший протокол, нарушил ст. 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой он обязан вручить копию административного протокола.

10. Статья 25.6 КоАП гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». Обращаю Ваше внимание на тот факт, что, если инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или приглашает подставных свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог».
Статья 50 : «…2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона».
Комментарий к статье 50: «Положение о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем, направлено на предотвращение следственных и судебных ошибок, которые могут быть порождены неверными источниками информации. Это положение направлено также на защиту прав граждан и предостережение должностных лиц правоохранительных органов и суда от нарушения норм процессуального законодательства…»
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно, причем, согласно РФ по гражданским делам (БВС № 12 от 2001 г.), независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

11. Вы имеете право пользоваться защитой адвоката в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ. Выписывая постановление, инспектор признает Вас виновным на месте, и таким образом отказывает в помощи адвоката (защитника), лишая Вас гарантированного статьей 48 права на юридическую помощь при рассмотрении дела. Это также является достаточным основанием для отмены решения о наказании. Данное обстоятельство прямо подтверждает нарушение установленного порядка рассмотрения дела, в связи с чем названное постановление подлежит безусловной отмене. Выписав Постановление об административном правонарушении, инспектор нарушает Ваши права, гарантированные на основании ст. 49 :
А) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Б) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Требуйте у инспектора доказательств вашей вины, ст. 1.5 КоАП РФ.

12. Вы не обязаны давать объяснения и показания. В протоколе пишите: «Не согласен» или «ПДД не нарушал» (ст. 51 Конституции РФ).

13. В случае, если Вы считаете действия сотрудников ДПС незаконными, а привлечение Вас к административной ответственности незаконным и необоснованным, если не были соблюдены установленные порядки привлечения, или отсутствовал состав административного правонарушения, в соответствии со ст. ст. 266 — 268, 273 КоАП, ст. 239 ГПК, Вы можете обратиться в вышестоящую инстанцию с просьбой отменить постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа и прекратить дело на основании п. 1 ст. 227 КоАП (отсутствие события и состава административного правонарушения).

Читайте также:  Как нанять адвоката для защиты

14. Если Вы написали жалобу, о результатах служебной проверки и принятых мерах Вам обязаны сообщить письменно в установленный ст. 271 КоАП РФ срок.

15. Лишить прав вас может только суд (ст. 3.8 КоАП РФ).

Зная свои права и обязанности, мы защищаем себя от произвола, который, к сожалению, все еще имеет место быть на наших дорогах.
Удачи вам и поменьше встреч с беззаконием и произволом!

Сотрудник ДПС утверждает, что вы нарушили правила. Вы уверены в обратном. Чтобы разрешить спор, можно поискать текст ПДД в интернете, но это потребует времени. Некоторые пункты стоит выучить наизусть.

Однако несколько пунктов заучить все-таки следует каждому водителю — для более уверенного общения с теми же сотрудниками. И цитировать точно, пусть даже многие формулировки кажутся чудовищно сложными.

Стоп, машина!

ПДД четко определяют список неисправностей автомобиля, с которыми нельзя ездить. Пункт 2.3.1:

«Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада».

Остальные неисправности — дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная — не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение.

«При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Тонировка не по ГОСТу, разные и «лысые» колеса, цветные фонарики и прочее — явное нарушение того же пункта 2.3.1:

«Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Понятно, что тонировка к вашему автомобилю сама по себе прилипнуть не могла. Вы с ней выехали на дорогу в нарушение Правил.

Проезд на красный

Одно из самых распространенных нарушений — проезд на запрещающий (красный) сигнал светофора. Однако в ПДД есть пункт 13.7, оговаривающий такие случаи:

«Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка».

Впрочем, это допустимо, только если перед светофором нет стоп-линии.

А что, если машина проехала перекресток на желтый сигнал светофора? Он тоже считается запрещающим, если не переведен в мигающий режим. Нехорошо, конечно, но при встрече с сотрудником ДПС на выручку придет пункт 6.14:

«Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение».

При возникновении спорной ситуации вы можете сослаться на то, что у вас не было возможности экстренно остановиться, не нарушая пункт 1.5:

«Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».

Кстати, именно этот пункт стоит учить в первую очередь всем без исключения, и не только водителям, но и пешеходам (о них — дальше).

Пешеходный переход

«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 14.1:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

* Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил».

Разворот по стрелке

Обычная спорная ситуация на дороге — разворот под стрелку, разрешающую поворот. Если гаишник утверждает, что это нарушение, это ложь. Пункт 6.3: «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком». При этом вы должны помнить о пункте 8.11: «Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств».
Читайте также:  Кто платит налог на землю в снт

Авария

Одна из самых любимых «страшилок» для малограмотных водителей — изменение положения транспортных средств на проезжей части после аварии или оставление места ДТП. Однако в ПДД есть пункт 6.1, не только не запрещающий, а — напротив — предписывающий такие действия, если пострадали только машины и они мешают движению:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».

«Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции».

Что самое интересное, сотрудников полиции не нужно ждать на месте аварии часами, что, как мы все знаем, часто приходится делать. Все вопросы можно решить по телефону:

«Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия».

Водителю запрещается

Наверное, самый тяжелый для восприятия и запоминания пункт ПДД, который все-таки следует выучить каждому, но не для гаишников, а для себя — 2.7. Это перечень того, что запрещено водителю. Список внушительный:

«управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Очевидно, этот пункт многим водителям просто не знаком либо стерся из памяти. Стоит освежить.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector